Истребитель Checkmate должен принять участие в воздушной войне на Украине

19

Одной из главных наших проблем при проведении спецоперации на Украине стало то, что ВКС РФ за весь минувший с ее начала год так и не смогли обеспечить себе доминирование в воздухе. ПВО противника не только не уничтожена, но, напротив, непрерывно повышает свои возможности за счет поставок западных зенитно-ракетных комплексов. Также у Киева почему-то все никак не заканчиваются самолеты советского производства, и украинские пилоты, очевидно, вскоре пересядут на истребители натовского образца. Что со всем этим теперь делать?

Потери, понесенные российской армейской авиацией, особенно на первом этапе СВО, наглядно продемонстрировали, насколько важно развивать авиацию беспилотную. На фронте нужны БПЛА всех типов – разведывательные, разведывательно-ударные, специализированные ударные и одноразовые «камиказде» – в товарных количествах, так, чтобы их можно было применять, не опасаясь за жизнь летчика, на подготовку которого требуется потратить много лет. Однако без пилотируемой авиации тоже никуда.



Су-57


Перспектива появления на Украине истребителей F-16, Panavia Tornado и Mirage 2000C требует, чтобы у России были истребители, превосходящие противника по всем ключевым характеристикам, способные действовать в условиях перенасыщения ВСУ средствами ПВО. И таковым может стать наш перспективный истребитель пятого поколения Су-57.

Российский самолет относится к классу тяжелых истребителей: он малозаметен на радарах, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен к маневрам при больших перегрузках, оснащен передовой отечественной бортовой электроникой и многофункционален. Теоретически Су-57 может управляться искусственным интеллектом, действуя автономно, а практически он уже был опробован в связке с ударным БПЛА-«невидимкой» сверхтяжелого класса С-70 «Охотник». Истребитель вооружен 30-мм авиапушкой 9-А1-4071К и может нести широкий ассортимент управляемых ракет класса «воздух – воздух» и «воздух – поверхность».

На сегодняшний день Су-57 является единственным самолетом пятого поколения, который реально применялся в ходе вооруженного конфликта высокой интенсивности. Минувшим летом четверка из этих истребителей, связанная в единую информационную сеть, использовалась для уничтожения выявленных ими же средств противовоздушной обороны (ПВО) Украины. Впоследствии эти самолеты неоднократно выполняли боевые задачи, атакуя авиацию противника, не заходя в зону действия его ПВО. Специализированное американское издание Military Watch так описывает свое видение применения российского истребителя пятого поколения:

Об участии истребителя пятого поколения Су-57 в российско-украинском конфликте впервые стало известно еще в марте 2022 года, но подробности его миссии выяснились лишь позднее. Первоначально сообщалось, что самолет выполнял ударные, а затем и противовоздушные задачи, вероятно, с применением крылатых ракет Х-59МК2 и Х-31, а также занимался радиоэлектронной борьбой. Впоследствии, с октября 2022 года, стали появляться сообщения о том, что эти истребители участвуют и в воздушных боях — в частности, упоминались сбитые на предельной дальности в 217 километров Су-27 ВВС Украины (а возможно, и ударный истребитель Су-24) после нанесения удара по российской Белгородской области.

Согласно докладу Министерства обороны Великобритании за январь 2023 года, Су-57 использовали ракету Р-37М, самую дальнобойную из российских ракет класса «воздух – воздух» с предельным радиусом в 400 километров, способную угрожать маневренным целям на дальности свыше 200 километров.

Всем хороши наши Су-57, за исключением одного обстоятельства – их пока что слишком мало на фронте и много точно не будет. Самолеты эти дорогие, сложные, производятся малой серией. Точных цифр нет, но их парк оценивается в районе 10 единиц. Всего же Су-57 было запланировано передать ВКС РФ в количестве 76 штук. Это, понятно, для нужд армии мирного времени.

Очевидно, что эти планы придется теперь как-то пересматривать, но и крупносерийным Су-57 тоже станет едва ли. Что делать?

Су-75


И вот тут хотелось бы напомнить о том, что у Су-57 есть его младший брат Су-75, также известный как Checkmate. Презентованный на авиасалоне МАКС-2021, благодаря грамотному пиару самолет произвел настоящий фурор. Но и его тактико-технические характеристики объективно заслуживают внимания.

