Эксперт: коридор Север – Юг приобрел особую важность для России

0

Конфликт на Украине стал катализатором изменений в вопросах строительства международных транспортных коридоров, пишет Мохаммадбагер Фороу (Mohammadbagher Forough) на сайте TRENDS Research and Advisory (ОАЭ).

Он отмечает, что транзитные коридоры из Китая в Европу, которые ранее предполагалось вести в том числе и через РФ, теперь, после ввода всех видов эмбарго, стали менее привлекательными. Зато новый импульс получил срединный коридор, идущий в обход РФ, через Казахстан, Каспий и республики Закавказья.



Еще один коридор, получивший значительный импульс после прошлого февраля, – это Международный транспортный коридор Север – Юг (англ. INSTC), продвигаемый Ираном, Россией и Индией. В него также вовлечены другие участники, такие как Оман, Азербайджан, Афганистан и косвенно страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, которым этот коридор понадобится для получения сухопутного доступа к международным водам.

В своей статье для ресурса The Diplomat, опубликованной через пару недель после начала конфликта, я предсказал, что этот коридор быстро приобретет куда большее, чем ранее, значение, учитывая тот факт, что все основные участники (Иран, Индия и Россия) будут остро нуждаться в нем по разным причинам, включая санкции и географические реалии. Исполнение данного предсказания не заставило себя долго ждать

– утверждает исследователь.

Из-за своей географии Россия в условиях наложенных ограничений, продолжает автор, «отчаянно нуждается в коридоре Север – Юг», поскольку это единственный адекватный сухопутный путь, ведущий в Южную Азию. Он необходим ей хотя бы для того, чтобы дойти до теплых морей через Иран и достичь Западной Азии в целом, включая регион Персидского залива, а также Африки.

Индия же нуждается в этом коридоре из-за того простого географического факта, что она не может получить доступ к широким евразийским пространствам через своих двух соседей, а именно Пакистан и Китай, с которыми у нее очень напряженные отношения. Отсюда и индийские инвестиции в иранский порт Чабахар, что сам Моди назвал золотыми воротами в Индию.

Для Ирана вышеуказанный путь имеет огромное значение, учитывая, что страна была геополитически изолирована от Запада из-за санкций, однако все еще стремится быть неотъемлемой частью евразийской динамики. Иранские элиты склонялись к тому, чтобы страна стала цивилизационным и геоэкономическим перекрестком, несмотря на лозунг иранской революции 1979 года «ни на Восток, ни на Запад».

Но со стартом событий на Украине стало ясно одно: коридор Север – Юг становится вопросом особой, исключительной важности для РФ и просто очень важным для Ирана, Индии, государств Средней Азии. Без этой инициативы эти акторы становятся геоэкономически несостоятельными

– подчеркивает эксперт.

Кроме того, исследователь отмечает возросшую для РФ роль Севморпути, хотя осваивать его в условиях санкций станет заметно сложнее.