Как американский искусственный интеллект помогает ВСУ против России

38

Специальная военная операция, начатая 24 февраля прошлого года на Украине, стала тяжелейшим испытанием для российской армии. Вдруг выяснилось, что ВСУ почему-то бьют точнее и действуют более координированно, чем ВС РФ, вполне успешно совершая широкомасштабные контрнаступления. Почему же так получилось?

В отечественных СМИ много говорят про западную военную помощь Украине, оценивая ее очень по-разному. Некоторые «говорящие головы» в телевизоре по-прежнему высмеивают возрастную технику натовского образца, которая якобы не представляет особой опасности для ВС РФ и будет быстро уничтожена. При этом за бортом практически оказывается обсуждение разведывательной помощи Североатлантического альянса, которая выводит эффективность действий ВСУ на принципиально иной уровень, чем у российской армии. И это, к сожалению, не преувеличение.



«Видящие камни»


Американский стартап Palantir Technologies был создан одним из бывших владельцев и основателей PayPal Питером Тилем. Palantir, или «Палантир» – это название так называемого видящего камня из Вселенной Толкиена. Основной задачей проекта назывался анализ данных, получаемых из десятков различных баз. Программный продукт при этом является своего рода прослойкой, автоматически заменяющей множество аналитиков. Неудивительно, что первым и главным инвестором стартапа с момента его основания в 2002 году стало венчурное подразделение ЦРУ In-Q-Tel. Только с 2010 года одним из его продуктов под названием Palantir Gotham было разрешено пользоваться ФБР, Министерству обороны, полиции, таможне и службе иммиграции США.

При помощи программного обеспечения Gotham ФБР для сбора всех данных о человеке – местонахождении, передвижениях, личных связях и проч. – достаточно знать, например, номер его автомобиля. Имея только его имя, можно тут же узнать электронную почту, номер телефона, банковские счета, адрес проживания, друзей, передвижения, встречи, рост, вес, цвет глаз и т. д. Приложение компании Palantir Technologies под названием Dossier используется для построения социограмм, Gaia - для перемещения объектов на карте, Apollo - для поддержки военных операций в Афганистане, Сирии, Ираке.

И на Украине.

Туман войны


О том, какую роль сыграло программное обеспечение Palantir в ходе спецоперации, рассказал на сайте газеты The Washington Post Дэвид Игнатиус в статье под говорящим названием «Как алгоритм склонил чашу весов на Украине». Американский журналист побывал в Киеве, где военнослужащие ВСУ показали ему, как именно используется эта разведывательная нейросеть с искусственным интеллектом против российской армии:

На экране – подробные цифровые карты поля боя под Бахмутом на востоке Украины, на которые наложены другие разведывательные данные, большая часть которых получена с коммерческих спутников. Когда мы наклоняемся ближе, мы видим зубчатые траншеи на Бахмутском фронте, где российские и украинские силы разделены несколькими сотнями ярдов в одном из самых кровопролитных сражений войны. Щелчком компьютерной мыши отображаются тепловизионные изображения огня российской и украинской артиллерии; другой щелчок показывает российский танк с буквой Z, видимый через частокол, изображение, загруженное украинским шпионом на земле.

Если бы это был рабочий центр боевых действий, а не демонстрация для заезжего журналиста, украинские офицеры могли бы использовать программу наведения, чтобы выбрать ракету, артиллерийское орудие или боевой беспилотник для атаки российских позиций, отображаемых на экране. Затем дроны могли подтвердить удар, а оценка ущерба была отправлена обратно в систему.

Работает эта система так: искусственный интеллект собирает данные с тысяч спутников, самолетов-разведчиков и разведывательных БПЛА, потоковых видео и фотографий и даже просто сообщений с места событий, оперативно анализирует их и выдает требуемую информацию о местонахождении и перемещениях российских войск, вплоть до места стрельбы отдельных орудий. Все эти данные тут же передаются ВСУ, для которых «тумана войны» нет вообще.

Вот как комментирует использование американского программного обеспечения сам мистер Игнатиус:

Чтобы представить себе, как это работает на практике, подумайте о недавнем успехе Украины в возвращении Херсона на побережье Черного моря. У украинцев была точная разведка о том, куда двигаются русские, и возможность нанести удар точным дальним огнем. Это стало возможным благодаря тому, что у них были разведывательные данные о местонахождении противника, обработанные НАТО из-за пределов страны и затем отправленные командирам на местах. Вооруженные этой информацией, украинцы могли перейти в наступление — двигаться, общаться и быстро приспосабливаться к оборонительным маневрам и контратакам России.

