Россия чуть не осталась без последнего авианосца
ЧП, произошедшее с единственным российским тяжелым авианесущим крейсером, вызвало широкий общественный резонанс. Во время выхода «Адмирала Кузнецова» из плавучего дока последний затонул, серьезно пострадали рабочие, один из которых пропал без вести, а сам ТАВКР получил крупную пробоину размером четыре на пять метров от упавшего на него башенного крана. Почему же один единственный на весь ВМФ РФ легкий авианосец был поврежден не во время боевых действий, а при ремонте?
Как известно, «Адмирал Кузнецов» - это последний авианесущий крейсер в России. Его собрат ТАВКР «Адмирал Горшков» был в 2013 году передан ВМС Индии под названием «Викрамадитья». Конструктивно близкий «Кузнецову» крейсер «Варяг» в свое время достался Украине, был продан Китаю и теперь несет службу в китайских ВМС под названием «Ляонин». От западных авианосцев «Адмирал Кузнецов» отличается тем, что помимо 28 самолетов и 24 вертолетов он имеет дюжину пусковых установок ракет «Гранит». Именно благодаря этому факту российский ТАВКР единственный из всех авианесущих кораблей имеет право находиться в Черном море.
«Адмирал Кузнецов» принял участие в боевом походе к берегам Сирии в 2016 году, где были выявлены серьезные проблемы отечественного авианосца. Изначально создаваемый как вертолетоносец, приспособленный для приема самолетов с вертикальными взлетом, ТАВКР потерял во время участия в сирийской кампании несколько самолетов при посадке. Большие проблемы обнаружены у его котлотурбинной силовой установки, которая прокоптила все небо вдоль пути следования. Вероятнее всего, ракетные пусковые установки на «Кузнецове» будут демонтированы за ненадобностью, и он превратится в «чистый авианосец». Замене подлежит и радиоэлектронное вооружение крейсера.
В итоге в 2018 году ТАВКР был отправлен на глубокую модернизацию, где с ним и произошло чрезвычайное происшествие. Крейсер выходил из плавучего дока ПД-50, закупленного еще в советские времена в Швеции. Специалисты поясняют конструктивные особенности дока:
А дальше все странно. Согласно официальной версии, плавучие понтоны быстро затонули из-за того, что насосы перестали работать в результате скачка напряжения. Итогом стало падение двух кранов, один из которых повредил крейсер. Попытка все объяснить скачком напряжения вызывает вопросы. Проведенная «Россетями» проверка показала, что перебоев с подачей электричества на завод не было. Тем более, специалисты утверждают, что плавучие доки должны быть оборудованы резервным источником питания в виде дизель-генератора.
Наличие малейшего дифферента сразу же видно при помощи простейшего приспособления – креномера. Даже при отсутствии электричества в течение 10 минут можно вручную открыть перемычки токовых отсеков и выровнять понтоны. Таким образом, чтобы затопить ПД-50, понадобилось «большое мастерство». Что это, чудовищная халатность или тонкий умысел?
По факту, без возможности пройти модернизацию и ремонт остались самые крупные корабли российского ВМФ – «Адмирал Кузнецов», «Петр Великий» и его брат «Адмирал Нахимов». Последний из оставшихся у России плавучих доков ПД-190 находится в Новороссийске, но он вдвое меньше, чем ПД-50. И самое интересное, это успели ли корабелы демонтировать на «Адмирале Кузнецове» ракетные установки? Если да, и ТАВРК превратился в обычный авианосец, то как он пройдет теперь Босфор и Дарданеллы, чтобы закончить ремонт?
Как известно, «Адмирал Кузнецов» - это последний авианесущий крейсер в России. Его собрат ТАВКР «Адмирал Горшков» был в 2013 году передан ВМС Индии под названием «Викрамадитья». Конструктивно близкий «Кузнецову» крейсер «Варяг» в свое время достался Украине, был продан Китаю и теперь несет службу в китайских ВМС под названием «Ляонин». От западных авианосцев «Адмирал Кузнецов» отличается тем, что помимо 28 самолетов и 24 вертолетов он имеет дюжину пусковых установок ракет «Гранит». Именно благодаря этому факту российский ТАВКР единственный из всех авианесущих кораблей имеет право находиться в Черном море.
«Адмирал Кузнецов» принял участие в боевом походе к берегам Сирии в 2016 году, где были выявлены серьезные проблемы отечественного авианосца. Изначально создаваемый как вертолетоносец, приспособленный для приема самолетов с вертикальными взлетом, ТАВКР потерял во время участия в сирийской кампании несколько самолетов при посадке. Большие проблемы обнаружены у его котлотурбинной силовой установки, которая прокоптила все небо вдоль пути следования. Вероятнее всего, ракетные пусковые установки на «Кузнецове» будут демонтированы за ненадобностью, и он превратится в «чистый авианосец». Замене подлежит и радиоэлектронное вооружение крейсера.
В итоге в 2018 году ТАВКР был отправлен на глубокую модернизацию, где с ним и произошло чрезвычайное происшествие. Крейсер выходил из плавучего дока ПД-50, закупленного еще в советские времена в Швеции. Специалисты поясняют конструктивные особенности дока:
Представьте себе пять бочек, связанных между собой трубами, вензелями с одной и другой стороны и сваренных в единую раму. Когда начинают заливать бочки неравномерно, происходят перекосы – идет крен или дифферент. Очень важно, чтобы система крена и дифферента соответствовала нулю. При одном градусе дифферента и при двух крена доковая операция приостанавливается для выравнивания устойчивости.
А дальше все странно. Согласно официальной версии, плавучие понтоны быстро затонули из-за того, что насосы перестали работать в результате скачка напряжения. Итогом стало падение двух кранов, один из которых повредил крейсер. Попытка все объяснить скачком напряжения вызывает вопросы. Проведенная «Россетями» проверка показала, что перебоев с подачей электричества на завод не было. Тем более, специалисты утверждают, что плавучие доки должны быть оборудованы резервным источником питания в виде дизель-генератора.
Наличие малейшего дифферента сразу же видно при помощи простейшего приспособления – креномера. Даже при отсутствии электричества в течение 10 минут можно вручную открыть перемычки токовых отсеков и выровнять понтоны. Таким образом, чтобы затопить ПД-50, понадобилось «большое мастерство». Что это, чудовищная халатность или тонкий умысел?
По факту, без возможности пройти модернизацию и ремонт остались самые крупные корабли российского ВМФ – «Адмирал Кузнецов», «Петр Великий» и его брат «Адмирал Нахимов». Последний из оставшихся у России плавучих доков ПД-190 находится в Новороссийске, но он вдвое меньше, чем ПД-50. И самое интересное, это успели ли корабелы демонтировать на «Адмирале Кузнецове» ракетные установки? Если да, и ТАВРК превратился в обычный авианосец, то как он пройдет теперь Босфор и Дарданеллы, чтобы закончить ремонт?
Информация