Минобороны РФ следует учесть израильский и американский опыт дирижаблестроения
Получение Украиной собственных дронов-«камикадзе», которые смогут наносить удары по глубоким российским тылам, ставит вопрос о надежности прикрытия наших воздушных границ. Вполне очевидно, что на крыше каждого административного здания или возле каждого объекта критической инфраструктуры ЗРПК «Панцирь-С1» не поставить. Их просто нет столько физически, как и обученных расчетов к ним. Тогда что остается делать?
Логика подсказывает, что бить по «дальней руке» ВСУ надо сразу же, при пересечении беспилотниками и крылатыми ракетами противника кордона. Вопрос лишь в том, чтобы своевременно увидеть воздушные цели и успеть навести на них наши ЗРК, ЗРПК, истребители или ударные вертолеты. Проблема заключается в том, что специализированных самолетов ДРЛОиУ у России кот наплакал, и они нужны, прежде всего, в зоне СВО. Когда на фронте реально появится перспективный А-100 «Премьер», не известно, но таких самолетов точно не будет много. Нужны более массовые, практичные и дешевые решения.
В этой связи целесообразным представляется учесть опыт применения привязных аэростатов и дирижаблей, оснащенных РЛС, способных на большой высоте нести постоянное дежурство и просматривать своим радаром территорию в радиусе сотен километров. Например, одним из мировых лидеров в области разработки и боевого применения летательных аппаратов легче воздуха является Израиль.
Так, с 4 апреля по 10 мая 2002 года в ходе войны с палестинскими вооруженными формированиями Вооруженные силы еврейского государства активно использовали разведданные, получаемые с управляемого дирижабля, который барражировал в течение 37 дней над городом Вифлеем. Выбор в пользу аппаратов легче воздуха был сделан из-за их малошумности, низкой стоимости и высокой эффективности по сравнению с разведывательными БПЛА. Израильтяне активно используют аэростаты и дирижабли для постоянного мониторинга потенциальных «горячих точек».
Также аэростаты применяются для прикрытия северной гористой границы с соседним Ливаном. Там подвешены два 16-метровых аэростата, оборудованных разведывательной системой, созданной фирмой Rafael Armament Development Co. Эта тактическая аэростатная система наблюдения (TAOS) является составной частью системы раннего предупреждения Израиля под названием Solid Mirror («Солид Миррор»). На гелиевых аэростатах, которые могут запускаться с любого стационарного или подвижного носителя, размещаются различные датчики. Для швартовки привязного аэростата используется кабель, который также служит для энергоснабжения платформы и двусторонней связи, а видеосигнал передается посредством оптоволоконной связи.
Израильские аэростаты применяются для решения широкого круга задач: наблюдения, обнаружения и распознавания целей, разведки и сбора информации, охраны границы и побережья, мониторинга состояния трубопроводов и энергосетей, обнаружения источников возгорания, загрязнения и проч., поддержки поисковых и спасательных операций, контроля воздушного, наземного и морского движения и т.д. К несомненным плюсам данной системы можно отнести ее низкую стоимость, отсутствие рисков для оператора, возможность вести круглосуточное наблюдение и нечувствительность к электромагнитным помехам. Как заявляют в ЦАХАЛ, тактическая аэростатная система наблюдения позволяет осуществлять непрерывный мониторинг территорий протяженностью несколько десятков километров и обеспечивает эффективную защиту северной границы страны. Однако этим интерес Израиля к аппаратам легче воздуха не исчерпывается.
В частности, там ведется разработка мини-TAOS двойного назначения, для военных и гражданских целей, которая сможет применяться на пересеченной местности и даже в городских условиях. Это будут мини-аэростаты с полезной нагрузкой до 26 килограммов, которые смогут длительное время находиться в воздухе на высоте в 100-200 метров. Израильская компания Elbit Systems Ltd разработала разведывательный аэростат длиной 25 футов с полезной нагрузкой до 4 кг и рабочей высотой порядка 200 м, который может находиться и транспортироваться в сложенном виде в небольшом боксе, наполняться и запускаться в течение 30 минут, обслуживаться всего 2-3 операторами. Круговой обзор на нем будет осуществлять цифровой датчик производства Elop Electro-Optics Industries Ltd. весом всего в 3 килограмма, созданный из композитных материалов. По желанию заказчика аэростат может быть оснащен фазированной РЛС производства компании Elta Electronic Systems Ltd, которая способна видеть низколетящие самолеты и прочие ЛА.
На разработку такого оборудования израильтян подтолкнули теракты 11 сентября 2001 года. Да, неплохое было бы подспорье для корректировки артиллерийского огня ВС РФ, а также для прикрытия воздушного пространства от беспилотников противника. Но помимо малых тактических аэростатов в Израиле активно работают над аппаратами легче воздуха стратегического назначения.
Так, один из подрядчиков Министерства обороны еврейского государства компания MLM ведет работы над стратосферной платформой, или SPA, на основе аэростата, использующего солнечную энергию, в рамках проекта «Эрроу» по перехвату баллистических ракет. Перспективный аэростат с максимальным диаметром 50 - 60 м и длиной около 200 м будет иметь высоту полета около 21 км и спроектирован для несения в качестве полезной нагрузки электронной аппаратуры различного назначения. Поверхность дирижабля покрыта солнечными батареями, где солнечная энергия преобразуется в электрическую и запасается в аккумуляторах дирижабля для обеспечения работы всех систем аппарата в темное время суток. Летательный аппарат является геостационарным, но способен менять свое положение по мере необходимости.
На стратосферной высоте израильский дирижабль покрывает поверхность около 1 000 км, обеспечивая мониторинг удаленных регионов, а также загоризонтное наблюдение, ради чего и создавался. Аппарат поддерживает связь с наземными станциями, спутниками, самолетами и другими дирижаблями. Предполагается, что он будет способен непрерывно функционировать до трех лет. Дирижабль сочетает в себе лучшие качества спутника и разведывательного БПЛА, способен нести достаточно большой объем полезной нагрузки, обладает большей гибкостью и мобильностью, может модернизироваться. Отметим, что израильтяне разрабатывают свой стратосферный дирижабль совместно с Пентагоном, который параллельно ведет программу под названием High-Altitude Airship. Американский разведывательный дирижабль сможет находиться на высоте вдвое выше той, на которой летают гражданские самолеты, и в перспективе будет использоваться как элемент системы ПРО.
Возможно, Минобороны РФ тоже стоит присмотреться к наработкам своих потенциальных противников. Свой богатый опыт дирижаблестроения есть и в нашей стране. Сеть примитивных привязных аэростатов с РЛС способна перекрыть радиолокационных полем российско-украинскую границу для любого низколетящего аппарата противника.
Информация