И когда украинские силы наносят удары по российским командным узлам или складам снабжения, почти наверняка они получают таким образом данные о местонахождении противника.

Вот и представьте себе, каково приходится сейчас ВС РФ и Народной милиции ЛДНР, насколько трудный и опасный у них на самом деле противник. Исполнительный директор Palantir Technologies Алекс Карп сравнивает свою систему по эффективности с применением ядерного оружия:

Мощь передовых алгоритмических систем ведения войны сейчас настолько велика, что она приравнивается к наличию тактического ядерного оружия против противника, имеющего только обычное оружие. Общественность склонна недооценивать это. Наши противники больше этого не делают.

В Киеве мечтают не только о победе над Россией, но и о превращении Украины в передовую в технологическом отношении военную державу. Если дать ей время на передышку в рамках условного «Минска-3», цена последующей победы над нацистским режимом для нашей страны только возрастет. Что остается делать нам?

Воевать придется здесь и сейчас тем, что есть в наличии. Очень хотелось бы иметь отечественный аналог Palantir и соответствующую спутниковую группировку, но из реалистичного надо закупать сотни и тысячи иранских беспилотников, ракеты средней дальности и корректируемые авиабомбы, северокорейские артиллерийские установки и снаряды, создавать свои «большие батальоны» и оснащать их надежной защищенной связью для повышения управляемости войсками. Придется давить врага так, не давая ему усилиться еще больше.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 января 2023 11:36
    Ну, ежели, системы ИИ приравниваются к ТЯО, то почему бы России не использовать это ТЯО, хотя бы усеченном виде? Например для генерации мощного электромагнитного импульса способного уничтожить систему ИИ противника
    1. +1
      10 января 2023 12:38
      уничтожить систему ИИ противника

      временные трудности создаст не более того, проблема в том что мы "накрыты" спутниками нато, этот И.И. не более чем приложение к разведданным
  2. 0
    10 января 2023 11:57
    Цитата: Полковник Кудасов
    Ну, ежели, системы ИИ приравниваются к ТЯО, то почему бы России не использовать это ТЯО, хотя бы усеченном виде? Например для генерации мощного электромагнитного импульса способного уничтожить систему ИИ противника

    Ждем поступления Борщевика, тогда будут разорваны цепочки получения информации.
  3. -1
    10 января 2023 12:36
    Воевать придется здесь и сейчас тем, что есть в наличии. Очень хотелось бы иметь отечественный аналог Palantir и соответствующую спутниковую группировку, но из реалистичного надо закупать сотни и тысячи иранских беспилотников, ракеты средней дальности и корректируемые авиабомбы, северокорейские артиллерийские установки и снаряды, создавать свои «большие батальоны» и оснащать их надежной защищенной связью для повышения управляемости войсками. Придется давить врага так, не давая ему усилиться еще больше.

    согласен с автором, но ведь есть еще тактическое Я.О., может пора потренироваться?
    1. D O
      0
      11 января 2023 09:05
      есть еще тактическое Я.О., может пора потренироваться?

      Есть два возражения.
      Первое. После такой тренировки, у ВСУ так или иначе тоже появятся тактические ядерные заряды, применяемые и охраняемые от воровства западными инструкторами. И стрелять ими противник будет с применением сетецентричных технологий, описанных в статье - разведка, ИИ, связь.
      Второе. В результате взаимных тренировок противоборствующих сторон, освобождаемая российская земля будет иметь многочисленные очаги радиоактивное заражения, долгое время имеющие ограничения для их использования, а население будет подвержено повышенной заболеваемости и смертности от радиации и изотопов.
  4. +2
    10 января 2023 13:02
    Либеральная пост ельцинская система является врагом русского народа.
    1. +1
      11 января 2023 04:12
      Цитата: vlad127490
      Либеральная пост ельцинская система является врагом русского народа.

      А почему она не является врагом еврейского народа?

      Некоторым танцорам даже и яйца свои собственные - как враги, но если с головой все в порядке, то и оппозиция в помощь - и даже ветер на улице всегда в спину....
    2. 0
      15 февраля 2023 15:21
      Ты только понял?! fool
  5. +2
    10 января 2023 13:11
    Когда Россия в феврале 22 года вошла на Украину, то у России всё было просчитано и стратегически и материально и по ресурсам и по людям.
    Но был сговор и предательство элиты, а потом Турция и позорное оставление всего, что было занято и полный слом стратегического и прочего планирования....
    А ведь чеченцы уже практически стояли у Банковой.
    И конец нацистской верхушке уже был совсем близок.

