Перезапуск МТК «Север – Юг» создаёт стратегическою ось между РФ и Ираном

3

В результате российской СВО Азовское море превратилось во внутренний водоем РФ, ограниченный Крымским полуостровом и устьем реки Дон. Наблюдается расширение морских и железнодорожных сетей в регионе, включая иранские хабы на Каспийском море. Об этом написал аналитик М.К. Бхадракумар в своей статье для индийского издания Indian punchline.

Автор отмечает, что недавно иранские СМИ сообщили о первой партии российского зерна, доставленной в Индию транзитом через Иран. Вероятно, настало время для реанимации проекта Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», соглашение о создании которого было подписано еще в сентябре 2000 года между РФ, ИРИ и Индией для соединения Балтийского моря с Индийским океаном.



По иронии судьбы «адские санкции» Запада против Москвы пробудили МТК «Север – Юг» к жизни. В настоящее время Москва дорабатывает правила, которые дадут судам из Ирана право прохода по внутренним водным путям на реках Волга и Дон

– говорится в публикации.

Автор пояснил, что МТК «Север – Юг» был задуман как мультимодальная транспортная сеть длиной 7,2 тыс. км, включающая морские, автомобильные и железнодорожные маршруты для перевозки товаров между Россией, Центральной Азией, Ираном и Индией. По своей сути это российско-иранский проект, призванный противодействовать западным санкциям. Но совпадение интересов Москвы и Тегерана гораздо шире. Западные ограничения заставляют их искать выгодные пути развития экономики. При этом обе страны разворачиваются к быстрорастущему и гигантскому азиатскому рынку, формируя новый торговый блок, полностью свободный от воздействия Запада.

В конце декабря 2022 года глава МИД РФ Сергей Лавров пообещал, что в обозримом будущем все заметят резкое уменьшение возможностей Запада управлять мировой экономикой, как ему хочется. После этого Западу придется садиться за стол переговоров и разговаривать с другими.

Основу развития МТК «Север – Юг» обеспечат дедолларизация и крупные проекты. Например, вице-премьер российского правительства Александр Новак сообщил об энергосистеме, которая будет включать Россию, Иран, Центральную и Южную Азию. Он уточнил, что в начале 2022 года было не совсем понятно, куда девать национальные валюты. Теперь с этим нет проблем, так как эти денежные единицы торгуются на фондовой бирже и обеспечивают взаимный товарооборот. Причем постоянный приток национальных валют придает устойчивости рынку.

Кроме того, РФ и ИРИ договариваются о своповых поставках нефти и газа. В перспективе газ может пойти в Афганистан и Пакистан. Речь идет о 5 млн тонн нефти и 10 млрд кубометров газа.

МТК «Север – Юг» может создать целую сеть экономических коридоров. Иран может стать центром сближения стратегических и экономических интересов, которые будут определять новые союзы и влиять на геополитику региона в XXI веке. В частности, два иранских порта, Бандар-Аббас и Чабахар, вероятно, будут связаны с пакистанским портом Гвадар, который является воротами в Китайско-Пакистанский экономический коридор, ведущий в Синьцзян (КНР).

Доставка контейнеров из индийского Мумбаи (Бомбея) в российский Санкт-Петербург по МТК «Север – Юг» позволяет сократить время с 45 до 25 дней по ставкам на 30% ниже, чем через Суэцкий канал. Торговый потенциал огромен. Иран и Евразийский экономический союз согласовали детали соглашения о зоне свободной торговли, охватывающей более 7,5 тыс. видов товаров. Рынок объемом (условно) в $700 млрд откроется для Тегерана с 21 марта 2023 года.

ЗСТ стимулирует свободное перемещение товаров и услуг и предусматривает общую политику в макроэкономической сфере, транспорте, промышленности и сельском хозяйстве, инвестициях и т. д. Изменение правил игры для МТК «Север – Юг» означает рождение стратегической оси между РФ и ИРИ, построенной вокруг торгового маршрута, предвещающего формирование торгового блока свободно развивающихся региональных государств с общими интересами, находящимися в противодействии западной гегемонии

– подытожил автор.

Напоминаем, что на каспийском участке МТК «Север – Юг» через несколько лет должны появиться новейшие российские сухогрузы-контейнеровозы проекта 00108.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    10 января 2023 23:12
    Доставка контейнеров из индийского Мумбаи (Бомбея) в российский Санкт-Петербург по МТК «Север – Юг» позволяет сократить время с 45 до 25 дней по ставкам на 30% ниже, чем через Суэцкий канал. Торговый потенциал огромен. Иран и Евразийский экономический союз согласовали детали соглашения о зоне свободной торговли, охватывающей более 7,5 тыс. видов товаров. Рынок объемом (условно) в $700 млрд откроется для Тегерана с 21 марта 2023 года.

    А вы, коллеги, говорили, что возить будет нечего.
  2. 0
    11 января 2023 00:04
    Индия, конкурент КНР и ищет свой "шёлковый путь". тут и подходит "Север-Юг", куда подключатся около двух миллиардов жителей из Южной Азии. (Пакистан, Индия, Бангладеш и пр). Перспектива пути"Север-Юг" огромная, пора выстраивать экономику РФ на экспорт в эти страны..
  3. 0
    11 января 2023 22:26
    В мире будет несколько МТК:
    1. Северный, по Северному Ледовитому океану.
    2. Центральный "север-юг".
    3. Традиционный, Суэцкий канал.
    4. Бам.
    5. Панамский канал.
    Из них три под полным контролем России. Эти МТК уже действуют в той или иной степени. Россия становится важным логистическим узлом. С расширением кождого, роль России будет только увеличиваться. Кто знает, может не придется продавать нефть и газ для пополнения бюджета. Это приведет к увеличению рабочих мест, а значит и уровня жизни Россиян. В тоже время зависть, что эта возможность есть только у России, потребует от России защищать свои интересы, как сегодня СВО, а это от Северного Ледовитого океана до Индийского океана, от - 50 до +50 градусов.Нужно будет обеспечить безопасность.