Россия вырвалась вперед в создании космического ядерного двигателя
Дальние планеты для России стали ближе. Для путешествия к Марсу и границам Солнечной системы требуются мощные космические корабли с ядерными энергодвигательными установками. Возможностей уже имеющихся в распоряжении у ряда государств жидкостных и твердотопливных двигателей для этого будет недостаточно.
Идея использовать для дальних космических перелетов ядерную энергию возникла еще в середине прошлого века. Однако ни СССР, ни США в ходе космической гонки так и не сумели довести свои разработки до воплощения «в железе». В современной России работа в этом направлении была возрождена в 2009 году совместными усилиями структур «Роскосмоса» и «Росатома». Сообщается, что российским ученым удалось совершить важный технологический прорыв при создании ядерной энергодвигательной установки.
Основной проблемой ядерного двигателя на космическом корабле является необходимость его постоянного охлаждения. Вырабатываемая им тепловая энергия должна сбрасываться в космическое пространство в виде излучения. Изначально в качестве решения предполагалось использовать панельные радиаторы на внешней поверхности корабля, которые будут отводить лишнее тепло во внешнюю среду, благодаря циркуляции по ним специальной жидкости-теплоносителя. Но подобная конструкция имеет большие габариты и вес, что нежелательно для дальних космических перелетов, а также несет в себе угрозу безопасности экипажа, в случае попадания в радиатор метеорита.
Российские специалисты выработали весьма оригинальное решение проблемы. Они создали вместо уязвимой системы труб что-то вроде душевой установки, которая капельным способом распыляет специальную охлаждающую жидкость непосредственно в космическое пространство, а затем улавливает ее обратно для повторения цикла. Тем самым решается проблема риска попадания метеоритов, а также существенно облегчается сама конструкция. Разработка «Исследовательского центра имени Келдыша» получила название капельный холодильник-излучатель.
Все наземные испытания прошли успешно, и ключевой элемент российского ядерного двигателя соответствует техническому заданию.
Идея использовать для дальних космических перелетов ядерную энергию возникла еще в середине прошлого века. Однако ни СССР, ни США в ходе космической гонки так и не сумели довести свои разработки до воплощения «в железе». В современной России работа в этом направлении была возрождена в 2009 году совместными усилиями структур «Роскосмоса» и «Росатома». Сообщается, что российским ученым удалось совершить важный технологический прорыв при создании ядерной энергодвигательной установки.
Основной проблемой ядерного двигателя на космическом корабле является необходимость его постоянного охлаждения. Вырабатываемая им тепловая энергия должна сбрасываться в космическое пространство в виде излучения. Изначально в качестве решения предполагалось использовать панельные радиаторы на внешней поверхности корабля, которые будут отводить лишнее тепло во внешнюю среду, благодаря циркуляции по ним специальной жидкости-теплоносителя. Но подобная конструкция имеет большие габариты и вес, что нежелательно для дальних космических перелетов, а также несет в себе угрозу безопасности экипажа, в случае попадания в радиатор метеорита.
Российские специалисты выработали весьма оригинальное решение проблемы. Они создали вместо уязвимой системы труб что-то вроде душевой установки, которая капельным способом распыляет специальную охлаждающую жидкость непосредственно в космическое пространство, а затем улавливает ее обратно для повторения цикла. Тем самым решается проблема риска попадания метеоритов, а также существенно облегчается сама конструкция. Разработка «Исследовательского центра имени Келдыша» получила название капельный холодильник-излучатель.
Все наземные испытания прошли успешно, и ключевой элемент российского ядерного двигателя соответствует техническому заданию.
Информация