Фрегат «Адмирал Горшков» может дорасти до эсминца и легкого крейсера
Одной из самых серьезных проблем российского военно-морского флота можно назвать острый дефицит кораблей 1-го ранга, способных выполнять боевые задачи в дальней морской и океанской зонах. О перспективном проекте суперэсминца «Лидер» давно ничего не слышно. Затыкать дыры ВМФ РФ сейчас приходится за счет глубокой модернизации старых советских БПК проекта 1155/1155.1 и крейсеров проекта 1144 «Орлан». Дождемся ли мы современных эсминцев или даже крейсеров в составе ВМФ РФ?
Фрегаты
Несколько дней назад пришла отличная новость. На Амурском судостроительном заводе будет построено дополнительно шесть фрегатов проекта 22350 и 22350М. Решение передать часть заказов на Дальний Восток, где и станут нести службу в составе Тихоокеанского флота «систершипы» головного корабля серии «Адмирала Горшкова», можно только поприветствовать, поскольку Северная верфь явно не справлялась с необходимыми темпами строительства.
В настоящее время в Санкт-Петербурге строится сразу десять фрегатов проекта 22350. Полное водоизмещение каждого такого корабля достигает 5400 тонн, дальность плавания – 4500 миль, максимальная скорость хода – 29,5 узла, автономность – 30 суток. Первые четыре корабля в данной серии могут нести по 16 ракет «Калибр-НК», «Оникс» или «Циркон», на выбор, которыми могут поражать морские и наземные цели. Для борьбы с субмаринами противника российские фрегаты оснащены противолодочными комплексами «Пакет», «Ответ» и противолодочными вертолетами Ка-27.
Интересно, что с пятого корабля в серии они будут нести усиленное ударное вооружение – по 32 ракеты вместо 16, как у головного «Адмирала Горшкова». За противовоздушную оборону отвечает современный ЗРК «Полимент-Редут» с боезапасом на 32 зенитные ракеты с дальностью поражения в 150 километров. Российские фрегаты проекта 22350 – это достаточно серьезные многоцелевые корабли УРО 1-го ранга, способные действовать в ближней и дальней морской зонах.
Эсминцы
Формально будущим эсминцем ВМФ РФ должен был стать проект 23560 «Лидер». Его полное водоизмещение составляет 17-19 тысяч тонн, максимальная скорость хода – 32 узла, дальность плавания неограниченна из-за использования ядерной силовой установки. Вооружение не то эсминца, не то крейсера должно быть представлено 64 ракетами «Калибр-НК», «Оникс» или «Циркон», противолодочное – комплексом «Пакет-НК» и двумя вертолетами Ка-27ПЛ, зенитное – ЗРК «Полимент-Редут», ЗРПК «Панцирь-М» и даже перспективной корабельной версией ЗРК С-400/С-500.
Вот только существует «Лидер» пока только в виде макета и, по всей видимости, таковым и останется. Из-за высокой сложности и стоимости проекта, которая начинается от 100 миллиардов рублей за один корабль, со слов главы ОСК Рахманова, проект эсминца/крейсера 23560 в таком шикарном виде реализован не будет.
На роль перспективного российского эсминца по праву претендует проект 22350М с увеличенным до 8500 тонн полным водоизмещением. Его дальность плавания возрастет до 7000 миль, максимальная скорость хода – до 30 узлов. Помимо 64 зенитных ракет, выросший в размерах в полтора раза и фактически превратившийся в эсминец фрегат будет нести не 32, а 48 ударных ракет «Калибр-НК», «Оникс» или «Циркон», и не один, а сразу два противолодочных вертолета. Строиться эсминцы проекта 22350М будут, вероятно, на Северной верфи в новом эллинге.
Точное количество кораблей такого типа, которые получит ВМФ РФ, пока неизвестно, но на Северный и Тихоокеанский, а также на Черноморский флот для действий в Средиземноморье их потребуется как минимум по два, лучше – больше.
Легкий крейсер?
Интересно, что проект 22350М вполне может послужить платформой для создания перспективного российского легкого крейсера. В околовоенной прессе упорно циркулируют слухи, что «Супер-Горшков» по полному водоизмещению может вырасти даже еще больше, до 9-10 тысяч тонн. И это будут очень серьезные трансформации. С одной стороны, это приведет к увеличению его стоимости с 25-35 миллиардов рублей за штуку до 35-45 миллиардов.
С другой стороны, это переведет корабль из эсминцев фактически в класс легких крейсеров. Для сравнения: погибший в прошлом году флагман Черноморского флота ВМФ РФ ракетный крейсер «Москва» проекта 1164 имел полное водоизмещение в 11 420 тонн. Увеличенный корпус позволит разместить на «Супер-Горшкове» больше ударных ракет, но главное – более мощную систему ПВО морского базирования дальнего радиуса действия, которая ранее предназначалась для «Лидера». Зарубежное специализированное издание Military Watch со ссылкой на свои источники сообщило, что на кораблях проекта 22350М могут быть установлены «оморяченные» зенитные ракеты 40Н6, разработанные изначально для наземных ЗРК С-400, или 9М82МД, предназначенные для армейской ЗРК С-300В4.
Это, по сути, превратит выросшие в размерах эсминцы в легкие крейсера, способные поражать морские и наземные цели на расстоянии до 1000 километров и осуществлять воздушный перехват в радиусе до 400 километров. При этом по цене одного «Лидера» можно будет получить два многоцелевых боевых корабля проекта 22350М, однотипных с эсминцами и фрегатами, что очень упростит их строительство и последующее обслуживание.
Информация