    После сговора и предательства наступил хаос.
    Американцы задействовали все ресурсы видя слабость России.
    А сегодня уроки российской слабости выливаются в огромные потери....
    Запад видя российскую слабость перешел все красные линии.

    Именно после Турецкого сговора Россию стали взрывать везде где только можно.

    Простой вопрос... Американские спутники над российской территорией корректируют поражение.
    Почему они до сих пор стаями летают над Россией, если наносят постоянный смертельный урон?
    Почему-то магнитная буря на Солнце может вывески их из строя, а Россия - нет.....
    Почему у врага работает мобильная связь в зоне военных действий.
    В России за Уралом 20 лет связи нет, если отьехать в сторону, а тут на те вам.
    Война? А почему у врага работает Интернет, телевидение, телефон....

    А кто запрещает разбомбить 4 железнодорожных/авто моста через Днепр?
    Можно узнать ФИО политика?
    Ведь сотни танков по воздуху не летают? Откуда столько топлива?
    А логистику в Бахмут российские ВВС охраняют?
    Ни одна крепость не сражается без провианта и боеприпасов. Год!

    По-этому какой ИИ, если и без этого российские генералы со связанными руками и ногами.
    Иначе бы давно всё это закончилось. Ещё прошлой весной...
    1. +2
      10 января 2023 13:26
      у России всё было просчитано и стратегически и материально и по ресурсам и по людям

      просчитано было на вариант "встречи с цветами" - а мы все помним наши колонны снабжения которые ехали без прикрытия и уничтожались целиком

      А ведь чеченцы уже практически стояли у Банковой

      и что, на банковой в тот момент не было никого! какой смысл захватить центр города, в котором живут 5 миллионов твоих врагов

      А кто запрещает разбомбить 4 железнодорожных/авто моста через Днепр?

      говорят средств нет разрушить мосты

      Почему они до сих пор стаями летают над Россией, если наносят постоянный смертельный урон

      ответ такой же, нет средств все эти сотни и тысячи спутников уничтожить, к сожалению
  6. 0
    10 января 2023 13:45
    Цитата: Владимир80
    "встречи с цветами" - а мы все помним наши колонны снабжения которые ехали без прикрытия и уничтожались целиком

    Полная ерунда, так как такие случаи были единичны и большинство колон шло в сопровождении боевого охранения, вертолетов и пр.

    Цитата: Владимир80
    на банковой в тот момент не было никого! какой смысл захватить центр города, в котором живут 5 миллионов твоих врагов

    Смысл такой же, как уничтоженный флагман "Москва, взорванные газопроводы, крымский мост и пр.
    И в Киеве - более половины русские, которые были готовы поддержать Россию. И которые уехали уже после предательской сделки.... по всему миру.

    Цитата: Владимир80
    говорят средств нет разрушить мосты

    Средства есть и полно. Как разрушать посмотрите фото, как США бомбили мосты в Югославии и что от них осталось. В России есть тот, кто имеет власть над властью. Простым языком - предательство.

    Цитата: Владимир80
    нет средств все эти сотни и тысячи спутников уничтожить, к сожалению

    Смешно. Так как просто пролистните на год-два назад и почитайте что ранее писали наши разные генералы, специалисты, эксперты и пр. У военных есть все средства и самые разные, что бы ничего не летало и не работало.
    1. 0
      10 января 2023 17:32
      Средства есть и полно. Как разрушать посмотрите фото, как США бомбили мосты в Югославии и что от них осталось. В России есть тот, кто имеет власть над властью. Простым языком - предательство.

      Однако же: Даже в районе Москвы, Волги, Енисея и Владивостока на мост может выехать грузовик со взрывчаткой и внезапно взорваться. Так что удары по инфраструктуре вопрос НЕОДНОЗНАЧНЫЙ.
    2. Oao
      +1
      11 января 2023 00:12
      У военных аптечек нет, какие еще спутники и ИИ.
  7. +6
    10 января 2023 15:19
    НАТОвцы что хотят то и поставляют, изредка оглядываясь непереборщили ли они чтоб сибирский медведь не был загнан в угол и позабыв о своих виллах и "капиталах" ненароком не нажал на "курок".
  8. +6
    10 января 2023 16:29
    судя по темпам проведения СВО, время на усиления у киевских нацистов предостаточно и они его используют на 200%, ну а МО РФ и Шойгу и дальше будут рассказывать про необходимость модернизации связи и производство своих бпла
  9. +5
    10 января 2023 17:04
    Я согласен со Стрелковым.
    Россия в положении цуцванга. Причём, вошла она в него добровольно.
    1. -4
      10 января 2023 17:26
      Цитата: Дождливый
      Причём, вошла она в него добровольно

      Угу.

