«Суперджет-100» и МС-21 могут стать российско-индийскими лайнерами

19

Оказавшись под плотным колпаком западных санкций, Россия ускоряет свой начатый в 2014 году разворот на Восток. Однако ставка вполне разумно не делается на один лишь Китай, который может злоупотреблять своим эксклюзивным положением. В качестве ведущего партнера на рынке Юго-Восточной Азии наравне с КНР Москва видит ее прямого конкурента и даже соперника в лице Индии.

Разворот в Индию


Несколько дней назад стало известно о том, что Россия готова поделиться с индийскими партнерами технологиями производства основного боевого танка четвертого поколения «Армата». Также в ходе выставки Aero India 2023 заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ Владимир Дрожжов заявил о планах по участию в тендере на поставку Нью-Дели новых истребителей. А накануне глава ОАК Слюсарь сообщил, что на полном серьезе обсуждается возможность переноса производства гражданских авиалайнеров «Сухой Суперджет-100», МС-21 и Ил-114 в Индию.



По поводу перспектив нашего многострадального «Суперджета» на индийском рынке глава российской корпорации высказался следующим образом:

100-местная машина здесь востребована в первую очередь на внутренних перевозках, страна большая, на наш взгляд, такие самолеты подойдут. Ну а мы готовы оказать всю необходимую помощь и с технологической, и с технической стороны, потому что Индия – это наши большие друзья. Мы бы хотели, чтобы эта дружба развивалась не только в военной сфере, но и в гражданской.

Что ж, желание выйти на новые рынки весьма похвальное. С Нью-Дели у Москвы выстроены вполне прагматичные отношения. Индийская экономика развивается динамично. Буквально на днях стало известно о том, что национальный авиаперевозчик Air India, принадлежащий семейству Тата, закупает 470 гражданских лайнеров у Airbus и Boeing. Это рекордная по размеру сделка. Заметим, что индийцы не стали складывать все яйца в одну корзину: 250 лайнеров они приобретут у Airbus и 220 – у его главного конкурента Boeing. Найдется ли место на этом растущем рынке для российских ближнемагистральных Ил-114 и «Супреджет-100» и среднемагистрального МС-21?

Вопрос не вполне однозначный. С одной стороны, есть беспроблемные лайнеры западного производства на любой кошелек и вкус. Однако события 2022 года показали, что при желании Вашингтона, Лондона и Брюсселя покарать непослушных золоченая карета может легко превратиться в тыкву. С другой стороны, есть проблемные российские «Суперджет-100» и МС-21, обложенные санкциями, которые Москва сама предлагает индийским партнерам. Для диверсификации своих геополитических рисков Нью-Дели вполне может пойти на перенос производства этих гражданских лайнеров в Индию, но явно на условии их полной локализации, как это уже озвучивалось по российским боевым самолетам.

Иначе говоря, это будет либо лицензионное производство, либо совместное предприятие со 100%-ной локализацией. Выгодно ли это будет нашей стране?

Трудности локализации


По идее, выход на новый перспективный рынок для проблемных самолетов, а также возможность зарабатывать на поставке комплектующих под них – это большое благо, настоящий коммерческий успех. Но хотелось бы обратить внимание на некоторые обтекаемые формулировки, которые использовал глава ОАК Слюсарь, комментируя российскую инициативу:

Проект самолета «Сухой Суперджет», возможность локализации и производства здесь (в Индии) мы рассматриваем. Есть уже опыт серийного производства здесь. Так называемое импортное лицо SuperJet International, которое не поставляется в Россию сейчас, Индия в этом лице может закупать агрегаты с нашей помощью и с поставками наших комплектующих наладить здесь производство планера и сделать полноценный индийский самолет с поставками на внутренний рынок и на рынки дружественных стран. Я думаю, что для Индии это интересно. Получить современный гражданский самолет с нашей помощью – сейчас это шаг вперед.

«Закупать агрегаты с нашей помощью» – это что конкретно должно значить?

Напомним, что изначально наши «большие белые надежды» на возрождение отечественного гражданского авиастроения представляли собой банальные конструкторы из импортных комплектующих. «Суперджет-100» был иностранным почти на три четверти, МС-21 – примерно наполовину. Чиновники от авиапрома нам клянутся и божатся, что вот-вот на 100% импортозаместят иностранные комплектующие и про советские Ту-214 и Ту-334 можно забыть и даже не думать за ненадобностью. Спрашивается, если в России и правда произошел прорыв и импортозамещение состоялось, тогда почему бы не наладить поставку отечественных комплектующих для «Суперджета» и МС-21 в Индию, зарабатывая на этом? Вопрос вопросов.

И вот тут поневоле закрадываются сомнения, а так ли все гладко, как нам рапортуют? Дополнительный повод для них дал гендиректор корпорации «Иркут» Андрей Богинский, который накануне на международной авиакосмической выставке Aero India 2023 заявил, что Россия обсуждает с индийской стороной возможность производства в Индии авиационных компонентов для гражданских проектов:

Наша задача — вместе с потенциальными индийскими коллегами выработать позицию, как соответственно программе Make in India воспользоваться этой бизнес-моделью.

Не может ли быть так, что именно в Индии, свободной от западных санкций, предполагается разместить настоящее производство недостающих для «Суперджета» и МС-21 иностранных комплектующих, которые впоследствии будут использоваться в лайнерах российской и индийской сборки?

