Коридор «Север – Юг» уже попал под удар санкций Запада
Коридор «Север – Юг» необходим, но имеет немалое число факторов, препятствующих его реализации, пишет сайт индийского исследовательского центра Observer Research Foundation.
Международный транспортный коридор «Север – Юг» (англ. аббревиатура – INSTC) протяженностью 7200 км был впервые задуман в соответствии с соглашением от сентября 2000 года между Ираном, Россией и Индией. С тех пор транзитное соглашение было ратифицировано 13 странами, включая Россию, Индию, Иран, Турцию, Азербайджан, Белоруссию, Болгарию, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Оман, Таджикистан и Украину.
Однако коридор долго оставался в тупике из-за санкций Организации Объединенных Наций в отношении Ирана. В июле 2015 года Иран и ряд мировых держав, включая США, заключили ядерную сделку. После ослабления санкций транспортная инициатива набрала обороты, и к 2018-му по коридору было перевезено около 11 млн тонн грузов.
Коридор «Север – Юг» включает в себя морские, железнодорожные и автомобильные пути, соединяющие Мумбаи с Санкт-Петербургом. Ожидается, что он сократит время транзита на 40 процентов (с 45-60 до 25-30 дней) и стоимость перевозки на 30 процентов по сравнению с отправкой через Суэцкий канал.
Пробные рейсы, осуществленные в период с 2014 по 2017 год, показали экономию в размере 2500 долларов США на 15 тонн груза. Например, традиционный маршрут из Мумбаи в Москву – это 8700 морских миль (16 112 км) со временем прохождения 32-37 дней. Коридор сократит его до 2200 морских миль (4074 км) плюс 3000 км по суше, что потребует всего 19 дней
– отмечается в докладе аналитического центра.
Путь по коридору от Нью-Дели до Хельсинки протяженностью 9389 км, предложенный в рамках маршрута, займет 21 день по сравнению с обычным морским маршрутом протяженностью в 16 129 км, для которого требуется 45 дней.
Однако трудности мешают полноценной работе проекта. Железнодорожная линия Казвин – Решт была спроектирована так, чтобы соединиться с железной дорогой Решт – Астара, идущей в центральной части коридора «Север – Юг». Однако технические и финансовые проблемы Тегерана привели к значительным задержкам в ее возведении. Иран и Россия в настоящее время ведут переговоры об ускорении темпов постройки.
Большинство проектов коридора «Север – Юг» не получали финансирования от крупных мировых финансовых институтов, таких как Всемирный банк, Азиатский банк, Европейский инвестиционный банк или Банк Исламского развития. Основной причиной этого был режим односторонних санкций Вашингтона против Тегерана и боязнь так называемых вторичных санкций.
Введение более жестких санкций в отношении Ирана после выхода из атомной сделки вынудило многие глобальные компании уйти из Исламской Республики. Например, так поступили немецкие, швейцарские, итальянские и южнокорейские партнеры Тегерана по модернизации дорог.
В исследовании говорится о том, что санкции, вероятно, повлияют на способности Москвы финансировать транспортные проекты.
Observer Research Foundation также касается индийской части коридора. Хотя Нью-Дели удалось избежать западных санкций, частные инвесторы страны не спешат вкладывать в данный евразийский маршрут.
Евразийские проекты новых путей, возглавляемые Индией, за годы столкнулись со многими экономическими и геополитическими проблемами, которые замедлили их продвижение. Но проекты по-прежнему имеют решающее значение для региона, особенно для Средней Азии, а также для диверсификации рынков импорта-экспорта
– говорится в публикации центра.
Эти магистрали также помогут обеспечить столь необходимое геостратегическое единство и экономическую динамику для континента. Индия обязана ускорить их, а политики должны рассматривать такие инвестиции как стратегические, особенно для противодействия влиянию КНР в регионе, подчеркивает ресурс.
Информация