Russia's limited transport infrastructure creates risks for trade with China


According to the General Administration of Customs of the People's Republic of China (GAC) on January 13, 2023, the trade turnover between China and the Russian Federation in 2022 amounted to $190,271 billion, which is 29,3% more than in 2021, all leading news agencies have already reported this. our country. Such indicators are record-breaking in history, the previous historical maximum was recorded at the end of last year - $ 146,88 billion with an annual growth of 35,8%. Of course, now we are dealing with data from the Chinese customs service, and not the Russian Federal Customs Service, so financial information can be adjusted.


Recall that on June 4, 2021, at the St. Petersburg International Economic Forum (SPIEF), Vladimir Putin announced the goal: $200 billion in trade by 2024. Today, we can conclude that it has almost been reached, and with China gradually lifting anti-COVID restrictions, absolute numbers in 2023 are likely to be higher, although trade growth in percentage terms may decline. According to some estimates, it will be from 10% to 15%.

However, it is important and symbolic that Russia for the first time entered the top 10 largest trading partners of China, which account for half of China's total foreign trade ($6,31 trillion). And although we took the last, 10th place (3% of China's total trade turnover with all countries), overtaking Brazil ($171,5 billion), there is reason to believe that Russia will gradually rise in this top ten. The United States (759,4 billion dollars), South Korea (362,3) and Japan (357,4) traditionally remained the leaders, the volume of trade with Taiwan (-2,5%), Hong Kong (-15,1%) decreased, Germany (-3,1%) and Australia (-3,9%). The growth of China's trade turnover with the United States and South Korea practically stopped in 2022 - +0,6% and +0,1%, respectively. In addition to Russia, China's growing foreign trade partners are Singapore (+23%), Canada (+17%), Malaysia (+15,3%), Brazil (+4,9%) and Vietnam (+2,1%). ).

The bar chart below shows the data of the Federal Customs Service of the Russian Federation on trade with China, as well as the Main Customs Administration of the PRC (for the last year), showing the dynamics of Russian-Chinese trade relations in the last decade.

Russia's limited transport infrastructure creates risks for trade with China

How to “read” trade data and why sanctions can affect its dynamics in different ways


Trade turnover, or trade turnover between countries, consists of the value of exports and imports, that is, the sum of all goods sold abroad and all products imported into the territory of our state, in monetary terms. Trade turnover is usually calculated in billions of US dollars. The growth rate from year to year means that economic cooperation and trade relations between countries are strengthened, and vice versa. This can be seen in the chart above. And if you know the key events in the global economy and policy, you can link them to turnover data to identify and explain some of the cause-and-effect relationships.

For example, in 2020 there was a stagnation of trade relations between Russia and China. But we know that on January 30, 2020, WHO declared an emergency, and on March 11, 2020, a COVID-19 pandemic, which led to the "closure" of most of the world's economies and disruption of supply logistics. This is a perfectly reasonable explanation for the fact that the growth of trade between China and Russia has stopped in 2020.

Now let's look a little further into history. The histogram above shows that 2015 and 2016 were not the best years for Russian-Chinese trade relations, the drop in trade is obvious. What could lead to this? There are probably two main factors:

1. Sanctions of the collective West against Russia. During the presidency of Barack Obama, and more precisely in 2015-2016, only the United States was put into effect 555 sanctions packages. Officially, China did not join them and even condemned them, but in fact many Chinese companies, which had trade with the US and the EU as a priority, were not eager to fall under the hot hand of the West. In addition, in 2015, Chinese enterprises with state participation were advised not to cooperate with Crimean companies; credit organizations in China (except for ExIm Bank and China Development Bank) began to evade issuing loans, some entrepreneurs were forced to close accounts and transfer funds to other places; the AliExpress Internet marketplace, which is part of the Alibaba Group, stopped serving the residents of Crimea; even supplies of agricultural products from China have decreased. Of course, all this was against the background of friendly, but not so developed, Russian-Chinese economic relations that took place almost a decade ago.

