Минобороны РФ следует учесть израильский и американский опыт дирижаблестроения

15

Получение Украиной собственных дронов-«камикадзе», которые смогут наносить удары по глубоким российским тылам, ставит вопрос о надежности прикрытия наших воздушных границ. Вполне очевидно, что на крыше каждого административного здания или возле каждого объекта критической инфраструктуры ЗРПК «Панцирь-С1» не поставить. Их просто нет столько физически, как и обученных расчетов к ним. Тогда что остается делать?

Логика подсказывает, что бить по «дальней руке» ВСУ надо сразу же, при пересечении беспилотниками и крылатыми ракетами противника кордона. Вопрос лишь в том, чтобы своевременно увидеть воздушные цели и успеть навести на них наши ЗРК, ЗРПК, истребители или ударные вертолеты. Проблема заключается в том, что специализированных самолетов ДРЛОиУ у России кот наплакал, и они нужны, прежде всего, в зоне СВО. Когда на фронте реально появится перспективный А-100 «Премьер», не известно, но таких самолетов точно не будет много. Нужны более массовые, практичные и дешевые решения.



В этой связи целесообразным представляется учесть опыт применения привязных аэростатов и дирижаблей, оснащенных РЛС, способных на большой высоте нести постоянное дежурство и просматривать своим радаром территорию в радиусе сотен километров. Например, одним из мировых лидеров в области разработки и боевого применения летательных аппаратов легче воздуха является Израиль.

Так, с 4 апреля по 10 мая 2002 года в ходе войны с палестинскими вооруженными формированиями Вооруженные силы еврейского государства активно использовали разведданные, получаемые с управляемого дирижабля, который барражировал в течение 37 дней над городом Вифлеем. Выбор в пользу аппаратов легче воздуха был сделан из-за их малошумности, низкой стоимости и высокой эффективности по сравнению с разведывательными БПЛА. Израильтяне активно используют аэростаты и дирижабли для постоянного мониторинга потенциальных «горячих точек».

Также аэростаты применяются для прикрытия северной гористой границы с соседним Ливаном. Там подвешены два 16-метровых аэростата, оборудованных разведывательной системой, созданной фирмой Rafael Armament Development Co. Эта тактическая аэростатная система наблюдения (TAOS) является составной частью системы раннего предупреждения Израиля под названием Solid Mirror («Солид Миррор»). На гелиевых аэростатах, которые могут запускаться с любого стационарного или подвижного носителя, размещаются различные датчики. Для швартовки привязного аэростата используется кабель, который также служит для энергоснабжения платформы и двусторонней связи, а видеосигнал передается посредством оптоволоконной связи.

Израильские аэростаты применяются для решения широкого круга задач: наблюдения, обнаружения и распознавания целей, разведки и сбора информации, охраны границы и побережья, мониторинга состояния трубопроводов и энергосетей, обнаружения источников возгорания, загрязнения и проч., поддержки поисковых и спасательных операций, контроля воздушного, наземного и морского движения и т.д. К несомненным плюсам данной системы можно отнести ее низкую стоимость, отсутствие рисков для оператора, возможность вести круглосуточное наблюдение и нечувствительность к электромагнитным помехам. Как заявляют в ЦАХАЛ, тактическая аэростатная система наблюдения позволяет осуществлять непрерывный мониторинг территорий протяженностью несколько десятков километров и обеспечивает эффективную защиту северной границы страны. Однако этим интерес Израиля к аппаратам легче воздуха не исчерпывается.

В частности, там ведется разработка мини-TAOS двойного назначения, для военных и гражданских целей, которая сможет применяться на пересеченной местности и даже в городских условиях. Это будут мини-аэростаты с полезной нагрузкой до 26 килограммов, которые смогут длительное время находиться в воздухе на высоте в 100-200 метров. Израильская компания Elbit Systems Ltd разработала разведывательный аэростат длиной 25 футов с полезной нагрузкой до 4 кг и рабочей высотой порядка 200 м, который может находиться и транспортироваться в сложенном виде в небольшом боксе, наполняться и запускаться в течение 30 минут, обслуживаться всего 2-3 операторами. Круговой обзор на нем будет осуществлять цифровой датчик производства Elop Electro-Optics Industries Ltd. весом всего в 3 килограмма, созданный из композитных материалов. По желанию заказчика аэростат может быть оснащен фазированной РЛС производства компании Elta Electronic Systems Ltd, которая способна видеть низколетящие самолеты и прочие ЛА.

