Почему Минобороны РФ упустило возможность протестировать своих «убийц авианосцев»
На днях стало известно, что Бразилия довольно неожиданно для всех решила добровольно затопить свой единственный авианосец французской постройки под названием «Сан-Пауло», отогнав его на безопасное расстояние от берега. Теперь старый «токсичный» корабль мирно покоится на глубине 5 километров в Атлантическом океане. Нам же в России остается немного пожалеть, что свой путь бывший французский авианосец типа «Клемансо» закончил так бесславно.
Корабли-мишени
Любое оружие требует множественных натурных испытаний, включая противокорабельное. Проблема заключается в том, что на «Калибры», «Ониксы», «Цирконы», «Нептуны», «Гарпуны» и прочие «Томагавки» не найдешь достаточного количестве настоящих кораблей, которые было бы не жалко ими расстрелять. Для этих целей в разных странах строится целый класс кораблей-мишеней, оборудованных специальной аппаратурой и различными имитаторами, по которым можно производить учебные пуски противокорабельных ракет, бомбометание, артиллерийские и торпедные стрельбы.
В СССР были разработаны суда-мишени проекта 1784, которых было произведено около четырех десятков. Водоизмещение таких кораблей достигает 932 тонн, длина – 106,6 метра, ширина – 14 метров, силовая установка отсутствует. Внешне они очень напоминают какие-то ржавые пиратские корабли из постапокалипсиса с увешанными странными, непонятными приборами мачтами. Строились они на Дальнем Востоке, в Николаеве и Таллине. Несколько судов-мишеней проекта 1784 дожили до наших дней и продолжают нести свою службу на Черном море.
Еще более странными на вид являются малые корабельные щиты (МКЩ) проекта 455. Конструктивно они представляют собой катамараны повышенной живучести и остойчивости. Длина составляет всего 22 метра, ширина – 6,6 метра, водоизмещение – 53 тонны. На верхушках их мачт установлены специальные уголковые радиолокационные отражатели, а между ними растянута стальная сеть. На палубе расположены специальные термические излучатели. Все это позволяет отрабатывать наведение на мишень корабельных ракет и тестировать артиллерийские стрельбовые РЛС.
Из современных судов-мишеней можно вспомнить проект 436 бис, куда входят 436БА и 436БР. По сути, это увеличенная копия проекта 455: стальной катамаран водоизмещением в 142 тонны, длиной 68 метров и шириной 8 метров. На вершинах мачт установлены уголковые отражатели в количестве 11 штук, а между ними натянута стальная сеть. Интересно, что эти корабли-мишени проекта 436 бис использовались для защиты Крымского моста. Предполагалось, что украинский боеприпас, использующий радиолокационную головку наведения, примет отражатель, размещенный на мачте, за основную цель и поразит не мост, а конструктивно предназначенную для этого баржу.
В общем, полезная эта штука, специализированное судно-мишень. Вот только нет ничего лучше, чем расстрелять настоящий корабль из числа списанных. У нас когда-то для этих целей использовали списанные японский крейсер «Цусима» и эсминец «Огневой». Американцы в ходе учений RIMPAC, прошедших близ Гавайских островов, в 2018 году не пожалели свой старый десантный корабль USS Racine, выпустив по нему в совокупности 15 ракет с эсминцев и береговых ракетных комплексов. Также противолодочную торпеду сбросил австралийский противолодочный самолет, но корабль продолжал оставаться на плаву. Добить его смогла только АПЛ класса Los Angeles ВМС США торпедой Mk 48. Но даже после смертельного удара USS Racine еще час оставался на плаву.
Бесценный практический опыт, который наглядно показывает, чего на самом деле стоят вооружения, а что им только приписывается и на что следует обратить внимание при конструировании боевых кораблей.
«Убийцы авианосцев»
Именно поэтому стоит пожалеть, что бразильский авианосец был просто мирно потоплен, а не стал уникальным кораблем-мишенью, на котором можно было бы опробовать в деле российские противокорабельные ракеты.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что вся наша Морская доктрина строится вокруг «убийц авианосцев», под которыми понимаются различные типы противокорабельных ракет. Сейчас наше все – это гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые считаются не отразимыми существующими системами ПВО/ПРО морского базирования. Также есть еще ПКР «Оникс» и КР «Калибр-НК», которые несет, например, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков», находящийся в данный момент где-то в западной части Атлантического океана. Там он проводит учебные стрельбы «Цирконами», демонстрируя решимость потопить АГУ ВМС США.
Как было бы здорово, если бы Москва своевременно договорилась с Бразилиа о том, что неприкаянный «Сан-Пауло» будет не просто тихо потоплен, а станет мишенью для российских ракет. Водоизмещение французского авианосца «Фош» R 99 класса «Клемансо», как раньше назывался «Сан-Пауло», составляет свыше 32 тысяч тонн, длина – 265 метров, ширина по ватерлинии – 32 метра, по полетной палубе – 51,2 метра. Корабль был оснащен двумя паровыми катапультами и мог нести до 40 самолетов. Понятно, что до американских «Нимитцев» ему далеко, но это был настоящий боевой корабль, а не какая-то имитация.
На разделку «Сан-Пауло» должен был пойти из-за сильнейшего износа. Его корпус набирал воду, корабль потерял собственный ход. В Турции его не приняли из-за того, что при строительстве широко применялся признанный токсичным асбест, который использовался французами для противопожарной безопасности. Дряхлый авианосец бразильцы отогнали на безопасное удаление от берега и затопили на большой глубине. Но какой получился бы абсолютно уникальный опыт натурного применения «Цирконов», «Ониксов» и «Калибров», договорись наше Минобороны о «добивании» корабля российскими противокорабельными ракетами!
К сожалению, это далеко не первый случай, когда упускается возможность продемонстрировать всему миру мощь наших ракет. Старый БПК «Керчь» также был мирно утилизирован в 2020 году, хотя мог бы послужить мишенью для «Ониксов» и «Калибров» на Черном море.
Информация