2. Crisis phenomena in the world economy, the fall in Russia's GDP and energy prices. The sanctions affected the reduction of the gross domestic product in our country (-0,5%), but the main part of this negative phenomenon (-4%) was caused by a more than twofold drop in oil prices at the end of 2014: from $103 to $50 per barrel. The weighted average dollar exchange rate has more than doubled: from 31,8 in 2013 to 67 rubles in 2016. The general slowdown in the Russian economy could not but affect the reduction in trade with China in monetary terms. However, in terms of physical volume, the quantity of goods from the PRC to the Russian Federation and from the Russian Federation to the PRC changed not so significantly: the drop occurred primarily in value due to a decrease in world market prices for commodities and oil.

A fair question arises: why did sanctions and crisis phenomena in the global economy after the reunification of Crimea with Russia have affected the decline in trade with China, while sanctions after the start of the NWO in Ukraine did not?

There are three things here that weren't there before:

First, the At that time, China still saw its future in inseparable trade and economic relations with the United States and tried, if not to support sanctions against Russia, then clearly not to contradict them. But everything has changed. And not after the start of the anti-Chinese policy of Republican Donald Trump, but after Democrat Joe Biden became its successor, aggravating the situation around Taiwan. It became clear to the Chinese that confrontation and sanctions against the PRC could no longer be avoided by them. For example, now more than half of US states have banned civil servants from using Chinese TikTok, and with the tightening of US export controls, microchip imports to China have decreased by 15%. In parallel with this, the reaction of the PRC is obvious. According to Bloomberg, Chinese (and Russian too) businessmen are absent from the World Economic Forum, and China may send Deputy Prime Minister Liu He, who is resigning in March 2023, to Davos, which is symbolic and may mean that the West is no longer interested in China . In addition, China unofficially launched a visa war with Japan, South Korea and the United States. Nevertheless, a number of Chinese companies tied to trade and exchange technology with the US and the EU, are still afraid to openly trade with us.

Second, the The economy and financial system of Russia has accumulated a margin of safety, which was not in excess as of 2014, and Russian-Chinese relations have reached a new level. As a result of pseudo-import substitution, the production of most of the products is localized on the territory of our country, but using the Chinese component base. New logistical routes for energy supplies have been put into operation, long-term contracts have been concluded, and new gas pipelines to the Celestial Empire are being built. Thus, in 2022, natural gas supplies to China via the Power of Siberia gas pipeline increased by 49%, amounting to 15,5 billion cubic meters. m against 10,39 billion cubic meters. m in 2021. And according to Reuters, at least four Chinese supertankers are transporting Urals oil from Russia to China after the introduction by the EU and G7 countries of the price ceiling for Russian oil supplied by sea.

Third, world prices for food, fertilizers and energy remained at a high level throughout 2022, and these goods are an important part of Russian exports. As a result, by selling less to Europe and the US and applying discounts to commodities, exports continued to rise in value terms. Especially considering that China has increased the volume of purchases of these goods in the Russian Federation. This situation is connected precisely with the introduction of large-scale anti-Russian sanctions, the refusal of Europeans from Russian raw materials and, as a result, with the violation of supply chains.

So trade turnover data is not faceless numbers, but valuable information that helps to conduct both economic and political analysis.


The positive balance of Russia and the structure of trade


The structure and dynamics of trade turnover in terms of exports and imports between Russia and China, covering the last decade, is presented in the histogram above. The head of the Federal Customs Service of Russia, Vladimir Bulavin, previously reported that the structure of imports from China to the Russian Federation has changed: in 2022, there was an increase in deliveries from the Celestial Empire of automotive, special construction and road equipment, as well as compressors and production lines. More than two-thirds of all Russian exports are energy resources (gas - pipeline and LNG, oil, coal, fuel oil), followed by mineral resources, timber, and agricultural products. After the easing of covid restrictions, supplies from Russia to China of fish and fish products resumed and increased, exceeding 1 million tons in physical volume and $3 billion in value. However, it should be taken into account that there are also closed items of trade turnover, apparently devoted to military technologies and products, information on them is not disclosed.

It is not possible to study in detail the composition of imports and exports within the framework of this article, so we will confine ourselves to considering trends. And the main one is the formation of a positive trade balance with China, which has been manifesting itself over the past 5 years. Before that, we traded with a chronic negative balance. And only the last 2 years allow us to assume that today we are dealing with a trend, and not with a combination of circumstances. However, even the impressive trade surplus of the past two years has not offset the accumulation of a negative balance over the period from 2013 to 2022. In total, we have not reached the net balance yet (see the histogram below). Today, China accounts for up to 40% of all Russian imports, although in previous years this figure did not exceed 25%.

