The Arab Weekly: Запад готов устроить диверсии на коридоре «Север – Юг»
В осуществимости проекта международного транспортного коридора «Север – Юг» сомневается эксперт из Сербии Никола Микович, мнение которого опубликовал британский ресурс The Arab Weekly.
По мнению аналитика, «статус изгоев на Западе» подтолкнул Россию и Иран к работе вместе в качестве «оси под санкциями». Одним из способов сотрудничества является международный транспортный коридор «Север – Юг» (INSTC), 7200-километровая сеть автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов, предназначенных для перевозки грузов между Индией, Ираном, Азербайджаном, Россией, Центральной Азией и Европой.
Задуманный в 2000 году, но так и не завершенный, коридор «Север – Юг» все чаще рассматривается обеими странами как решение проблемы изоляции со стороны Запада. Теперь вопрос – а возможно ли его вообще построить? Проблема для стратегов с обеих сторон заключается в том, что торговый коридор будет проходить через Азербайджан, который Исламская Республика пригрозила уничтожить
– заявил автор.
Москва и Тегеран выделили значительные ресурсы, для того чтобы транспортный коридор стал реальностью. Официальные лица недавно обсудили завершение постройки железной дороги Астара – Решт – Казвин, транспортной линии, которая соединит существующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана с INSTC. Всего Москва и Тегеран планируют инвестировать в региональную сеть до 25 миллиардов долларов.
Некоторые аспекты проекта уже продвигаются. Например, в этом месяце Россия и Иран подписали контракт на строительство грузового судна для работы в каспийском порту Солянка в Астрахани на юге России. Это говорит о том, что обе страны нацелены на строительство не только сухопутного маршрута, но и на укрепление каспийской судоходной сети.
Две державы также обсудили создание транспортно-логистического хаба в иранском порту Бендер-Аббас, а тема сотрудничества в Каспийском море была включена в повестку дня встречи министров иностранных дел двух стран на этой неделе.
Москва, вероятно, рассматривает сухопутное сообщение с Ираном как лучшую инвестицию, учитывая, что западные страны контролируют большинство основных морских путей и ввели ограничения на движение российских судов
– пишет Никола Микович.
Но создание нового транспортного коридора далеко не гарантировано, существует множество препятствий, которые продолжают стоять на пути.
Во-первых, отмечает сербский аналитик, остается неясным, может ли Россия гарантировать безопасность на своем кавказском участке маршрута.
Во-вторых, учитывая нынешние геополитические обстоятельства, маловероятно, что европейские страны будут использовать РФ и Иран в качестве транзитных путей в Индию. Точно так же не совсем понятно, согласятся ли азиатские государства, а именно Индия и монархии Персидского залива, вести серьезный бизнес на транзитных линиях, подконтрольных России и Ирану.
Также потребуется время, чтобы построить необходимую транспортную инфраструктуру, и неясно, есть ли у Москвы, уже противостоящей западным санкциям и увязшей на Украине, возможности для завершения таких амбициозных проектов. Наконец, Соединенные Штаты и их союзники всегда могут найти новые способы помешать Москве и Тегерану с помощью дополнительных санкций, диверсий или других способов. На данный момент препятствия на пути к полноценной работе коридора «Север – Юг» почти непреодолимы
– предположил эксперт.
При этом он добавил, что проект пока что останется исключительно предприятием Москвы и Тегерана и начнет действовать в интересах двух стран.
Информация