На разработку такого оборудования израильтян подтолкнули теракты 11 сентября 2001 года. Да, неплохое было бы подспорье для корректировки артиллерийского огня ВС РФ, а также для прикрытия воздушного пространства от беспилотников противника. Но помимо малых тактических аэростатов в Израиле активно работают над аппаратами легче воздуха стратегического назначения.

Так, один из подрядчиков Министерства обороны еврейского государства компания MLM ведет работы над стратосферной платформой, или SPA, на основе аэростата, использующего солнечную энергию, в рамках проекта «Эрроу» по перехвату баллистических ракет. Перспективный аэростат с максимальным диаметром 50 - 60 м и длиной около 200 м будет иметь высоту полета около 21 км и спроектирован для несения в качестве полезной нагрузки электронной аппаратуры различного назначения. Поверхность дирижабля покрыта солнечными батареями, где солнечная энергия преобразуется в электрическую и запасается в аккумуляторах дирижабля для обеспечения работы всех систем аппарата в темное время суток. Летательный аппарат является геостационарным, но способен менять свое положение по мере необходимости.

На стратосферной высоте израильский дирижабль покрывает поверхность около 1 000 км, обеспечивая мониторинг удаленных регионов, а также загоризонтное наблюдение, ради чего и создавался. Аппарат поддерживает связь с наземными станциями, спутниками, самолетами и другими дирижаблями. Предполагается, что он будет способен непрерывно функционировать до трех лет. Дирижабль сочетает в себе лучшие качества спутника и разведывательного БПЛА, способен нести достаточно большой объем полезной нагрузки, обладает большей гибкостью и мобильностью, может модернизироваться. Отметим, что израильтяне разрабатывают свой стратосферный дирижабль совместно с Пентагоном, который параллельно ведет программу под названием High-Altitude Airship. Американский разведывательный дирижабль сможет находиться на высоте вдвое выше той, на которой летают гражданские самолеты, и в перспективе будет использоваться как элемент системы ПРО.

Возможно, Минобороны РФ тоже стоит присмотреться к наработкам своих потенциальных противников. Свой богатый опыт дирижаблестроения есть и в нашей стране. Сеть примитивных привязных аэростатов с РЛС способна перекрыть радиолокационных полем российско-украинскую границу для любого низколетящего аппарата противника.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 февраля 2023 18:29
    Выбор в пользу аппаратов легче воздуха был сделан из-за их малошумности, низкой стоимости...

    Может потому и не хотят производить, что стоимость низкая?
    Мы давно поддерживали Сергея Маржецкого по этому вопросу. Вот только жаль, что Мантуров с Шойгу или Путин, похоже, что не читают Репортер. Может у ВС РФ были бы уже надежные помощники в сфере обороны, а пропагандисты имели бы доступ к населению на враждебных территориях? И это не только по Украине. Здесь и Прибалтика, и Польша, и Финляндия могут быть охвачены теле-радиосигналом. Одно дело жаловаться, что "Спутник" и "РТ" там запретили, а совсем другое дело - работать в этом направлении.
  2. D O
    +2
    18 февраля 2023 19:29
    В условиях военного конфликта, неподвижные привязные разведывательные дирижабли могут применяться только в глубоком тылу, где вероятность их уничтожения противником достаточно низкая.
    Ну и и разумеется, такие дирижабли эффективны для территорий, где боевые действия отсутствуют.
    1. +1
      18 февраля 2023 23:00
      Цитата: D O
      Ну и и разумеется, такие дирижабли эффективны для территорий, где боевые действия отсутствуют.