What does the concept of "positive balance" mean? In monetary terms, we sell more to China than it sells to us, given the value of all the goods we trade with each other. The trade balance is active. Is it good or bad, important or not?

In the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 13.05.2017 dated May 208, 21.01.2020, the trade balance is included among the indicators of the state of economic security. In the Doctrine of Food Security of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated January 20, XNUMX No. XNUMX, among the main tasks of ensuring it, regardless of changes in external and internal conditions, is to achieve a positive trade balance in agricultural products, raw materials and food.

The listed documents in themselves testify to the extreme importance of an active trade balance, since a positive trade balance largely characterizes Russia's favorable and stable economic position in the international market, which weakens its dependence on the state of the world market and competition, and on the political decisions of other states.


Risks to China's foreign trade are our risks too


China's total trade turnover in 2022 continued to grow (+4,4%), despite the cooling of external markets and the problems of the pandemic, but the data for December 2022 can be called an alarming bell. Usually this month in the Middle Kingdom shows growth, which is traditionally associated with the completion of large projects by the Chinese New Year (from January 21 to 22, 2023), but not in this case. Compared to the same period last year, not only imports (-7,5%), but also exports (-9,9%) showed a pronounced decrease. If we take into account that the previous Chinese New Year fell on February 1, 2022, and take into account the data not for December, but for January, then in this case the picture looks depressing.

Despite undeniable gains in 2022, such as a 54,4% increase in car exports to 3,11 million units, making China the second auto exporter after Japan to leave Germany behind, there are subtle but important signals that that not all is well in the Kingdom of Denmark.

For example, according to the State Statistics Service of the People's Republic of China on January 17, 2023, for the first time since 1961, the population of the country decreased by almost a million, and in the period from 2010 to 2020, the decline in the working-age population (16-59 years old) amounted to 40 million people, or approximately 4,5% of the current working-age Chinese (875,6 million people). The first figure can still be explained by the outbreak of COVID-19: according to the Chinese Commissariat of Health, 2022 thousand people died from covid in December 60, but the second is a trend that has formed (see the bar chart below).

China's GDP for 2022 showed an increase of only 3% (according to preliminary calculations), which is even lower than its own forecasts (5,5%). This indicator of gross domestic product should be considered China's second anti-record in half a century after the covid 2020 (2,3%).

You can guess what all this is connected with:

– with the latest outbreak of COVID-19 in China;
- with the growing confrontation between China and the collective West;
with the onset of a global economic recession.


“What do we care about economic problems in China when there are enough of our own?” - you ask. But the fact is that they will directly affect the mutual trade and, as a result, the stability of the Russian economy.

Even if the risks listed above for China are not systemic, there is still a risk that the growth of trade between our countries will slow down in 2023. And first of all, due to the achievement of the maximum throughput of the Russian transport infrastructure, and also due to the fact that domestic exports will complete their reorientation from the European Union to the Asia-Pacific region, having exhausted their potential.

In such a situation, the growth driver of trade turnover between Russia and China should be:

– an increase in the share of goods with high added value in Russian exports (relatively speaking, gasoline, not oil);
– joint infrastructure projects in Russia and the deepening of trade cooperation in general.

Whether we will be able to launch the said growth driver is a big question. However, there are hints of a solution to the problem. On December 5, 2022, Russian Prime Minister Mikhail Mishustin, after a meeting of the heads of government of Russia and China, held in the format of a videoconference, said:

