Будет ли Анкара требовать признания протурецкой автономии на севере Сирии
Ушедший 2022-й год, несомненно, самый трудный год на всю историю Российской Федерации, отметился напоследок одной хорошей, на первый взгляд, новостью. По итогам трехсторонних переговоров между представителями Турции, САР и РФ стало известно, что Анкара может добровольно вывести свои войска с севера Сирии. Какой может быть реальная подоплека столь необычного миролюбия турецкого «султана»?
СВО по-турецки
Как сообщает сирийское издание El Watan, турецкие войска могут быть выведены из оккупированных ими северных регионов САР. Необходимость ввода войск на территорию сопредельного государства министр обороны Турции Хулуси Акар объяснил следующим образом:
Мы подчеркнули на встрече, что поддерживаем территориальную целостность Сирии и ее суверенитет, а наша единственная цель – борьба с терроризмом. Мы отметили, что треть Сирии контролируется террористическими группировками.
Мы пояснили, что турецкие военные находятся в Сирии для того, чтобы бороться с «Рабочей партией Курдистана» (РПК), курдскими отрядами YPG, ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка - прим. ред.) и другими террористами, и для предотвращения массовой миграции.
Мы пояснили, что турецкие военные находятся в Сирии для того, чтобы бороться с «Рабочей партией Курдистана» (РПК), курдскими отрядами YPG, ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка - прим. ред.) и другими террористами, и для предотвращения массовой миграции.
Действительно, ситуация в Сирии по-прежнему остается очень сложной. Эта страна фактически разделена на три анклава: основная территория контролируется официальным Дамаском при помощи иранских и российских союзников, северные регионы находятся под оккупацией соседней Турции, которая использует террористические группировки всех мастей в качестве своих прокси, а также имеется курдская автономия «Рожава» на северо-востоке САР, существующая при поддержке небольшого контингента ВС США и некоторых арабских племен. Именно курдский фактор и был использован Анкарой как предлог для интервенции на север Сирии.
Появление на территории сопредельного государства курдской автономии было расценено в Анкаре как потенциальная угроза сепаратизма со стороны 20-миллионной курдской диаспоры в самой Турции. Несмотря на то, что сирийские курды не предпринимали никаких реальных антитурецких действий, им в вину было поставлено, что они в ходе гражданской войны в САР смогли самоорганизоваться, вооружиться и превратиться в реальную военную силу, которая при поддержке американцев смогла выбить с северо-востока ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая группировка) и ряд других экстремистских группировок, уже протурецкого толка. По итогам переговоров от 29 декабря в Москве от представителя Анкары прозвучала следующая формулировка:
Курдские формирования, связанные с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК), являются «агентами США и Израиля и представляют наибольшую опасность для Сирии и Турции».
Под видом борьбы с международным терроризмом «султан» провел ряд военных операций в северной Сирии. Турецкие войска захватили территорию между приграничными городами Аазаз и Джераблус к северу от Алеппо, оккупировали административный район Африн, взяли под контроль пограничные районы к востоку от реки Евфрат. Целью было названо создание «буферной зоны», отделяющей Турцию от возможных поползновений со стороны сирийских курдов. По сути же была проведена настоящая этническая чистка, когда местные курды были вынуждены сотнями тысяч бежать из своих домов, а на их место переселялись лояльные Анкаре арабы-сунниты и туркоманы из лагерей беженцев в Турции. В планах «султана» переселить туда еще от 1,5 до 2 миллионов сирийских беженцев, для чего разработана целая программа по строительству более 200 тысяч новых домов.
По факту в оккупированных Турцией регионах САР созданы альтернативные и не подчиняющиеся официальному Дамаску органы власти, вооруженные силы, полиция и спецслужбы. В школах преподается турецкий язык, в товарно-денежном обороте используется турецкая лира. Секретом полишинеля является то, что эти оппозиционно настроенные режиму президента Асада беженцы должны были стать протурецким оплотом в Сирии, с последующей попыткой привести к власти в стране протурецкие силы. Ничего не напоминает?
Идлибская Народная Республика?
Отметим, что на пути реализации подобных неоосманских планов в Сирии стояли другие влиятельные игроки – Иран, Россия, США и Израиль, каждый из которых имел свои собственные интересы. Однако в 2022 году расклад довольно сильно изменился.
После того, как Москва начала специальную военную операцию на Украине, приоритеты во внешней политике пришлось довольно сильно пересмотреть. Оказалось, что российская армия не вполне готова к широкомасштабной войне конвенциальными способами. Судя по информации от израильского портала DEBKA, дефицит опытных обстрелянных офицеров на Украине пришлось компенсировать за счет частичного вывода нашей группировки из САР. О полном уходе речи не идет, но масштаб российского военного присутствия сократился, и немудрено.
Помимо чисто военного, заметный дисбаланс между основными игроками на сирийском направлении произошел и в политической сфере. С одной стороны, Кремль критически зависит от Анкары в вопросе сохранения экспорта углеводородов на европейском направлении, для чего намерен превратить Турцию в региональный газовый хаб. Также есть серьезная зависимости от турок в вопросе параллельного импорта в Россию. С другой стороны, резко возросла зависимость Москвы от Тегерана, поскольку ВС РФ объективно требуются некоторые образцы иранских вооружений для успешного проведения СВО на Украине, а также России нужна сама Исламская Республика как альтернативные Турции торговые ворота на южном направлении.
Таким образом, ввиду объективного ослабления позиций Москвы, налицо все предпосылки для дальнейшего передела сфер влияния в Сирии. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на формулировки требований турецкой стороны о якобы добровольном выводе войск из САР:
В политическом процессе должны быть предприняты шаги, чтобы наши войска ушли. Если есть пустоты, террористические организации не должны их заполнять.
Политические шаги? Не военные, связанные с вопросами безопасности, а именно политические?
Думается, «султан» Эрдоган будет выжимать из ситуации по максимуму, пытаясь добиться от Дамаска и Кремля согласия на легализацию протурецкого анклава через создание некой автономии, по типу Народных Республик Донбасса. Тогда турецкие войска действительно смогут из Сирии официально уйти, но вместо них останется «Народная милиция», а дальше – как карта ляжет. Аналогия так себе, но в данном ключе значение имеют именно применяемые политико-правовые механизмы.
Информация