      Вы считаете, что РЛС на дирижаблях, по периметру Украины, но на территории России - не будут эффективны? Кстати, дирижабли не только обнаруживают противника, но и обеспечивают целеуказание для ЗРК.
  3. +1
    18 февраля 2023 19:40
    "израильский и американский опыт", а это разве не одно и тоже.
  4. +1
    18 февраля 2023 20:27
    Вот НАТО зачем то используют дорогущие АВАКСы.
    1. D O
      +1
      18 февраля 2023 21:12
      Самолёт ДРЛО не привязан тросом к земле, следовательно он может оперативно применяться в нужных местах.
      Однако большой, дозвуковой и маломаневренный самолёт ДРЛО уязвим для средств поражения противника почти так же как и привязанный дирижабль.
  5. +3
    18 февраля 2023 21:11
    Программа для определения горизонта: https://planetcalc.ru/1198/ . На самом деле у стратосферного дирижабля на высоте 21 км горизонт обзора 550 км. Это тоже не плохо, но никак не тысячу километров (надо все-таки ответственно относиться к цифрам в статье). Чего вы хотите! У нас капитализм в его уродливой форме и такой же был социализм. Поэтому наше МО поразительно напоминает аналогичный орган царской России образца 1905г. Надеюсь все помнят как позорно продули войну "отсталой" Японии и что за этим последовало? Похоже история повторяется только в виде кровавого фарса. Вернусь к теме.Действительно дирижабли - это спасение России. На такой высоте пленки с солнечными элементами в составе оболочки с каждого квадратного метра могут выдавать 100 Вт и более. Дискообразный дирижабль (летающее крыло) толщиной 10 м и диаметром
    250 м, имеет поверхность в 50000 м2 хорошо освещенную солнцем и может выдавать теоретически до
    5000 кВт/ч электроэнергии- хватит и на локаторы, и на двигатели и на мощный лазер. Вообще-то стратосферный дирижабль с указанными размерами (500000 м3) может поднять при определенных условиях 41,5 т с учетом веса самой оболочки. Но здесь есть нюансы. Удельный вес пассивированного водорода 80 г/м3, а на высоте 21 км атмосфера разрежена до 89 г/м3 (в 13,5 раза по сравнению с поверхностью земли). Чтобы подымать подобный груз надо сначала хорошо наполнить оболочку легким газом, а затем на высоте примерно 10 км постепенно стравливать пассивированный водород в окружающее пространство. Таким образом, его плотность на высоте 21 км тоже упадет в 13,5 раз и составит 6 г/м3. Удельная подъемная сила составит :
    89-6=83 г/м3 или 500000* 83/1000000=41,5 т. В принципе, подобным методом его можно поднять и выше. Существенного ветра там практически нет и висеть такой аппарат при наличие стратосферных электрических двигателей может десятилетиями. Попробуй такой сбить. Он сам кого хочешь собьет. Зато на высоте 8 км плотность воздуха 530 г/м3, а подъемная сила дирижабля: (530-178)* 500000/1000000= 176 т. Пусть даже 150 т -это полезная нагрузка, которую можно перемещать на огромные расстояния без всяких дорог со скоростью 80-120 км/ч. Но похоже современной буржуазии России это не интересно. Денег они натаскали немерено, но тратят все это на яхты, вилы, дорогие тачки, футбольные клубы и девочек с ногами от шеи. На большее у них воображения не хватает -примитивные потребители. Поэтому, скорее всего, дирижабли будут развиваться где угодно, но не у нас.
    1. +2
      18 февраля 2023 22:37
      Мной ранее предлагалось запустить стационарный дирижабль на высоте 10-15 км, связанный с землей кабель-тросом, по которому на дирижабль подается электропитание, обеспечивается управление и передается информация. Кабель-трос не является силовым, он удерживает только свой вес. В заданной точке дирижабль поддерживается электромоторами. Вся электроника и антенны берутся с ДРЛО А-100 «Премьер», не надо ничего изобретать. Такой дирижабль ДРЛО опускать на обслуживание может один раз в год. Видеогоризонт 400 км., радиогоризонт на СВЧ 2000 км. Два десятка таких ДРЛО закроют вся западную границу, видно всё, что едет и летит, включая беспилотники малых размеров. Дёшево и сердито. ДРЛО А-100 «Премьер» разрабатывают 20 лет, когда сдадут неизвестно, но есть советский А-50. Дирижабль хорош тем, что может много тонн поднять.
  6. 0
    18 февраля 2023 21:18
    Уже было почти про тоже самое. И тоже от Сергея.
    1) недавные шпионские шары - всетаки Метео-шары, используются всеми, давно, в том числе, и в разведке.