The portfolio of the intergovernmental Russian-Chinese commission includes 79 significant and promising projects totaling more than $160 billion. Among them are joint projects in the field of mining, industrial production, agriculture and construction of infrastructure facilities.
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vladimir80 Offline Vladimir80
    Vladimir80 18 January 2023 15: 28
    -1
    explain to me - the message in the articles is that we buy too few socks and ballpoint pens in China, do we need more to reset the balance? maybe we need to sell less oil and timber there, why the hell do we need yuan in the accounts of Chinese banks, which can also be reset to zero, as was the case with the euro and the dollar ???
    1. Leonid Amelyokin (Leonid Amelekhin) 18 January 2023 20: 00
      +1
      The message of the article is that a surplus is good for Russia's foreign trade balance, a surplus is when we sell more of something, like "oil and timber" or food or rockets, than we buy "socks and ballpoint pens in China" or something else. There is not a word about the yuan in the article, but if the question is posed, let's try to answer: the Chinese currency is needed for mutual settlements, so that the latter are not tracked through the American and European banking system, so that there are no losses in currency exchanges and trade goes directly, and not through a third currency, to make it easier for suppliers and buyers to pay. But for this, not only do we need yuan, but also rubles for the Chinese, and accounts in Russian banks as well.
  2. unc-2 Online unc-2
    unc-2 (Nikolai Malyugin) 19 January 2023 09: 31
    0
    All this causes little joy for me. Life shows that those countries that reduce exports and increase consumption win. China, for example, was an oil exporter in the recent past. Saudi Arabia is ahead both in terms of exports and consumption. I am deeply convinced that our country will replace not only imports in the future, but also most of the exports. Without this, there is simply no way.
  3. Alexey Lan Online Alexey Lan
    Alexey Lan (Alexey Lantukh) 19 January 2023 14: 04
    0
    In general, more than half of imports from China to Russia are machinery, equipment, vehicles, and devices.
  4. Alexey Lan Online Alexey Lan
    Alexey Lan (Alexey Lantukh) 19 January 2023 14: 08
    +1
    As for the transport infrastructure, from Irkutsk to Khabarovsk and Vladivostok, it already needs to be improved and expanded without any China.
  5. Nelton Offline Nelton
    Nelton (Oleg) 19 January 2023 15: 47
    0
    Leonid Amelekhin -

    Thank you for the article.

    primarily due to the achievement of the maximum throughput of the Russian transport infrastructure

    The infrastructure is actively developing, and as of January 2023, the capacity is already greater than in January 2022.

    As a result of pseudo-import substitution, the production of most of the products is localized on the territory of our country, but using the Chinese component base.

    "pseudo"...
    A great job has been done.
    The localization of even the simplest operations (such as assembly) already has a positive effect on the balance of payments. (or, conditionally, instead of 3 finished imported products, purchase 4 car kits)
    Localization by component base - the same went and goes.
    But since 146% has not been achieved - then it is necessary to devalue all this with a "pseudo" prefix?

    unc-2 (Nikolai Malyugin)

    those countries that reduce exports and increase consumption win

    The winners are those countries that develop the export of high value-added products/services.
    But this is in general.
    In the medium term (3-5 years), the task is to keep the infrastructure and industry working, left without the supply of Western equipment / spare parts / consumables.
  6. vlad127490 Offline vlad127490
    vlad127490 (Vlad Gor) 22 January 2023 17: 34
    0
    The article deserves attention. Trade with China needs to be expanded. China is our neighbor, and the best friendship with a neighbor is trade. What we have is what we trade. There will be industry in the Russian Federation, we will sell high-tech products. On lack of fish and cancer fish.

Ограниченные возможности транспортной инфраструктуры РФ создают риски для торговли с Китаем


По данным Главного таможенного управления КНР (GAC) от 13 января 2023 года, товарооборот между Китаем и Российской Федерацией в 2022 году составил 190,271 млрд долларов, что на 29,3% больше в сравнении с 2021 годом, — об этом уже сообщили все ведущие информагентства нашей страны. Такие показатели являются рекордными за всю историю, предыдущий исторический максимум был зафиксирован по итогам прошлого года — 146,88 млрд долларов при годовом росте на 35,8%. Конечно, сейчас мы имеем дело с данными китайской таможенной службы, а не ФТС России, поэтому финансовая информация может быть скорректирована.


Напомним, что 4 июня 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Владимир Путин озвучил цель: 200 млрд долларов товарооборота к 2024 году. Сегодня мы можем заключить, что она уже почти достигнута, а учитывая, что Китай постепенно снимает антиковидные ограничения, абсолютные показатели 2023 года, скорее всего, будут выше, хотя рост торгового оборота в процентном выражении может снизиться. По некоторым оценкам, он составит от 10% до 15%.