      Цитата: Дождливый
      Россия в положении цуцванга.

      а вот с этим не согласен.
      все зависит от экономики, и итоги 2022 отнюдь не катастрофа и развал.
      и ходы, улучшающие положение - вполне есть, это все связанное с разворотом экономики в сторону Азии.
  10. +1
    10 января 2023 17:28
    Ну, если всё так прекрасно наблюдается и используется Украиной, то возникает вопрос: Почему же наши танки, БТРы, артиллерия разных видов до сих пор существуют? Что касается спутниковой разведки: по прогнозу погоды в районе Сватово следующая неделя будет характеризоваться пасмурной облачной погодой. Ну, и как спутник будет видеть букву Z? По поводу смартфонов, интернета: по крайней мере в районе 100 км от линии фронта сотовой связи и интернета не должно быть в природе.
  11. +8
    10 января 2023 17:28
    Цитата: Hiker
    Именно после Турецкого сговора Россию стали взрывать везде где только можно

    В первую и вторую чеченские компании турки принимали и лечили раненых боевиков,шло оружие через них как и сами боевики.Это был 94 по 2001годы ,сейчас на дворе 23г и так же идёт оружие,байрактары,бронеавтомобили,и транзит боевиков,азовцы у турок на курорте с Абрамовича айфонами вялятся на море под лучами южного солнца.Ничего не меняется,ну а мы им хаб газовый смаздрячим.Тут и спутники не надо сбивать и мосты через Днепр взрывать ,когда такие " друзья" есть.
  12. 0
    10 января 2023 18:06
    Блин. Хотел ошибиться - не получилось. Автора узнал про названию.
  13. Комментарий был удален.
    1. +5
      10 января 2023 22:24
      Валерий, в статье все мягко сказано. В реальности все гораздо хуже.
      Например - где-то в 90-х годах п..ы отрабатывали технологию автоматического распознавания обьектов под маскировкой. Не нужно никаких операторов с лупой разглядывающих снимки. У нас это есть?
      А техническая отсталость. На новом корабле, только спущеном на воду показали крыло мостика, а на нем, о чудо, на репитере гирокомпаса стоит пеленгатор. Абсолютно не изменился за 50 !!! лет.
      Зато раздербанили многие военные училища, под корень спецназ ГРУ, оборонные предприятия не в руках государства, а в частных. Поэтому война - ничего личного, просто бизнес.
      (согласно данным Федеральной таможенной службы России товарооборот 404-РФ На 28,8% вырос также объем экспорта РФ на Украину, составив по итогам прошлого года составил 8 миллиардов 129,5 миллиона долларов. )
  14. +3
    10 января 2023 19:43
    Не нужно ИИ. Нужно было запускать военные спутники в достаточном количестве. А России занималась очковтирательством и показушными парадами. И количество разведданных у Украины в сотни раз больше , чем у России. И это без преувеличения.
    А сказки про искуств. интеллект должны усыпить нас, и быть оправданием чего то разгильдяйства и предательсва.
  15. +1
    10 января 2023 20:02
    При такой протяженности фронта и более чем двухкратное преимущество в живой
    силе атаковать можно и без всяких искусственных интеллектов
  16. +3
    10 января 2023 21:03
    Перекрыть поставки вооружения целенаправленным уничтожением мостов, ЖД узлов, тоннелей, НПЗ, и пусть ИИ упражняется. Другого выхода нет. Но кто отдаст такой приказ? Пожарник и его ГШ ?
    1. Oao
      +1
      11 января 2023 00:15
      Это только ТЯО, а его не применят.
  17. -1
    10 января 2023 21:05
    Ну да, куда уж нашему НЦУО до американского стартапа.
    Если этот американский искусственный интеллект такой умный, то чего тогда он не может спрогнозировать направление следующего удара ВС РФ? Киев, Харьков, Сумы, Луцк, Херсон, десант в Одессе... Разброс версий свидетельствует о том, что разрекламированный искусственный интеллект не такой уж и интеллектуал.
  18. +1
    10 января 2023 22:27
    Спасибо за информацию, а где нашии Ан-12 ПП, Ми-8ПП постоновщики помех? Вот так все пропили...
  19. +1
    11 января 2023 01:07
    Эх, тачанка-ростовчанка, наша гордость и краса!

