Какой транспорт требуется нашим военным на Донбассе
Накануне на «Репортере» вышла публикация, в которой было озвучено предложение системно подойти к процессу вооружения обычной гражданской автомобильной техники для использования ее в зоне СВО. Реакция аудитории на «опус» оказалась неоднозначной, а кое-кто даже пожелал автору и членам его семьи отправиться в лобовую атаку на укрепрайон ВСУ на такой «тачанке». Оставлять подобное без реакции и более детального разбора непозволительно.
«Игры Патриотов»
Признаться, наибольшее недоумение вызвали некоторые комментарии от вполне здравомыслящих людей, которые в укоризненном стиле начали пенять, что автор-де предлагает бросать в бой вместо БМП и БТР обычные пикапы без какой-либо брони, оснащенные лишь крупнокалиберным пулеметом. Кто-то даже попытался смоделировать ситуацию боестолкновения «тачанки» с вражеским бронетранспортером. Встречный вопрос, а кто-то разве предлагал использовать гражданский автотранспорт в таких целях? Давайте поступим проще, и раз автор такой-сякой и ничего в этой жизни не понимает, то дадим слово тем, кто уже почти девять лет реально воют на Донбассе.
Так, например, весной 2021 года, за год до начала СВО, переполох в украинском сегменте Интернета наделала информация о том, что Россия передала Народной милиции ДНР и ЛНР партию пикапов марки УАЗ «Патриот Пикап»:
Сегодня, 15 марта Глава ДНР Денис Пушилин передал Народной милиции первую партию автомобилей повышенной проходимости УАЗ «Патриот Пикап», которые позволят улучшить мобильность и боевые возможности подразделений.
На прилагающихся фотографиях видно, что российские пикапы представляют собой обычные гражданские машины. Но две недели спустя, пройдя через руки местных кулибиных, УАЗы преобразились. Изменилась их окраска, часть пикапов была вооружена крупнокалиберными пулеметами «Утес», другие получили 7,62-мм ПКМ, а на некоторые были установлены гранатометы АГС-17 «Пламя» и пусковые установки ПТУР. Издание Новости ВПК прокомментировало данную трансформацию следующим образом:
В Народной милиции ДНР сформирована специальная мобильная рота, которая оснащена автомобилями УАЗ «Пикап». Эта техника в середине марта была передана бойцам главой ДНР Денисом Пушилиным.
Издание «Российская газета», в свою очередь, сделало такой вывод:
Данная боевая единица создана после анализа локальных конфликтов последних лет, где колесный транспорт, обладающий повышенной мобильностью, показал себя с наилучшей стороны. Легкие внедорожники, в отличие от традиционных гусеничных бронемашин, быстрее перебрасываются на наиболее опасные направления.
На Донбассе по этому поводу высказались следующим образом:
Сразу же, ожидая в комментариях обсуждения того, что пикапы не могут заменить БМП и танки, скажу — конечно же не могут. Это подразделения для своих задач, а мотострелки и танкисты никуда не делись, и продолжают свои занятия. Но современная война показывает необходимость наличия мобильных резервов, включая и противотанковые, машин для охраны колонн и т.д.
Итак, какими могут быть реальные задачи для вооруженного гражданского автотранспорта?
Во-первых, это оперативная переброска пехоты из пункта А в пункт Б, снабжение и эвакуация раненых.
Во-вторых, внедорожные пикапы с установленными на них крупнокалиберными пулеметами и автоматическими гранатометами могут использоваться для охранения колонн. Вспомните, сколько наших колонн снабжения разбили украинские ДРГ на первом этапе СВО. Что будет, когда российская армия окажется вынуждена пойти в наступление вновь где-нибудь в Сумской, Харьковской и Черниговской областях, скажем, весной-летом?
В-третьих, пикап или легкий грузовик может использоваться в качестве мобильной огневой точки, оказывая поддержку своей пехоте в случае необходимости. Из спарки крупнокалиберных пулеметов можно отработать по низколетящему дрону-«камикадзе», заставить противника залечь, закинуть несколько мин и быстро сменить позицию. В самом крайнем случае, если не повезло столкнуться с вражеским БТР, можно попытаться уничтожить его из ПТРК.
То есть, это не замена танками, БМП и прочей специализированной бронетехники, а довольно-таки многоцелевое вспомогательное средство.
«Авто Вальгалла»
О том, насколько гражданский транспорт реально нужен на Донбассе, можно судить по волонтерскому проекту «Авто Вальгалла», суть которого описывается следующим образом:
Люди, у которых есть транспорт вот, который вот им уже не нужен, и который вот-вот уже сам умрёт, так сказать, собственной смертью, имеет возможность умереть на Донбассе вот и попасть в авто Вальгаллу, где там ждет 72 «ламбарджини», и рекой льётся там масло от лучших марок, и там на этих «ламбарджини» никогда не ездил человек, ну и так далее. Вот люди передают эти машины. Многие даже передают не автохлам, а передают какие-то более-менее в нормальном состоянии машины, причём самые разные.
Транспорт на войне нужен в большом количестве для выполнения указанных выше задач. Бойцам бывшей НМ ЛДНР для перемещения по украинским степям требуются простые внедорожники типа УАЗ и «Нива», для эвакуации раненых – «Буханки», «Соболи» и «Газели». Последние также довольно широко применяются в качестве штабных машин. Нужны грузовики, которых не хватает. Местные кулибины по возможности восстанавливают получаемый автотранспорт, однако в условиях позиционной войны он долго не живет, отправляясь в свою «Авто Вальгаллу».
Пока что снабжение Донбасса грузовым транспортом идет по волонтерской линии, но в перспективе может встать вопрос о военно-транспортной мобилизации, о порядке которой мы как-нибудь еще поговорим подробнее.
Информация