Однако важным и символичным является тот факт, что Россия впервые вошла в топ-10 крупнейших торговых партнеров Китая, на которых приходится половина всей внешней торговли КНР (6,31 трлн долларов). И хотя мы заняли последнее, 10-е место (3% совокупного товарооборота Китая со всеми странами), обогнав Бразилию (171,5 млрд долларов), есть основания думать, что постепенно РФ будет подниматься в этой десятке. Лидерами же традиционно остались США (759,4 млрд долларов), Южная Корея (362,3) и Япония (357,4), снизились объемы торговли с Тайванем (-2,5%), Гонконгом (-15,1%), Германией (-3,1%) и Австралией (-3,9%). Рост товарооборота Китая с США и Южной Кореей практически прекратился в 2022 году — +0,6% и +0,1% соответственно. Помимо России, растущими торговыми партнерами КНР во внешней торговле стали Сингапур (+23%), Канада (+17%), Малайзия (+15,3%), Бразилия (+4,9%) и Вьетнам (+2,1%).

На гистограмме ниже представлены данные Федеральной таможенной службы Российской Федерации о товарообороте с Китаем, а также Главного таможенного управления КНР (за последний год), показывающие динамику российско-китайских торговых отношений в последнем десятилетии.

Ограниченные возможности транспортной инфраструктуры РФ создают риски для торговли с Китаем

Как «читать» данные товарооборота и почему санкции могут по-разному влиять на его динамику


Торговый оборот, или товарооборот между странами складывается из стоимости экспорта и импорта, то есть из суммы всех товаров, проданных за границу, и всей продукции, ввезенной на территорию нашего государства, в денежном выражении. Товарооборот принято рассчитывать в миллиардах долларов США. Рост показателя от года к году означает, что экономическое сотрудничество и торговые отношения между странами укрепляются, и наоборот. Это видно на графике выше. А если знать ключевые события в мировой экономике и политике, можно связать их с данными товарооборота, чтобы выявить и объяснить некоторые причинно-следственные связи.

Например, в 2020 году произошла стагнация торговых отношений России с Китаем. Но мы знаем, что 30 января 2020 -го ВОЗ объявила чрезвычайную ситуацию, а 11 марта 2020 года — пандемию COVID-19, что привело к «закрытию» большинства экономик мира и нарушению логистики поставок. Это вполне разумное объяснение того, что рост товарооборота между КНР и Россией в 2020 году прекратился.

Теперь заглянем немного дальше в историю. На гистограмме выше видно, что 2015 и 2016 годы оказались не самыми лучшими для торговых российско-китайских отношений, очевидно падение товарооборота. Что могло к этому привести? Пожалуй, есть два основных фактора:

1. Санкции коллективного Запада против России. В период президентства Барака Обамы, а точнее в 2015–2016 гг., только США были введены в действие 555 санкционных пакетов. Официально Китай не присоединился к ним и даже осудил, но по факту многие китайские компании, у которых в приоритете была торговля с США и ЕС, не горели желанием попадать под горячую руку Запада. Кроме того, в 2015 году предприятиям КНР с госучастием было рекомендовано не сотрудничать с крымскими компаниями; кредитные организации Китая (кроме ExIm Bank и China Development Bank) стали уклоняться от выдачи кредитов, некоторых предпринимателей вынудили закрыть счета и перевести средства в другие места; интернет-маркетплейс AliExpress, входящий в Alibaba Group, прекратил обслуживание жителей Крыма; сократились поставки из Китая даже продуктов аграрного сектора. Конечно, все это было на фоне дружественных, но не столь развитых российско-китайских экономических отношений, имевших место почти десятилетие назад.

2. Кризисные явления в мировой экономике, падение ВВП России и цен на энергоносители. Санкции повлияли на сокращение внутреннего валового продукта в нашей стране (-0,5%), но основная часть этого негативного явления (-4%) была вызвана более чем двукратным падением цен на нефть в конце 2014 года: со 103 долларов до 50 долларов за баррель. Средневзвешенный курс доллара вырос более чем вдвое: с 31,8 в 2013 году до 67 рублей в 2016-м. Общее замедление российской экономики не могло не сказаться на сокращении товарооборота с Китаем в денежном выражении. Однако по физическому объему количество товаров из КНР в РФ и из РФ в КНР изменилось не столь значительно: падение произошло прежде всего в стоимости из-за снижения цен мирового рынка на сырьевые товары и нефть.

Возникает справедливый вопрос: почему же санкции и кризисные явления в мировой экономике после воссоединения Крыма с Россией повлияли на снижение товарооборота с Китаем, а санкции после начала СВО на Украине — нет?

