Откуда у России взялись морские беспилотники-«камикадзе»
Накануне на украинских фронтах произошло очень важное событие. В ночь на 10 февраля 2023 года морской беспилотник-«камикадзе» неизвестной конструкции и неустановленной принадлежности атаковал опоры разводного моста в Затоке Одесской области. Несмотря на то, что Минобороны РФ не подтвердило ни наличие, ни применение соответствующих БПА, главнокомандующий ВСУ Залужный сразу же пожаловался американцам на российские морские беспилотники. Что все это может означать?
Цель
Мост через реку в Затоке уже неоднократно подвергался атакам «Калибров» в 2022 году. Российские ракеты смогли нанести ему повреждения, однако мостовой переход ремонтировался, и движение через него возобновлялось. И для оккупированной ВСУ Одессы, и для находящейся под властью нацистов Украины он давно стал объектом стратегического значения.
До начала СВО Россия поставляла киевскому режиму 30% потребляемого дизельного топлива, Белоруссия – 42%. После 24 февраля 2022-го поставки, наконец, прекратились, и даже высказывались робкие надежды, что в случае перекрытия западной границы топливные баки ВСУ вовсе пересохнут. К великому сожалению, этому не суждено было сбыться. Бензин и солярка по-прежнему могут беспрепятственно поставляться на Украину по суше через сопредельные Польшу, Венгрию, Румынию и Словакию.
Также западное топливо поступает для нужд ВСУ через единственный молдавский порт Джурджулешты, расположенный на реке Дунай. Крохотный клочок земли на украинском берегу Кишинев смог выторговать у Киева в далеком 1996 году, и теперь он превратился в настоящих хаб по поставке нефтепродуктов в Незалежную. Бить ракетами по суверенной молдавской территории Россия не может, остается только одно узкое «бутылочное горлышко» - мост в Затоке в Одесской области, через который проходит единственная железнодорожная магистраль, идущая в Центральную Украину.
По этому мостовому переходу уже били крылатыми ракетами неоднократно, но он по-прежнему функционирует, поставляя ВСУ топливо и вооружения из стран блока НАТО. И вот позавчера атака на этот стратегически важный объект была осуществлена принципиально иным способом.
Средства
В Сети появилась видеозапись, на которой запечатлено как в темное время суток некий беспилотный надводный морской аппарат на большой скорости устремляется к опоре моста, оказавшись под которым, взрывается. Судя по настройкам, дело происходило 10 февраля 2023 года, а из комментариев к видео следует, что беспилотник был один.
Как мы отметили выше, главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный пожаловался в телефонном разговоре главе объединенного комитета начальников штабов США генералу Марку Милли, что Россия-де начала применять морские беспилотники. Здорово! Вот только возникает справедливый вопрос, откуда они у нас взялись.
Пока что подобные морские беспилотники применяли, и вполне успешно, сами ВСУ против главной базы ВМФ РФ в Севастополе, получив их от своих британских спонсоров и подельников. Кроме того, президент Зеленский обещал создать самый мощный морской беспилотный флот в мире с целью «деоккупации» Крыма. Откуда же взялись морские БПА у России? Неужели за этот год отечественный ВПК совершил настоящий прорыв? По этому поводу можно выдвинуть сразу несколько гипотез.
Версия 1. Трофей?
Самое простое объяснение зачастую бывает самым верным. 21 сентября прошлого года два вражеских морских беспилотника были обнаружены на внешнем рейде Севастополя. Один был уничтожен, второй оказался выброшен на берег. Конструктивно это скоростной беспилотный катер, предназначенный для атаки таранным способом с последующим взрывом. Этакий современный брандер.
Трофей, попавший в руки российских военных, естественно, был изучен и, не исключено, что был впоследствии отправлен обратно противнику с «пламенным» приветом. Но это не точно.
Версия 2. Иранский след?
Также не исключено, что ВМФ РФ начали в тестовом режиме испробовать морские БПА иранского производства. Исламская Республика получила в ходе СВО шикарную рекламу своим беспилотным летательным аппаратам. Вполне возможно, что Москва решила углубить военно-техническое сотрудничество с Тегераном. На то, что у Ирана могут быть свои разработки в области морских беспилотников, намекает инцидент с захватом иранскими военными двух беспилотников Saildrone Explorer Пятого флота ВМС США в Красном море. Изучив трофеи, те отпустили американские БПА восвояси. Несомненно, в Тегеране, который активно готовится к возможным боям в Ормузском проливе, внимательнейшим образом следят за новинками в этой области по всему миру.
Возможно ли, что ИРИ скопировала морские беспилотники потенциального противника, как ранее этого делала с воздушными БПЛА американского и израильского производства, а теперь решила протестировать их в деле, продав пробную партию России? Да запросто.
Версия 3. Отечественные наработки?
Разработки в области морских беспилотников у нас велись при СССР. В 2021 году Центром технологических проектов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого был представлен автономный катер-беспилотник «Кибербоат-330»:
Это беспилотная надводная платформа, которая предназначена для преследования, патрулирования и сканирования надводных акваторий. Нейронная сеть заранее обучена на определение браконьеров на основании определенных признаков. Полная непотопляемость даже в случае стрельбы по нему. Он будет поврежден, но не будет выведен из строя благодаря принципу разделенности модулей.
Могли ли у нас превратить в дрон-«камикадзе» такой катер? Почему бы и нет.
Но есть и еще одна версия, конспирологическая. Согласно ей, мост в Затоке атаковали все же не русские, а сами украинские спецслужбы при науськивании их на это британцами. Зачем?
Во-первых, Киев теперь сможет получить от блока НАТО более современные противолодочные вооружения, чтобы прикрыть свое Причерноморье от российских субмарин. Высказываются предположения, что морской БПА мог быть доставлен к Одесской области ДЭПЛ типа «Варшавянка».
Во-вторых, «легализуется» возможность обвинить ВС РФ в возможном подрыве каскада Днепровский ГЭС, если российское наступление на Левобережной Украине зайдет, по мнению англосаксов, слишком далеко.
Какая из этих версий верна, мы узнаем в самое ближайшее время.
Информация