    2) Военные Дирижабли использовались в 1МВ .Потом отказались. Для разведки - до 40х, когда самолеты тоже стали летать далеко. Потом отказались,

    3) Отказались потому ,что масса недостатков. Уязвимость, малая мобильность, штучное изделие и т.п.
    "расцвет дирижаблестроения" пиарится с 90х ,но толку нет. Ни одна страна массого их не использует. Ни дотошные яапонцы. Ни развившиеся китайцы. Ни богатые американцы. Ни страны азии или южной америки.
    Значит ,есть причины
    1. +1
      20 февраля 2023 15:45
      Вы правы, у каждой страны есть цели и решаются они оптимальным образом. Например, в США на границе с Мексикой висят аэростаты, охраняют границу. КНР, в силу географических условий они не нужны, также и странам Европы. РФ нападать ни нам кого не собирается, границы России обозначены Хельсинскими соглашениями. Соседи у РФ все буйные, вот и надо сверху всё видеть. Спутники, самолёты ДРЛО, а дирижабли и аэростаты ДРЛО это самое дешёвое и доступное, и быстро можно сделать. Стратосферный дирижабль ДРЛО можно поднять на высоту в 35 км и пусть там летает, буйные до него не достанут.
  7. +3
    19 февраля 2023 09:01
    Ну тут всё просто. Если к примеру "пилить" Армату, или средства связи, или обмундирование, то любому понятно, что можно будет отпилить нечто ценное и полезное для кого-то. А здесь представьте - пилить воздух! Ну нет, чиновники не дураки, они на такое не подпишутся!)))
    1. +2
      19 февраля 2023 19:00
      С вами в основном согласен, ибо новые образцы вооружения и техники есть, а десятилетиями в войсках массово нет, (Т-14, Су-57,Коалиция и тд.) деньги выделяются, - куда уходят? когда даже за миллион комплектов обмундирования на бумаге есть, на складах нет. По поводу аэростатов,( о дирижаблях нет и речи, ибо это на порядки сложнее и дороже), при нашей действительности, неосуществимые мечты создания с нашими скоростями строительства, создадут десятилетием позже окончания СВО, да и создать нужное оборудование долго будет под вопросом.
  8. +1
    19 февраля 2023 09:13
    О да...И хорошо бы МО учесть еврейский опыт безнаказанных бомбежек сирийских аэродромов...Наше МО самое доброе...
    1. 0
      19 февраля 2023 21:49
      Уже не аэродромы, а мирных жителей в Дамаске. Мало Сирии землетрясения, так еще добить израильской авиацией сирийцев нужно. Прямо, как ВСУ по Донецку...
  9. 0
    5 марта 2023 09:28
    Ага, российским военным виднее, что им нужно, так ведь? :D
    Ясное дело, подобные решения нужны как воздух.
    Плюс ещё на них можно понавесить модули "Панцирь" и авиационные ракеты "В-В", вот тебе и воздушная огневая точка. Ещё оснастить их парашютами, чтобы при поражении баллона дорогостоящая техника не побилась при падении, и вот тебе многоразовое устройство. А если применить запасные самонадувающиеся баллоны на случай поражения основного, то тогда уже попробуй его вообще сбей. Он ведь и огрызаться сможет, к нему ещё попробуй, подберись.