Здесь имеют место три момента, которых ранее не было:

Во-первых, в те времена Китай все еще видел свое будущее в неразрывных торгово-экономических отношениях с США и старался если не поддерживать санкции против России, то явно им не противоречить. Но все изменилось. И не после начала антикитайской политики республиканца Дональда Трампа, а после того, как ее продолжателем стал демократ Джо Байден, обострив ситуацию вокруг Тайваня. Китайцам стало ясно, что конфронтации и санкций против КНР уже не избежать им самим. Например, сейчас более половины американских штатов запретили госслужащим пользоваться китайским TikTok, а с ужесточением экспортного контроля США импорт микросхем в Поднебесную сократился на 15%. Параллельно с этим налицо реакция КНР. По сообщению Bloomberg, китайские (и российские тоже) бизнесмены на Всемирном экономическом форуме отсутствуют, а Китай, возможно, отправит в Давос уходящего в отставку в марте 2023 года вице-премьера Лю Хэ, что символично и может означать, что Запад больше не интересен Поднебесной. Кроме того, в КНР неофициально развернута визовая война с Японией, Южной Кореей и Соединенными Штатами. И тем не менее ряд китайских компаний, завязанных на торговлю и обмен технологиями с США и ЕС, все еще опасаются открыто торговать с нами.

Во-вторых, экономика и финансовая система России накопила запас прочности, которого не было в избытке по состоянию на 2014 год, на новый уровень вышли российско-китайские отношения. В результате псевдоимпортозамещения производство большой части продукции локализовано на территории нашей страны, но с использованием китайской компонентной базы. Задействованы новые логистические пути поставок энергоносителей, заключены долгосрочные контракты, строятся новые газопроводы в Поднебесную. Так, в 2022 году поставки в КНР природного газа по газопроводу «Сила Сибири» увеличились на 49%, составив 15,5 млрд куб. м против 10,39 млрд куб. м в 2021 году. А по данным Reuters, не менее четырех китайских супертанкеров транспортируют нефть марки Urals из РФ в Китай после введения странами ЕС и G7 потолка цен на российскую нефть, поставляемую морским путем.

В-третьих, мировые цены на продовольствие, удобрения и энергоносители держались на высоком уровне в течение всего 2022 года, а эти товары — важная часть российского экспорта. В результате, продавая меньше в Европу и США и применяя дисконты к сырьевым товарам, в стоимостном выражении экспорт продолжал расти. Особенно учитывая, что Китай нарастил объемы закупок этих товаров в РФ. Такая ситуация связана как раз с введением масштабных антироссийских санкций, отказом европейцев от российского сырья и, как следствие, с нарушением логистических цепочек.

Так что данные торгового оборота — это не безликие цифры, а ценная информация, помогающая проводить как экономический, так и политический анализ.


Положительное сальдо России и структура товарооборота


Структура и динамика товарооборота в части экспорта и импорта между Россией и Китаем, охватывающая последнее десятилетие, представлена на гистограмме выше. Глава ФТС России Владимир Булавин ранее сообщал, что структура импорта из Китая в РФ изменилась: в 2022 году наблюдался рост поставок из Поднебесной автомобильной, специальной строительной и дорожной техники, а также компрессоров и технологических линий. Более двух третей всего российского экспорта составляют энергоресурсы (газ — трубопроводный и СПГ, нефть, уголь, мазут), далее идут минеральные ресурсы, древесина, сельхозпродукция. После ослабления ковидных ограничений возобновились и выросли поставки из России в Китай рыбы и рыбной продукции, превышающие по физическому объему 1 млн тонн, а по стоимости — 3 млрд долларов. Однако следует принимать в расчет, что существуют и закрытые статьи товарооборота, по всей видимости, посвященные военным технологиям и продукции, информация по ним не разглашается.

Детально изучать состав импорта и экспорта в рамках данной статьи не представляется возможным, поэтому мы ограничимся рассмотрением тенденций. А главная из них состоит в формировании положительного сальдо торгового баланса с Китаем, что проявляется последние 5 лет. До этого мы торговали с хроническим отрицательным сальдо. И только последние 2 года позволяют предположить, что сегодня мы имеем дело именно с трендом, а не со стечением обстоятельств. Однако даже внушительный профицит торгового баланса последних двух лет не компенсировал накопление отрицательного сальдо за период с 2013 по 2022 год. Суммарно на нетто-баланс мы пока не вышли (см. гистограмму ниже). Сегодня на Китай приходится до 40% всего российского импорта, хотя в прошлые годы эта цифра не превышала 25%.