Истребитель также относится к пятому поколению, поскольку спроектирован с применением технологий снижения заметности на радаре. Су-75 будет иметь максимальную скорость 1,8 Маха на большой высоте, практический потолок – около 17 000 метров и дальность полета – около 2500 км. Истребитель обладает большой маневренностью, высокой тяговооруженностью и передовыми системами управления полетом. В отличие от Су-57, его младший брат оснащен только одним двигателем, что значительно снижает стоимость покупки и последующей эксплуатации. Российский самолет позиционируется как конкурент американскому F-35 Lightning II, шведскому JAS-39 Gripen, китайскому J-10 и пакистанскому JF-17. Дополнительную привлекательность ему придает заявленная цена на уровне 25-30 миллионов долларов.

Проблема у Checkmate только одна: это чисто инициативная разработка компании-производителя, изначально ориентированная на внешние рынки. Минобороны РФ, как это у него порой бывает, смотрит в другую сторону, а зря.

Россия сегодня ведет тяжелейшую войну против всего блока НАТО в лице ВСУ и несет болезненные потери. Активно расходуются боеприпасы, горит бронетехника, падают сбитые летательные аппараты. Из недр отечественного ВПК появляются неожиданные гибриды «мотолыги» и корабельной артиллерийской башни, что является тревожным симптомом. Все ресурсы должны идти для обеспечения Победы. На кону без преувеличения стоит само дальнейшее будущее нашей страны. Как можно в такой ситуации игнорировать перспективный проект легкого истребителя пятого поколения?

Такой легкий, маневренный, малозаметный, но при этом еще и недорогой в производстве и обслуживании самолет в товарных количествах мог бы расчистить небо над Украиной от старых советских и вполне современных натовских истребителей четвертого поколения. Даже F-35 может оказаться Checkmate по зубам. Это ведь то, что доктор прописал!

Первые несколько Су-75 должны подняться в небо уже в 2023 году, а начало серийного производства еще до СВО было запланировано на 2026 год. По всем своим характеристикам Checkmate – это оружие победы России в войне за доминирование в небе над Украиной. Наверное, Минобороны РФ стоит как-то проявить интерес к отечественному легкому многоцелевому истребителю пятого поколения, сделать крупный заказ и сдвинуть сроки начала серийной сборки влево. СВО – это надолго.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    9 марта 2023 16:09
    Сергей, думаю про Су 75 можно уже забыть, это все останется на бумаге, если только не продадут каким-нибудь арабам или индийцам как суперджет
    1. -4
      11 марта 2023 19:07
      есть его младший брат Су-75, также известный как Checkmate.....

      А он есть в реальности?

      Такой легкий, маневренный, малозаметный, но при этом еще и недорогой в производстве и обслуживании самолет

      Как можно оценивать то, чего нет?
  2. 0
    9 марта 2023 16:41
    Да, про многие обещалки можно уже не вспоминать.
    Деньги потрачены на пиар полностью , обещалки все помнят как выполняются (никак), заказа от ВС или иностранцев вроде нет - видно профессионалов и военных он не впечатлил.
    А об остальном неизвестно.
    Приводимые же характеристики - это голимые обещалки (см выше), пока даже длины/ширины нигде нет.

    Зато по тезису статьи буквально позавчера опубликовали более важные данные:
    На "Россия сегодня ведет тяжелейшую войну против всего блока НАТО"... ...Кремль и Сми с гордостью ответили; в 22 году Россия установила 8-ми летний рекорд по экспорту в ЕС (т.е. НАТО и ВСУ), ну и Азия с Китаем с радостью еще пернпродали ,что могли...

