Три масштабных инфраструктурных проекта для России и Ирана
Специальная военная операция, начатая 24 февраля 2022 года на Украине, привела к необычайному сближению России и Ирана. Тегеран оказался одним из немногих, кто решился подставить Москве плечо. В условиях западных санкций и непростых отношений с Турцией в перспективе именно Иран может стать ведущим деловым партнером для нашей страны.
Благодаря своему географическому расположению, Исламская Республика теперь представляет собой исключительное значение для реализации инфраструктурных проектов в обход антироссийски настроенных государств. С ходу можно назвать как минимум три перспективных направления.
МТК «Север – Юг»
Идея международного транспортного коридора «Север - Юг» возникла уже очень давно, в конце 90-х годов прошлого века. В соответствии с ней должен появиться единый маршрут, по которому можно было бы доставлять контейнерные грузы из Индии в регион Балтики в обход Суэцкого канала. Странами-транзитерами, соответственно, должны были стать Иран и Россия.
Всего в рамках проекта возможно три направления – Транскаспийское, Восточное и Западное. Первый предполагает использование иранских и российских автомобильных дорог и паромной переправы через Каспийское море. Восточный маршрут может соединить РФ и ИРИ железнодорожной сетью по восточному берегу Каспия через Казахстан, Узбекистан и Туркмению. В западном направлении грузопоток из Индии сможет пойти по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан или даже Армению. Точка входа коридора «Север – Юг» в любом случае будет на берегу Персидского залива, куда должны приходить сухогрузы из Индии, выхода – в российских портах на Балтике.
Насколько можно понять из открытых источников, Москву, Тегеран и Нью-Дели в настоящее время интересует именно Транскаспийский маршрут, видимо, чтобы не попадать в лишнюю зависимость от многочисленных стран-транзитеров.
Самое интересное, что этот инфраструктурный проект наиболее активно сейчас продвигает даже не Россия или Иран, а Индия. Англоязычный канал Press TV, базирующийся в ИРИ, комментирует мотивы Нью-Дели следующим образом:
Чтобы получить доступ к богатой ресурсами Центральной Азии, Индия должна направлять свои товары через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и Европу являются длинными, дорогими и трудоемкими, при этом [путь через] Иран является наиболее жизнеспособным.
При этом за скобками тактично остается то, что КНР и Индия находятся в непростых отношениях, являясь региональными потенциальными противниками, и обе эти страны продвигают свои инфраструктурные проекты через Исламскую Республику, чему в Тегеране явно только рады. Развитие Транскаспийского маршрута позволит и России выйти на рынки Юго-Восточной Азии через Иран, минуя среднеазиатские республики и Китай.
Железная дорога в Сирию
Другой перспективный инфраструктурный проект, который продвигает Тегеран, представляет собой железную дорогу, призванную соединить Исламскую Республику с побережьем Средиземного моря. Для этого в единую транспортную сеть должны быть соединены Иран, Ирак и Сирия с выходом в порт Латакии. Данная железная дорога может быть впоследствии дотянута и до Китая.
Тегеран крайне заинтересован в выходе в акваторию Восточного Средиземноморья, где себя пока что вольготно чувствуют израильтяне. Порт Латакии с 2019 года передан в аренду Ирану, и на его территории вполне может появиться настоящая база ВМС ИРИ. Интерес России к данному маршруту состоит в том, что Минобороны РФ тогда получит реальную возможность снабжать нашу воинскую группировку в Сирии через Каспий, Иран и Ирак по железной дороге в обход Турции и ее проливов, которые могут быть заблокированы в случае резкого обострения отношений Москвы и Анкары.
Канал Каспий – Персидский залив
Это самый древний инфраструктурный проект между Россией и Ираном, который на полном серьезе обсуждался еще при Петре I. Уже тогда было понятно, что критическая зависимость от турецких Босфора и Дарданелл ни к чему хорошему не приведет. Рассматривались два основных варианта прокладки судоходного канала – с выходом в Персидский залив протяженностью около 650 километров и в Оманский залив – почти 1000 километров.
Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала начала работу в 1904 году, но тогда стороны не смогли договориться об условиях. Россия настаивала на принципе экстерриториальности судоходного канала, а Иран – на создании кондоминиума. Впоследствии вопрос о соединении Каспийского моря и Персидского залива поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви в Тегеране в 1943 году. Однако в 50-е годы руководство Ирана начало проводить более «многовекторную» политику, и проект опять не состоялся. Американцы стали активно покупать иранскую нефть, а Турция – демпинговать, снижая тарифы на транзит советских товаров через свои проливы.
«Западные партнеры» делали все, чтобы разорвать взаимовыгодное сотрудничество наших стран, и у них это прекрасно получалось. В 1998 году вновь была создана совместная экспертная группа по проекту судоходного канала через Иран, но его реализация была приостановлена из-за введения против Исламской Республики экономических санкций. В 2016 году Москва и Тегеран опять вернулись за стол переговоров после того, как заметно ухудшились российско-турецкие отношения на фоне войны в Сирии.
Возможна ли реализация подобного проекта сегодня?
Начало прокси-войны России со всем блоком НАТО на территории Украины и возросшие риски со стороны Турции делают такие обходные транспортные коридоры весьма актуальными. Однако строительство сопряжено со многими техническими сложностями и экологическими рисками, а также вылетит в «копеечку». Кроме того, следует учитывать, что, неожиданно обретя морские ворота из Каспия в Индийский океан, Казахстан и другие его среднеазиатские соседи более не будут критически зависеть от России как страны-транзитера. Все эти и иные риски следует учитывать при участии в таких амбициозных инфраструктурных проектах.
Информация