О чем же говорит понятие «положительное сальдо»? В денежном выражении мы продаем больше в Китай, чем он продает нам, учитывая стоимость всех товаров, которыми мы торгуем друг с другом. Торговый баланс при этом является активным. Хорошо это или плохо, важно или нет?

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208, сальдо торгового баланса входит в число показателей состояния экономической безопасности. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20, в числе основных задач ее обеспечения независимо от изменения внешних и внутренних условий является достижение положительного сальдо торгового баланса сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Перечисленные документы сами по себе свидетельствуют о чрезвычайной важности активного торгового баланса, поскольку положительное сальдо товарооборота в существенной части характеризует благоприятное и стабильное экономическое положение России на международном рынке, ослабляющее ее зависимость от состояния мировой конъюнктуры и конкуренции, от политических решений других государств.


Риски для внешней торговли Китая — наши риски тоже


Общий товарооборот Китая в 2022 году продолжил рост (+4,4%), невзирая на охлаждение внешних рынков и проблемы пандемии, однако данные за декабрь 2022 года можно назвать тревожным звоночком. Обычно этот месяц в Поднебесной демонстрирует рост, что традиционно связано с завершением крупных проектов к китайскому Новому году (с 21 на 22 января 2023-го), но не в данном случае. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года выраженное снижение показал не только импорт (-7,5%), но и экспорт (-9,9%). Если же учесть, что предыдущий китайский Новый год приходился на 1 февраля 2022 года, и принять в расчет данные не декабря, а января, то и в этом случае картина выглядит удручающей.

Несмотря на несомненные успехи в 2022 году, такие как рост экспорта автомобилей на 54,4%, или до 3,11 млн единиц, что делает Китай вторым после Японии автоэкспортером, оставившим позади Германию, существуют и малозаметные, но важные сигналы, свидетельствующие о том, что не все благополучно в Датском королевстве.

Например, по данным Госстата КНР от 17 января 2023 года, впервые с 1961-го численность населения страны снизилась почти на миллион, а в период с 2010 по 2020 год сокращение населения трудоспособного возраста (16–59 лет) составило 40 миллионов человек, или примерно 4,5% от текущей численности китайцев трудоспособного возраста (875,6 млн человек). Первую цифру еще можно объяснить вспышкой COVID-19: по сообщению Комздрава КНР, в декабре 2022 года от ковида погибло 60 тысяч человек, однако вторая представляет собой сформировавшийся тренд (см. гистограмму ниже).

ВВП Китая за 2022 год показал рост всего лишь на 3% (по предварительным расчетам), что ниже даже собственных прогнозов (5,5%). Такой показатель валового внутреннего продукта следует считать вторым антирекордом Китая за полвека после ковидного 2020 года (2,3%).

Можно предположить, с чем все это связано:

– с последней вспышкой COVID-19 в Поднебесной;
– с ростом конфронтации Китая и коллективного Запада;
– с началом глобальной экономической рецессии.


«Какое нам дело до экономических проблем в Китае, когда своих хватает?» — спросите вы. Но дело в том, что они непосредственно отразятся на взаимном товарообороте и, как следствие, на стабильности экономики России.

Даже если перечисленные выше риски для Китая не будут носить системного характера, все равно остается риск того, что рост товарооборота в 2023 году между нашими странами замедлится. И в первую очередь из-за достижения максимума пропускной способности российской транспортной инфраструктуры, а также вследствие того, что отечественный экспорт завершит свою переориентацию с Евросоюза на Азиатско-Тихоокеанский регион, исчерпав потенциал.

В такой ситуации драйвером роста торгового оборота между Россией и Китаем должны стать:

– увеличение в российском экспорте доли товаров с высокой добавленной стоимостью (условно говоря, бензина, а не нефти);
– совместные инфраструктурные проекты на территории России и углубление торговой кооперации в целом.

