Стоит ли делать из Сирии крупнейший хаб российского зерна?
Россия и Сирия станут еще ближе? Помимо союзнических отношений, наличия на территории Республики военных баз в Хмеймим и Тартусе, наши страны может связать еще и общий бизнес.
По завершении официального визита в Москву сирийский министр транспорта заявил:
И правда, Россия является одним из крупнейших производителей зерновых культур в мире. Урожаи год от года становятся только больше, перекрыв даже советские рекорды. А Ближний Восток с его традиционно засушливой погодой исторически считается основным покупателем российской пшеницы. Для создания эффективной логистической цепи необходимо появление в ближневосточном регионе перевалочного пункта, откуда пшеница будет доставляться конечному покупателю. Дамаск предлагает России превратить Сирию в настоящий зерновой хаб. Насколько сегодня реален такой проект? Попробуем разобраться.
Плюсы:
Во-первых, САР сама является покупателем российской пшеницы, и, несмотря на тяжелую многолетнюю войну и убыль части населения, Дамаск только наращивает объемы ее закупок.
Во-вторых, Сирия обладает очень удобными портами, главный из которых, Тартус, уже использует Россия для размещения своей военно-морской базы. Таким образом, возможный зерновой хаб будет находиться под постоянной защитой российского флота.
В-третьих, САР может стать торговыми воротам на богатый Ближний Восток для Крыма. Как известно, полуостров находится под западными санкциями, из-за чего лишился большей части своего грузооборота. В мае текущего года было подписано соглашение о поставке Дамаску «санкционной» крымской пшеницы. Очевидно, что Башару Асаду глубоко плевать на ограничительные меры со стороны стран Запада в отношении России.
Но при всей этой идиллии есть и очень серьезные подводные камни, о которые может разбиться галера с русским зерном. Перечислим столь же очевидные минусы затеи:
Первый.
Война, которой не видно конца и края. Территория Республики оккупирована интервентами, периодически подвергается незаконным ракетно-бомбовым ударам со стороны Израиля и стран западной коалиции. Где гарантии, что стаи дронов, которые время от времени нападают на авиабазу в Хмеймим, не перенесут свои атаки на инфраструктуру перевалочного пункта и его зернохранилищ? Кто согласится работать в таких условиях? И сколько будет стоить обеспечение безопасного функционирования зернового хаба?
Второй.
Сам министр транспорта Сирии признает, что для эффективного экспорта российского зерна в соседний Ирак понадобится строительство железной дороги. Возникают закономерные вопросы, а сколько это будет стоить, и кто будет оплачивать? Кто согласится инвестировать огромные суммы в инфраструктуру разрушенной страны, где даже не закончилась война? И как будет функционировать эта железная дорога? Несмотря на то, что запрещенный в нашей стране ИГИЛ считается разгромленным, его отряды в стране остались и перешли к партизанской тактике действий, периодически нанося неожиданные удары. Где гарантия, что, подобно ковбоям, тормозящим почтовый поезд, боевики ИГИЛ не будут на своих «тачанках» останавливать состав, подрывая перед ним пути, и ссыпать в свои грузовики российскую пшеницу?
Перспективы Сирии превратиться в зерновой региональный хаб специалисты комментируют следующим образом:
Не стоит забывать, что на Ближнем Востоке за российской пшеницей стоит целая очередь, и Дамаск тут не оригинален. В 2014 году свои пожелания принять перевалочный пункт изъявили Объединенные Арабские Эмираты и Египет. В 2016 году о своем интересе к проекту рассказали представители Саудовской Аравии. Затем активизировался и Катар. В марте текущего года интерес к строительству хаба проявил Бахрейн. Правда, необходимо отметить, что все перечисленные арабские страны так и не перешли от слов к делу. Инвестиций проект требует многомиллиардных, а обещать на Востоке – не значит сделать.
