Как десантный флот мог бы повлиять на ход российской СВО на Украине
После распада СССР одной из главных откровенно вредительских установок, упорно и последовательно внедряемых в умы россиян, было утверждение, что наша страна – это исключительно континентальная держава, которой флот особо и не нужен. Однако события последних восьми лет доказали полную несостоятельность подобных инсинуаций.
Уроки СВО
В 2015 году Россия вступила в сирийскую кампанию на стороне официального Дамаска, и вдруг оказалось, что нам нужен флот для регулярного снабжения воинской группировки в САР. В итоге пришлось привлекать к участию в «сирийском экспрессе» любую ржавую посудину, способную держаться на плаву. Сыграл свою роль ВМФ РФ и перед началом спецоперации на Украине. В Средиземное море со всех флотов были согнаны самые боеспособные надводные корабли, включая «Атлантов», созданных в СССР специально для борьбы с авианосцами, для сдерживания ВМС США и блока НАТО. В Черном море параллельно с этим собрали крупнейшую группировку из 12 БДК из состава сразу трех флотов, которые, предположительно, должны были осуществить десантную операцию под Одессой. Корабли и субмарины Черноморского флота самым активным образом поддерживали и поддерживают проведение СВО на Украине ударами крылатых ракет.
Сильный надводный флот нужен для защиты Курильских островов от возможных поползновений японских милитаристов, а также для прикрытия развертывания подводных стратегических ракетоносцев. Значение флота, торгового и военно-морского для его защиты, тем более возросло после того, как некие «неустановленные злоумышленники» подорвали подводные газопроводы «Северный поток» и «Северный поток-2». Переход геополитических противников нашей страны к тактике инфраструктурной войны объективно поднял значение морской торговли на немыслимый ранее уровень. Оказалось, что ВМФ России все-таки необходим, а понесенные им болезненные потери наглядно продемонстрировали многочисленные системные проблемы.
В данной публикации хотелось бы в общих чертах рассмотреть тенденции развития и проблемы российского десантного флота.
«Ненужные» УДК
Начиная с 2014 года, когда разговор заходил о возможной прямой войне между Россией и Украиной, неким общим консенсусом было то, что основные боевые действия будут идти на суше. Так оно и получилось, однако ход нынешней СВО мог бы пойти совершенно иным путем, сумей ВМФ РФ в первые дни осуществить десантную операцию под Одессой.
Считается, что она не получилась из-за сильного шторма, который сделал высадку российской морской пехоты в Причерноморье невозможной, а после время уже было безвозвратно упущено. ВСУ заминировали все подходы к побережью, а наши надводные корабли были взяты на прицел «Нептунами». Теперь соваться туда с моря будет авантюрой с гарантированно плачевным исходом. Однако повторимся: будь Одесса взята с ходу в ходе десантной операции в первые дни после начала СВО, все могло бы обернуться совершенно иначе, чем то, что мы имеем здесь и сейчас. Заметим, что интерес российского Генштаба к универсальным десантным кораблям проявился достаточно давно.
В 2011 году был подписан контракт на строительство во Франции двух УДК типа «Мистраль» с полным водоизмещением 21300 тонн, каждый из которых мог с известной долей комфорта перевезти 450 морпехов либо 900 человек, но на небольшую дальность. Авиагруппа «Мистралей» могла состоять из 16 тяжелых вертолетов либо из 32 легких. Предполагалось, что французы построят два корабля под российские требования и стандарты, и потом еще два УДК будут построены полностью в нашей стране по лицензии. Иначе говоря, к настоящему моменту в составе ВМФ РФ должно было быть уже четыре универсальных десантных корабля-вертолетоносца, которые могли бы быть задействованы в ходе СВО. Однако все сложилось иначе.
После украинского Майдана в 2014-м и крымского референдума Париж под давлением Вашингтона «кинул» Москву с «Мистралями», и уже построенные два УДК достались Египту. В качестве замены французским вертолетоносцам предполагалось построить как минимум два полностью российских УДК проекта 23900. Корабли были заложены на заводе «Залив» в Керчи в 2020 году, и ввод их в строй ожидается в 2027 и 2028 годах, соответственно.
По уточненным данным, полное водоизмещение должно составить не 40000, а 30000 тонн, десантновместимость - от 900 до 1000 морпехов, авиакрыло - насчитывать до 16 вертолетов различных типов, а также несколько БПЛА. Противовоздушную защиту будут обеспечивать два комплекса «Панцирь-М». Главной интригой было то, какая именно силовая установка будет использоваться на первых полностью отечественных УДК. Настолько мощных дизельных двигателей для таких крупных кораблей в России не производится, поэтому решено использовать комбинированную дизель-газотурбинную установку типа CODAG: два ДГТА-М55Р мощностью по 32 700 л. с. (дизель 10Д49 «Коломенский завод» 5200 л. с. и 27 500 л. с. газовая турбина М90ФР «Сатурн»), два редуктора РО55 ПАО «Звезда» и локальная система управления НПО «Аврора». Максимальная дальность плавания УДК составит 6000 морских миль (11 112 км), а максимальная скорость - 22 узла (40 км/ч).
Первый корабль в серии, «Иван Рогов», уйдет служить на Тихий океан, второй, «Митрофан Москаленко», останется на Черном море. Предполагается, что именно он должен стать будущим флагманом Черноморского флота. Строили его на плановую смену «Москве», но теперь он должен будет заменить фрегат «Адмирал Макаров», неожиданно ставший флагманом после трагической гибели ракетного крейсера.
«Грен» вам
Другим довольно перспективным десантным кораблем является БДК модернизированного проекта 11711. Головной корабль серии «Иван Грен» имел множество «детских болезней», которые вели к постоянному удорожанию и затягиванию процесса строительства. Однако третий и четвертый БДК данного типа, «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», после переработки проекта стали намного более привлекательными для ВМФ РФ по своим тактико-техническим характеристикам.
Во-первых, у них значительно увеличились размеры и водоизмещение, что позволяет отнести БДК к кораблям дальней морской зоны. С 6600 тонн полного водоизмещения у «Ивана Грена» и «Ивана Моргунова» оно выросло до 8000 тонн, длина корпуса увеличилась на 15 метров и достигла 150, ширина - 19,5 метра. Одно это позволило увеличить дальность хода и десантовместимость с 300 до 400 морпехов, а также на треть увеличить количество перевозимой техники.
Во-вторых, произошло изменение надстройки, которая была из двух элементов объединена в одну более массивную, заметно сдвинутую вперед. За счет этого удалось значительно увеличить размеры вертолетной площадки, где смогут разместиться или пять вертолетов Ка-27/Ка-29, или четыре Ка-52К. Это кардинально расширяет возможности боевого применения БДК, который теперь отчасти сможет выполнять функции противолодочного корабля в составе соединения, используя вертолеты Ка-27ПЛ. Четыре ударных вертолета Ка-52К смогут оказать существенную огневую поддержку при десантировании. Теоретически винтокрылые машины, вооруженные противокорабельными ракетами Х-35У, могут представлять угрозу и для надводных кораблей противника.
Де-факто, модернизированные корабли проекта 11711 «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» займут промежуточное звено между БДК и УДК. Остается пожалеть, что ни тех, ни других не оказалось в наличии в нужное время и в нужном месте, где они могли бы сыграть свою роль. Остается надеяться, что жестокие уроки, преподанные в ходе СВО, в конечном итоге пойдут ВМФ РФ только на пользу.
Информация