Сможем ли мы запустить указанный драйвер роста — большой вопрос. Однако намеки на решение проблемы имеются. 5 декабря 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин после встречи глав правительств России и Китая, проходившей в формате видеоконференции, заявил:

В портфеле межправительственной российско-китайской комиссии 79 значимых и перспективных проектов на общую сумму более чем 160 млрд долларов. Среди них — совместные проекты в сфере добычи полезных ископаемых, промышленного производства, сельского хозяйства и строительства объектов инфраструктуры.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Владимир80 Онлайн Владимир80
    Владимир80 18 января 2023 15:28
    -1
    разъясните мне - посыл в статьи в том, что мы слишком мало носков и шариковых ручек в китае покупаем, надо больше чтоб сальдо обнулить? а может быть надо меньше нефти и леса туда продавать, нафига нам юани на счетах китайских банков, которые также могут обнулиться как было с евро и доларом???
    1. Leonid Amelyokhin Офлайн Leonid Amelyokhin
      Leonid Amelyokhin (Леонид Амелёхин) 18 января 2023 20:00
      +1
      Посыл статьи в том, положительное сальдо — это хорошо для внешнеторгового баланса России, положительное сальдо — это когда мы продаем больше чего-либо, например, "нефти и леса" или продуктов питания или ракет, чем покупаем "носков и шариковых ручек в Китае" или чего-то еще. Про юани в статье ни слова, но если вопрос поставлен, попробуем ответить: китайская валюта нужна для взаиморасчетов, чтобы последние не отслеживались через американскую и европейскую банковскую систему, чтобы не было потерь при обменах валют и торговля шла напрямую, а не через третью валюту, чтобы удобнее было рассчитываться поставщикам и покупателям. Но для этого не только нам нужны юани, но и китайцам рубли, и счета в российских банках в том числе.
  2. unc-2 Офлайн unc-2
    unc-2 (Николай Малюгин) 19 января 2023 09:31
    0
    У меня это все вызывает мало радости.Жизнь показывает, что выигрывают те страны,которые сокращают экспорт и наращивают потребление.Тот же Китай в недалеком прошлом был экспортером нефти. Саудовская Аравия впереди как по экспорту,так и по потреблению.Я глубоко уверен,что наша страна в будущем будет замещать не только импорт,но и большую часть экспорта. Без этого просто никак.
  3. Алексей Лан Офлайн Алексей Лан
    Алексей Лан (Алексей Лантух) 19 января 2023 14:04
    0
    Вообще то больше половины импорта из Китая в Россию - это машины, оборудование, транспортные средства, приборы.
  4. Алексей Лан Офлайн Алексей Лан
    Алексей Лан (Алексей Лантух) 19 января 2023 14:08
    +1
    А что касается транспортной инфраструктуры, то от Иркутска до Хабаровска и Владивостока она и так нуждается в совершенствовании и расширении без всякого Китая.
  5. Nelton Офлайн Nelton
    Nelton (Олег) 19 января 2023 15:47
    0
    Леонид Амелёхин -

    спасибо за статью.

    в первую очередь из-за достижения максимума пропускной способности российской транспортной инфраструктуры

    Инфраструктура активно развивается, и на январь 2023 пропускная способность уже больше, чем на январь 2022.

    В результате псевдоимпортозамещения производство большой части продукции локализовано на территории нашей страны, но с использованием китайской компонентной базы.

    "псевдо"...
    Проделана огромная работа.
    Локализация даже самых простых операций (типа сборки) уже положительно сказывается на платежном балансе. ( или, условно, вместо 3 готовых импортных изделий закупить 4 машинокомплекта )
    Локализация по компонентной базе - то же шла и идет.
    Но т.к. 146% не достигнуто - то надо все это обесценить приставочкой "псевдо"?

    unc-2 (Николай Малюгин)

    выигрывают те страны, которые сокращают экспорт и наращивают потребление

    Выигрывают те станы, которые развивают экспорт продукции/услуг с высокой добавленной стоимостью.
    Но это в общем.
    На среднесрочную перспективу (3-5 лет) задача - сохранить работоспособность инфраструктуры и промышленности, оставшихся без поставок западных оборудования/запчастей/расходников.
  6. vlad127490 Офлайн vlad127490
    vlad127490 (Vlad Gor) 22 января 2023 17:34
    0
    Статья заслуживает внимания. Торговлю с Китаем надо расширять. Китай наш сосед, а с соседом лучшая дружба, это торговля. Что есть, тем и торгуем. Будет в РФ промышленность, будем продавать высокотехнологичную продукцию. На безрыбье и рак рыба.