По завершении официального визита в Москву сирийский министр транспорта заявил:
Мы совместно с российским правительством достигли соглашения о создании в Сирии в будущем центра по экспорту российской пшеницы в остальные страны в регионе. В связи с этим возникнет необходимость в расширении портов в САР и создании зернохранилищ на территории портов для приема очень больших объемов грузов российской пшеницы.
И правда, Россия является одним из крупнейших производителей зерновых культур в мире. Урожаи год от года становятся только больше, перекрыв даже советские рекорды. А Ближний Восток с его традиционно засушливой погодой исторически считается основным покупателем российской пшеницы. Для создания эффективной логистической цепи необходимо появление в ближневосточном регионе перевалочного пункта, откуда пшеница будет доставляться конечному покупателю. Дамаск предлагает России превратить Сирию в настоящий зерновой хаб. Насколько сегодня реален такой проект? Попробуем разобраться.
Плюсы:
Во-первых, САР сама является покупателем российской пшеницы, и, несмотря на тяжелую многолетнюю войну и убыль части населения, Дамаск только наращивает объемы ее закупок.
Во-вторых, Сирия обладает очень удобными портами, главный из которых, Тартус, уже использует Россия для размещения своей военно-морской базы. Таким образом, возможный зерновой хаб будет находиться под постоянной защитой российского флота.
В-третьих, САР может стать торговыми воротам на богатый Ближний Восток для Крыма. Как известно, полуостров находится под западными санкциями, из-за чего лишился большей части своего грузооборота. В мае текущего года было подписано соглашение о поставке Дамаску «санкционной» крымской пшеницы. Очевидно, что Башару Асаду глубоко плевать на ограничительные меры со стороны стран Запада в отношении России.
Но при всей этой идиллии есть и очень серьезные подводные камни, о которые может разбиться галера с русским зерном. Перечислим столь же очевидные минусы затеи:
Первый.
Война, которой не видно конца и края. Территория Республики оккупирована интервентами, периодически подвергается незаконным ракетно-бомбовым ударам со стороны Израиля и стран западной коалиции. Где гарантии, что стаи дронов, которые время от времени нападают на авиабазу в Хмеймим, не перенесут свои атаки на инфраструктуру перевалочного пункта и его зернохранилищ? Кто согласится работать в таких условиях? И сколько будет стоить обеспечение безопасного функционирования зернового хаба?
Второй.
Сам министр транспорта Сирии признает, что для эффективного экспорта российского зерна в соседний Ирак понадобится строительство железной дороги. Возникают закономерные вопросы, а сколько это будет стоить, и кто будет оплачивать? Кто согласится инвестировать огромные суммы в инфраструктуру разрушенной страны, где даже не закончилась война? И как будет функционировать эта железная дорога? Несмотря на то, что запрещенный в нашей стране ИГИЛ считается разгромленным, его отряды в стране остались и перешли к партизанской тактике действий, периодически нанося неожиданные удары. Где гарантия, что, подобно ковбоям, тормозящим почтовый поезд, боевики ИГИЛ не будут на своих «тачанках» останавливать состав, подрывая перед ним пути, и ссыпать в свои грузовики российскую пшеницу?
Перспективы Сирии превратиться в зерновой региональный хаб специалисты комментируют следующим образом:
Зерновой хаб в Сирии – это совершеннейшая утопия. Для такого проекта необходимы высокая стабильность, в том числе правовой среды и налогообложения, и географическое удобство его расположения.
Не стоит забывать, что на Ближнем Востоке за российской пшеницей стоит целая очередь, и Дамаск тут не оригинален. В 2014 году свои пожелания принять перевалочный пункт изъявили Объединенные Арабские Эмираты и Египет. В 2016 году о своем интересе к проекту рассказали представители Саудовской Аравии. Затем активизировался и Катар. В марте текущего года интерес к строительству хаба проявил Бахрейн. Правда, необходимо отметить, что все перечисленные арабские страны так и не перешли от слов к делу. Инвестиций проект требует многомиллиардных, а обещать на Востоке – не значит сделать.
Информация