    Вот где успех, вот где прибыль и рост!!
    Ну а слово "должен" в заголовке сразу напоминает про СВО-ролик с коллекторами)))))
  3. +3
    9 марта 2023 17:30
    Интересно, что в советское время о новейшийх разработках узнавали на поле боя, а так хранились в строжайшем секрете (наприме для американцев было неожиданностью наши миги в небе кореи), видимо, чтоб противник не мог вовремя принять контр меры, а сейчас зачастую наоборот. Всем пиарят новую технику, но на поле боя ее нет. Хотя тоже в этом есть смысл, пусть враги тратят силы на контр меры, а они в итоге не понадобятся.
  4. +4
    9 марта 2023 18:10
    По всем своим характеристикам Checkmate – это оружие победы России в войне за доминирование в небе над Украиной

    Это сколько тогда должна продолжаться СВО (с нашими темпами проектирования и производства передовой продукции, особенно в нынешних санкционных условиях)???
  5. Cу-75 Screamer = 10 шойгу-бургов в восточной части России =

  6. -3
    9 марта 2023 20:08
    у ВСУ самолёты не заканчиваются?
    Так пора прикончить всезх бездарных руковжателдей прапзведки, а армагандона -.сонского= - на кол насадить, за то что авиация РФ при э его позорно-пехотном руеоводстве стала ни на что не пригодна и не в состоянии прекратить поставки оружия Украине, разбомбив мосты и погранпереходы, доставить ВДВ куда нужно.

    Зачем Украине ИСТРЕБИТЕЛИ?
    САМОЛЁТЫ ВКС РФ и на сотни км не подлетают к линии соприкосновения.
  7. +2
    10 марта 2023 03:18
    Говорили много а денег на вооружения просто не давали. Это многоходовка и хитрый план.
  8. +3
    10 марта 2023 08:25
    В серию пойдёт в 2026,и то не факт, а сырой в 2023 на Украину никто не отправит.
  9. +1
    10 марта 2023 09:15
    Да? А Силуанов с золотовалютными резервами? А в ФНБ сколько денег заморожено, чтобы современных, читай дорогих, видов вооружения не было! Для правительства правила МВФ святые, а доллар идол!
    1. -2
      10 марта 2023 09:40
      Цитата: depavel
      А Силуанов с золотовалютными резервами?

      золотые резервы делали свое дело в кризисы 2008, 2014, 2016, 2020, смягчая эффект от резких падений цен на нефть. Максимальные значения тех резервов были в 2008, перед кризисом.
      Во вторых, наличие у страны серьезных ЗВР было важным фактором для иностранных инвестиций в заводы.
      Которые сейчас практически даром отдают местному менеджменту.
      Баланс в нашу пользу.

      как пример:

      В Калужской области возобновляет работу завод по выпуску масел компании Total, остановленный ранее из-за санкций и невозможности получать сырьё. Об этом сообщает телеграм-канал губернатора региона. Предприятие продолжит выпуск моторных масел под новым брендом — Lemarc.

      другой завод масел — Shell, расположенный в Тверской области, перешёл в собственность компании «Лукойл» вместе с одноимённой сетью заправочных станций.
  10. +3
    10 марта 2023 10:16
    Сейчас надо в самую первую очередь думать не о поставках на экспорт новых и перспективных видов оружия, а о массовых поставках его на вооружение Армии России, тем более сейчас ещё есть превосходная возможность испытать эти новые типы оружия в непосредственных боевых условиях, а это дорогого стоит, на испытательном полигоне просто невозможно полноценно испытать оружие и выявить все его достоинства и недостатки.
    1. +2
      10 марта 2023 16:09
      Цитата: sgrabik
      сейчас ещё есть превосходная возможность испытать эти новые типы оружия в непосредственных боевых условиях,

      Это очень рискованно. Для того, чтобы идти в настоящий, а не учебный, бой нужно быть не просто летчиком-испытателем, а асом с БОЕВЫМ опытом. И да, машину ни в коем разе "угробить" нельзя. Тем более оставить на чужой территории. Тогда получится, как при вылете В. Сталина: его целый полк прикрывал.
      А по своей сути Су-75 -- стелс истребитель. И кодла ЛА 4+ его только демаскировать будет. Поэтому еще проблема -- методика использования пары ШАХ-МАТ-ов и действие одиночного "охотника". Это точно не для этой войны. ВСе перечисленное, если оно еще не отработано, просто не поспеет к сроку.
      ИМХО.
  11. Комментарий был удален.
  12. D O
    0
    10 марта 2023 12:18
    Су-57
    Не заходя в зону поражения ПВО противника, запускать дальнобойные ракеты на 200...400 км, и сбрасывать планирующие бомбы, может любой существующий самолёт тактической авиации ВКС, включая "ветеранов". Столь дорогой пилотируемый самолёт с уникальными характеристиками скорее всего не нужен СВО на Украине.

