Перезапуск МТК «Север – Юг» создаёт стратегическою ось между РФ и Ираном
В результате российской СВО Азовское море превратилось во внутренний водоем РФ, ограниченный Крымским полуостровом и устьем реки Дон. Наблюдается расширение морских и железнодорожных сетей в регионе, включая иранские хабы на Каспийском море. Об этом написал аналитик М.К. Бхадракумар в своей статье для индийского издания Indian punchline.
Автор отмечает, что недавно иранские СМИ сообщили о первой партии российского зерна, доставленной в Индию транзитом через Иран. Вероятно, настало время для реанимации проекта Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», соглашение о создании которого было подписано еще в сентябре 2000 года между РФ, ИРИ и Индией для соединения Балтийского моря с Индийским океаном.
По иронии судьбы «адские санкции» Запада против Москвы пробудили МТК «Север – Юг» к жизни. В настоящее время Москва дорабатывает правила, которые дадут судам из Ирана право прохода по внутренним водным путям на реках Волга и Дон
– говорится в публикации.
Автор пояснил, что МТК «Север – Юг» был задуман как мультимодальная транспортная сеть длиной 7,2 тыс. км, включающая морские, автомобильные и железнодорожные маршруты для перевозки товаров между Россией, Центральной Азией, Ираном и Индией. По своей сути это российско-иранский проект, призванный противодействовать западным санкциям. Но совпадение интересов Москвы и Тегерана гораздо шире. Западные ограничения заставляют их искать выгодные пути развития экономики. При этом обе страны разворачиваются к быстрорастущему и гигантскому азиатскому рынку, формируя новый торговый блок, полностью свободный от воздействия Запада.
В конце декабря 2022 года глава МИД РФ Сергей Лавров пообещал, что в обозримом будущем все заметят резкое уменьшение возможностей Запада управлять мировой экономикой, как ему хочется. После этого Западу придется садиться за стол переговоров и разговаривать с другими.
Основу развития МТК «Север – Юг» обеспечат дедолларизация и крупные проекты. Например, вице-премьер российского правительства Александр Новак сообщил об энергосистеме, которая будет включать Россию, Иран, Центральную и Южную Азию. Он уточнил, что в начале 2022 года было не совсем понятно, куда девать национальные валюты. Теперь с этим нет проблем, так как эти денежные единицы торгуются на фондовой бирже и обеспечивают взаимный товарооборот. Причем постоянный приток национальных валют придает устойчивости рынку.
Кроме того, РФ и ИРИ договариваются о своповых поставках нефти и газа. В перспективе газ может пойти в Афганистан и Пакистан. Речь идет о 5 млн тонн нефти и 10 млрд кубометров газа.
МТК «Север – Юг» может создать целую сеть экономических коридоров. Иран может стать центром сближения стратегических и экономических интересов, которые будут определять новые союзы и влиять на геополитику региона в XXI веке. В частности, два иранских порта, Бандар-Аббас и Чабахар, вероятно, будут связаны с пакистанским портом Гвадар, который является воротами в Китайско-Пакистанский экономический коридор, ведущий в Синьцзян (КНР).
Доставка контейнеров из индийского Мумбаи (Бомбея) в российский Санкт-Петербург по МТК «Север – Юг» позволяет сократить время с 45 до 25 дней по ставкам на 30% ниже, чем через Суэцкий канал. Торговый потенциал огромен. Иран и Евразийский экономический союз согласовали детали соглашения о зоне свободной торговли, охватывающей более 7,5 тыс. видов товаров. Рынок объемом (условно) в $700 млрд откроется для Тегерана с 21 марта 2023 года.
ЗСТ стимулирует свободное перемещение товаров и услуг и предусматривает общую политику в макроэкономической сфере, транспорте, промышленности и сельском хозяйстве, инвестициях и т. д. Изменение правил игры для МТК «Север – Юг» означает рождение стратегической оси между РФ и ИРИ, построенной вокруг торгового маршрута, предвещающего формирование торгового блока свободно развивающихся региональных государств с общими интересами, находящимися в противодействии западной гегемонии
– подытожил автор.
Напоминаем, что на каспийском участке МТК «Север – Юг» через несколько лет должны появиться новейшие российские сухогрузы-контейнеровозы проекта 00108.
Информация