    Насчет планирования СВО - уже провал. Задачи СВО, заявленные для народа, таковыми не являются. Как обычно, Россия на войну является с опозданием, техническим и технологическим. Но, как ни странно, учится , и начинает побеждать. На это я надеюсь. Против ИИ тоже есть средства - не должно быть никакой связи ИИ с исполнителями. Но опять же, каковы цели СВО?Ребята на фронте проявляют чудеса, наконец, что-то сдвинулось в генералитете. Может, начнут воевать?
  20. -1
    11 января 2023 01:34
    Маржецкий опять нагнетает

    на самом деле просто маркетинговый пиар для очередного впаривания очередной "вундервафли"
  21. 0
    11 января 2023 05:02
    Ну, раз у нас ничего нет, ни спутников, ни ИИ, значит вполне будет резонно уравнять, хоть немного наши с ними ресурсы, устроить в космосе на разных высотах облака ядерного мусора.Ракет под спутники всё равно не хватит, а вот штук 20 ядерных зарядов вполне возможно выделить, но не сейчас, а когда столкнемся с НАТО.
  22. +1
    11 января 2023 05:59
    Сие-проявление общей отсталости. Если слово "авторитет" в народе обозначает вора и бандита, то чего ждать?

    Это всегда было. Например, во времена русско-японской войны применение пулемётов в полевых условиях казалось не таким уж нужным. Известный генерал Драгомиров не мог понять зачем нужно оружие, которое стреляет 10 раз в секунду и не даёт возможности прицелиться. Как из него стрелять? А сколько патронов оно изводит?

    Свои пулемёты начали выпускать только к концу войны. Когда увидели, рты разевая, что пулемёт может сделать.

    Необходимость производства танков во время ПМВ тоже была осознана "на практике"... Не раньше.

    Сумели додуматься до осознания значения самолётов, но двигатели закупали. Первые российские шариковые подшипники начали производить только в 1916 на совместном предприятии со шведами.......

    От традиций нам деться некуда!!! Как говорится :"можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки не вывезешь" ....
    1. +1
      11 января 2023 07:03
      Забавно читать комментарии. Один призывает ударить ядерным оружием, другой типа за два дня собрался создать свой ИИ и подготовить российские войска с "сетецентрической войне", третий типа- "и так задавим". Мда... Воистину оправдывается поговорка что у России два врага: один из них- "дороги". wink
      1. 0
        11 января 2023 09:30
        Тоже посмеялся, таких комментариев начитаешься, что и Петросяна не нужно.
      2. 0
        13 января 2023 22:35
        Если бы было много дураков,т.е.светло думающих людей,ду -думать,ра -свет ,к -приставка обозначающая человека.то и второй беды не было.А у нас у власти болваны и лжецы,но отнюдь не дураки.
  23. +3
    11 января 2023 09:42
    Отставание в Космосе дорогого стоит. А оно во многом заложено тем, что у нас нет конкуренции в постройке аппаратов для освоения. Все сконцентрировали в Роскосмосе, где задумались о Марсе (а скорее о правильно-либеральном освоении средств). Реагировать на новации громоздкой структуре тяжело, да еще когда нет конкурентов. Даже при социализме КБ конкурировали друг с другом.
    1. 0
      11 января 2023 10:08
      Цитата: kriten
      Все сконцентрировали в Роскосмосе, где задумались о Марсе (а скорее о правильно-либеральном освоении средств).

      Производством спутников в РФ занимаются -
      ИСС Решетнева
      НПО Лавочкина
      ВНИИЭМ
      ЦСКБ-Прогресс

      "Российские космические системы" - производят компоненты для всех перечисленных, но сами вроде спутники не строят.

      "Газпром Космические Системы" строил завод по сборке спутников в Щелково, но не факт, что он заработает.
      Хотя пока планы такие (из новостей 12.2022):

      ввод в эксплуатацию намечен на 2023 год [2 квартал]. Первым изделием, созданным на площадке ООО «Газпром СПКА», станет оптический спутник дистанционного зондирования Земли «СМОТР-В»

      Так что вполне нормальная конкуренция между предприятиями.

      Цитата: kriten
      оно во многом заложено тем, что у нас нет

      Высокоразвитой электронной промышленности.
      Слабое звено с самого начала полупроводниковой эры.
  24. +1
    11 января 2023 10:44
    Что делать. Помогает
    Обычный исход высоких технологий и развитой экономики.
    Имхо , помогает в боевых действиях буквально все.

    Есть авиалайнеры - везут людей. Есть авиа-транспортники - везут запасы. Есть танкеры - везут нефть. Есть спутники - обеспечивают связью и разведкой. Есть электроника - помогают управлением и обработкой данных.
    Есть промышленность - покупает в России НАТО нефть, преребатывает - и везут для ВСУ соляру и бензин.

    Ну а если нет, то нет, увы...
  25. +1
    12 января 2023 01:34
    Походу, это стало открытием только для ГШ и Герасимова недавно.