    Супер-истребителю Му-57 нужны достойные противники - морские военные корабли и их палубная авиация (причём в связке с С-70, для этого и созданным), а также серьёзные ракеты, которые могут прилететь из-за моря. То есть сей уникальный самолёт функционально может помогать МиГ-31 охранять Севморпуть (где весьма вероятны очередные провокации "партнёров"), и заменять эти старенькие самолёты.

    Су-75
    За год СВО, практически не применялась массовая работа российской авиации по тылам противника - из-за действия современной ПВО, поставленной Западом ВСУ.
    Поэтому по тылам ВСУ работают беспилотные системы - крылатые ракеты, Герани.
    Однако думается, что в работе по логистике ВСУ существенно помогла бы беспилотная модификация Су-75, который пролетал бы вероятные зоны поражения ПВО на динамическом потолке и сверхзвуковой скорости. Он мог бы работать в автономном режиме доставки "умных" автономных боеприпасов в требуемую точку, и в управляемом режиме, с земли через воздушный ретранслятор радиосигналов, и с воздушного пункта управления (например, им мог бы быть Су-34 - его бронирования капсула была бы не лишней, т.. к. управлять высоко летящими беспилотными бомбардировщиками можно прижавшись к земле, чтобы не попасть под дальнее ПВО противника).
  13. -1
    10 марта 2023 16:15
    Прикольно!Комментаторы знают не только больше правительства,но и больше всех разведок НАТО вместе взятых.Сразу видно люди начитаные..Читают то что пишут такие же "знающие" с 5 классами образования.То что на ходу придумать можно идя на работу...метлой махать или кирпичи каменщику подавать...
  14. 0
    10 марта 2023 17:29
    Минобороны РФ, как это у него порой бывает, смотрит в другую сторону, а зря.

    В какую? Как восполняются потери в СВО и чем?
  15. 0
    10 марта 2023 17:48
    Маржецкий мечтатель.
  16. 0
    11 марта 2023 02:03
    Су-75 можно смело отменить и на его основе начать делать безпилотный вариант (без кабины пилота вообще).

    Если есть взаимосвязь материал / манёвренность / малозаметность , то выбрать максимальную малозаметность даже за счет манёвренности, прочности корпуса к перегрузкам. Пойдти вообще радикально до одних композитов или чего-то, что даёт максимальную малозаметность, но еще достаточно прочное, что-бы лететь более менее без резких манёвров.

    Ему главное взлететь, иметь хороший радар, боковые радары и датчики - тоесть очень хорошо видеть и быть максимально малозаметным, в том числе в тепловом излучении. Скорость и манёвр вообще не нужны в этом сценарии. Хорошие ракеты уже есть.

    Садиться ему еще не плохо было-бы уметь на обычные автобаны асфальтированные ( пусть даже по маячкам наземных команд).
    1. D O
      +1
      11 марта 2023 15:24
      В целом, думается, Вы правы.
      Но

      Ему главное взлететь, иметь хороший радар, боковые радары и датчики - тоесть очень хорошо видеть и быть максимально малозаметным, в том числе в тепловом излучении. Скорость и манёвр вообще не нужны в этом сценарии. Хорошие ракеты уже есть.

      Работающий радар не может быть малозаметным. Но даже с выключенным радаром, у сего самолёта ТРД. Под обнаружение которого и заточены средства обнаружения современной ПВО. Поэтому для преодоления зон поражения ПВО противника, необходимы высокая скорость, в отдельных случаях маневр горка на максимальной высоте, в других случаях резкие противозенитнве маневры, которых не смог бы выдержать пилот.
      А у дальних ракет своя ниша - важные объекты, ибо эти ракеты весьма дорогие. Боеприпасы же, доставляемые многоразовыми беспилотными самолётами, на порядки дешевле.