Что заставило Boeing и Airbus «напрячься» на китайском авиасалоне?

0
С 6 по 11 ноября в китайском Чжухае проходит международный авиасалон. Для участия в Airshow China прибыли представители 43 стран. Всего заявлено 770 авиационных и аэрокосмических корпораций, которые продемонстрируют взыскательным клиентам сотни новых летательных аппаратов.


Так, одна лишь хозяйка мероприятия Китайская государственная корпорация авиационной промышленности подготовила 145 перспективных изделий авиатехники. Кроме того, публика своим профессиональным взглядом сможет оценить достижения КНР в области космических технологий: тяжелую ракету-носитель, лунный зонд и модуль космической станции. Продемонстрировал Пекин всем интересующимся и свои новинки в области ВПК: новые ЗРК, противолодочный ракетный комплекс и др. Но отнюдь не китайское оружие и не лунные зонды заставили хмуриться гостей из США и Европы.



Чернее тучи стали представители Boeing и Airbus, рассматривая полномасштабный макет российско-китайского лайнера CR929. Его габариты составили 22 на 6,5 и на 5,9 метров. Внутри макета была продемонстрирована начинка будущего дальнемагистрального лайнера в интерьерах эконом-класса и бизнес-класса, сделанных в традиционных русском и китайском стилях. Что же заставило американцев и европейцев начать усиленно чесать затылки?

Проект CR929 стартовал в 2014 году как совместное предприятие в равных долях России и Китая. Вместимость нового самолета составит 280 пассажиров, которых лайнер с комфортом сможет доставить на расстояние в 12 тысяч километров. Это делает CR929 прямым конкурентом Airbus 350 и Boeing 787 Dreamliner. Но что еще важнее, российско-китайский красавец-лайнер будет экономичнее «американца» и «европейца» на 10-15%. А это уже очень серьезный аргумент для любых профессиональных перевозчиков с точки зрения выбора «рабочей лошадки».

Кроме того, в условиях начатой Трампом торговой войны с КНР под ударом могут оказаться позиции Boeing на внутреннем китайском рынке. Так, для американской корпорации экспорт самолетов в Поднебесную является одним из основных источников дохода, и запрет на их продажу может стать адекватным ответом Вашингтону. Французы также надеются продать Пекину 148 своих лайнеров, но сделка подзависла. Вероятнее всего, причина в том, что Китай теперь делает ставку на собственный CR929, который избавит страну от западной зависимости. Аналогичный процесс замещения американских и европейских самолетов российско-китайским лайнером может постепенно произойти и в нашей стране.

Получается так, что перед Boeing и Airbus замаячила вполне реальная перспектива потерять китайский авиационный рынок, за ним – российский, а вслед за этим потесниться и на международном рынке. Судя по заявлению представителя Boeing, в американской компании это уже осознали:

Мы продолжаем сотрудничать с лидерами Соединенных Штатов и Китая и призывать к продуктивному диалогу, урегулированию торговых расхождений.


В обтекаемой форме американцы заранее сваливают вину за будущий провал на китайском рынке на власти США, устроившие торговую войну, и пытаются сохранить лицо. Также стоит упомянуть про скандал с обвинениями CR929 в плагиате, который произошел в первый же день авиасалона. ОКБ «Атом» заявило, что создатели лайнера украли разработанный им дизайн:

Немного видоизменяешь наклоны, углы и по факту получаешь другой дизайн.


Было ли заимствование или нет, это при необходимости покажет экспертиза и суд. Но отметим, что практика бесконечных судебных тяжб с конкурентами является одним из способов борьбы западными корпорациями за рынки сбыта.