Редкие металлы: Украина включается в высокотехнологичную гонку?
Прославившийся своими неадекватными высказываниями про поход на Москву с автоматом министр транспорта Незалежной сделал новое громкое заявление. Владимир Омелян предложил сделать Украину мировым центром по производству электромобилей. По мнению чиновника, для этого достаточно наличия в стране «богатейших месторождения лития и кобальта в Европе». Насколько реальны перспективы превращения Незалежной в «электромобильную сверхдержаву»? Попробуем разобраться.
Прежде всего, необходимо понимать, что автомобильное производство, тем паче электромобильное, характерно только для самых промышленно-развитых и богатых стран: США, Германии, Японии, Франции, Южной Кореи, Италии и КНР. Производство автомобилей требует наличия технологий либо лицензий на их использование. Также необходима развитая компонентная база и сотни тысяч профессионально подготовленных высокооплачиваемых специалистов непосредственно на автомобильном конвейере и в смежных отраслях. Откуда сегодня все это на Украине?
Страна официально признана беднейшей страной Европы, фактически находится в предбанкротном состоянии. Очередей из желающих инвестировать в украинский автопром сотни миллионов, а то и миллиарды долларов что-то не наблюдается. Кроме того, огромное значение в глазах потребителей имеет репутация страны-производителя. Украина с «Запорожцем» как символом своего автопрома едва ли будет в состоянии конкурировать с ведущими европейскими и азиатскими автопроизводителями.
Выходит, Незалежная если и сможет претендовать на включение в производственную цепочку, то лишь на самом низовом, ресурсном уровне. Современный электромобиль – это самая настоящая батарейка на колесах. Например, в Tesla S, при общей массе в 2250 кг, аккумулятор весит 540 кг. Для накапливания электроэнергии в литий-ионном аккумуляторе используются в основном два метала – литий и кобальт. Непосредственно энергию аккумулирует литий, а кобальт позволяет сохранить заряд батареи на холоде и многократно подзаряжать батарею.
Что там на Украине с литием?
На самом деле, запасы его в Незалежной имеются, и расположены они в Донецкой и Кировоградской области. Принадлежат месторождения украинским олигархам и президенту Порошенко, что и может объяснить интерес властей к теме производства электромобилей. Но проблема в том, что добыча этого ресурса имеет очень высокую себестоимость. Те месторождения лития, что в Кировоградской области, залегают на глубине в полкилометра, в гранитной породе, да еще и рядом с урановой жилой, что требует дополнительных расходов для обеспечения безопасности. Месторождение на Донбассе находится в относительной близости от линии соприкосновения ВСУ с ополчением. Ни один западный инвестор не станет вкладывать средства в шахту, которая может оказаться в любой момент в зоне боевых действий.
В сухом остатке все это означает, что, несмотря на значительные запасы лития в Незалежной, его добыча сегодня нерентабельна, и не может представлять интереса для западных промышленников.
А что с кобальтом?
Тут все еще хуже. Дело в том, что этот металл весьма редкий в природе и дорогой. При этом его потребление постоянно растет. Так почему бы Украине не стать «кобальтовой сверхдержавой»? Можно, но для этого украинцам придется начать конкурировать с конголезцами. Мировым лидером по добыче редкого металла является Конго из-за особенностей его залегания и условий труда рабочих:
Даже если Петр Порошенко отправит украинских детей на шахты работать за еду, то неразрешимой проблемой останется низкое содержание кобальта в руде. Так, в конголезских месторождениях содержание никеля в породе составляет 35%, а кобальта – 5%, что очень и очень хорошо. Но в украинских рудах это будет соответственно 0,4 – 1% никеля и 0,05 – 0,09% кобальта. Очевидно, что добыча кобальта в Незалежной, реальное количество которого оценивается не в миллионы, а всего в 100 000 тонн, влетит в копеечку по сравнению с основными конкурентами.