Если это предположение верно, то данные новоделы станут уже российско-индийскими самолетами со всеми прилагающимися рисками по поставке комплектующих. Следовательно, советский среднемагистральный Ту-214 становится по-настоящему безальтернативным национальным лайнером и пора всерьез задуматься о реновации ближнемагистрального Ту-334.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 февраля 2023 13:03
    В российской журналистике много хороших журналистов, но немало и поганых журналюг. Но, по моим наблюдениям, только С. Маржецкий умеет вполне профессионально рассуждать на самые разнообразные темы. Постоянно читаю.
  2. +6
    16 февраля 2023 13:18
    Пока это мыльнй пиар-пузырь.
    Авиа-перемога....

    Все заявы от Росийских гос-чиновников - "эффективных менеджеров".
    Ни слова от самих индийцев о заинтересованности нет.

    А меж тем только что те заявили о крупнейшей закупке западных самолетов - 470 шт.
    И на фига тогда им несуществующие наши?

    Тем более накопилось много сорванных проектов - СУ, Ил, ракеты.... И рядом нелады с совместными Русско-Китайскими авиа-проектами
    Имхо, Индийские профи в ловушку не полезут.
    1. +3
      16 февраля 2023 15:24
      Ну так то закупки, а то - локализация производства: ни Боинг, ни Эйрбас такого индийцам не предлагают ;)
  3. +4
    16 февраля 2023 13:26
    Придумают любые отговорки почему не смогут в 2025 запустить в производство (манту и слюс, агенты запада вместе с элей и антошей)
  4. +1
    16 февраля 2023 15:27
    В принципе, как вариант более быстрого запуска в производство "свободных от санкций" ССДж-100 и МС-21 это вполне годный вариант. Заодно это поможет нарастить количество выпускаемых лайнеров этих марок. Но это не значит, что не надо заниматься Ту-214 и 334
    1. +1
      16 февраля 2023 15:43
      Ну если Ту-214 который сейчас мелкосерийно выпускается стоит внимания, то страдания по мертворожденному Ту-334 уже задолбали, ни разу не сертифицирован и никуда не не полетит, урок с Ан-148, выпуск которых прекращен из-за отсутствия двигателей должен быть усвоен.
  5. +5
    16 февраля 2023 15:36
    Глупость какая! Только враг может такое придумать! Вот США перенесли все производство в Китай и другие страны, а теперь превращается в банановую республику. "возможность переноса производства гражданских авиалайнеров «Сухой Суперджет-100», МС-21 и Ил-114 в Индию."- а может лучше наших рукойводителей туда перенесем, надоели совсем!
    1. +1
      17 февраля 2023 08:57
      а ваше последнее предложение заслуживает внимания bully
  6. +4
    16 февраля 2023 15:58
    Тут всё очень непросто, начиная с очень специфических индийских партнёров и очень специфических руководителей нашей авиаотрасли, заканчивая экономическими и технологическими проблемами такого сотрудничества при производстве самолётов вообще и данных типов в частности.
  7. +1
    16 февраля 2023 19:33
    В чем многострадальность проявляется?

    многострадального «Суперджета»

    Скорее "многострадального" МС-21
    Сухой крупной партией в Мексику (с дисконтом) Иран продан, остальное внутренний рынок. Потолок рынков сбыта.
  8. -1
    16 февраля 2023 20:12
    Автор ты прав, Ту-334м и Ту-214мс - это наше настоящее и будущее drinks
  9. -1
    16 февраля 2023 22:12
    Интересно, кто-нибудь понял сломанную мысль, которую изложил автор
  10. +3
    17 февраля 2023 07:38
    Всё ищем, под кого бы ещё лечь. Эта тактика обречена на провал. Очень жаль, но и тут у нас полная разруха, прежде всего в головах руководства.
  11. +1
    17 февраля 2023 07:43
    Недавно в новостях показали собранный полностью из отечественных комплектующих Супер Джет 100
    1. +3
      17 февраля 2023 09:01
      а еще в новостях показывают, радеющих за свою страну и народ, чиновников, депутатов, олигархов и эффективных менеджеров bully
  12. +1
    17 февраля 2023 11:58
    Меньще говорить на публику,больше для дела. Когда Сталин говорил в начале войны,что ему нужны 200 танков и столько же самолетов,то это было сказано с пониманием,что это будет выполнено. Какой министр будет пропадать неделями на заводе,где производят ракеты? Под огнем вывозили в тыл ценное оборудование. А потом либо продавали,либо просто уничтожали.Таким образом формировалась плеяда потребителей во власти.Так нужны были деньги,что Эстония стала первой по добычи меди. Начиная с культуры и кончая промышленности полная власть денег. Все как в странах Запада. Мы здесь не сильно отличаемся.
  13. +1
    17 февраля 2023 13:37
    Судя по апупеи с Ка-226, я бы на индусов не рассчитывал. Уж больно они верлявые. Нам нужны борта для страны. Точка. Их нужно около 600 за ближайшие 10 лет. И время пошло уже год назад, а появился лишь первый локализованный суперджет.
  14. +3
    18 февраля 2023 03:27
    По ходу опять наши «эффективно-дефективные» чудо топменеджеры обгадились понаобещав золотые горы.Не перестану говорить - всю шайку этих «топ-менеджеров»надо на фронт отправить,а не надеятся что из этих чинушь приблатненных выйдет толк, они только языками молоть могут
  15. 0
    25 февраля 2023 16:15
    В очередной раз мы выступаем в роли просящего, подтверждая свою зависимость от партнера. В такой ситуации мы заранее отдаем лидерство в переговорах противоположной стороне. Необходимо сначало самим наладить выпуск, убедиться, что все идет как надо и "детские болезни" устранены, только потом можно предлагать свой товар на международном рынке. Никому не нужен рискованный проект, без понятных переспектив.