Впрочем, если Киев заставит бесплатно вкалывать на шахтах военнопленных из числа ополченцев Донбасса или заключенных в тюрьмах, то когда-нибудь Украина одолеет Конго и сможет стать современной и цивилизованной европейской державой.
Прежде всего, необходимо понимать, что автомобильное производство, тем паче электромобильное, характерно только для самых промышленно-развитых и богатых стран: США, Германии, Японии, Франции, Южной Кореи, Италии и КНР. Производство автомобилей требует наличия технологий либо лицензий на их использование. Также необходима развитая компонентная база и сотни тысяч профессионально подготовленных высокооплачиваемых специалистов непосредственно на автомобильном конвейере и в смежных отраслях. Откуда сегодня все это на Украине?
Страна официально признана беднейшей страной Европы, фактически находится в предбанкротном состоянии. Очередей из желающих инвестировать в украинский автопром сотни миллионов, а то и миллиарды долларов что-то не наблюдается. Кроме того, огромное значение в глазах потребителей имеет репутация страны-производителя. Украина с «Запорожцем» как символом своего автопрома едва ли будет в состоянии конкурировать с ведущими европейскими и азиатскими автопроизводителями.
Выходит, Незалежная если и сможет претендовать на включение в производственную цепочку, то лишь на самом низовом, ресурсном уровне. Современный электромобиль – это самая настоящая батарейка на колесах. Например, в Tesla S, при общей массе в 2250 кг, аккумулятор весит 540 кг. Для накапливания электроэнергии в литий-ионном аккумуляторе используются в основном два метала – литий и кобальт. Непосредственно энергию аккумулирует литий, а кобальт позволяет сохранить заряд батареи на холоде и многократно подзаряжать батарею.
Что там на Украине с литием?
На самом деле, запасы его в Незалежной имеются, и расположены они в Донецкой и Кировоградской области. Принадлежат месторождения украинским олигархам и президенту Порошенко, что и может объяснить интерес властей к теме производства электромобилей. Но проблема в том, что добыча этого ресурса имеет очень высокую себестоимость. Те месторождения лития, что в Кировоградской области, залегают на глубине в полкилометра, в гранитной породе, да еще и рядом с урановой жилой, что требует дополнительных расходов для обеспечения безопасности. Месторождение на Донбассе находится в относительной близости от линии соприкосновения ВСУ с ополчением. Ни один западный инвестор не станет вкладывать средства в шахту, которая может оказаться в любой момент в зоне боевых действий.
В сухом остатке все это означает, что, несмотря на значительные запасы лития в Незалежной, его добыча сегодня нерентабельна, и не может представлять интереса для западных промышленников.
А что с кобальтом?
Тут все еще хуже. Дело в том, что этот металл весьма редкий в природе и дорогой. При этом его потребление постоянно растет. Так почему бы Украине не стать «кобальтовой сверхдержавой»? Можно, но для этого украинцам придется начать конкурировать с конголезцами. Мировым лидером по добыче редкого металла является Конго из-за особенностей его залегания и условий труда рабочих:
Добыча кобальта в этой стране ведется практически на поверхности из богатых руд, в неглубоких шахтах, с широким использованием ручного и детского труда.
Даже если Петр Порошенко отправит украинских детей на шахты работать за еду, то неразрешимой проблемой останется низкое содержание кобальта в руде. Так, в конголезских месторождениях содержание никеля в породе составляет 35%, а кобальта – 5%, что очень и очень хорошо. Но в украинских рудах это будет соответственно 0,4 – 1% никеля и 0,05 – 0,09% кобальта. Очевидно, что добыча кобальта в Незалежной, реальное количество которого оценивается не в миллионы, а всего в 100 000 тонн, влетит в копеечку по сравнению с основными конкурентами.
Впрочем, если Киев заставит бесплатно вкалывать на шахтах военнопленных из числа ополченцев Донбасса или заключенных в тюрьмах, то когда-нибудь Украина одолеет Конго и сможет стать современной и цивилизованной европейской державой.
Информация