Разумно ли проводить параллели между СВО и Первой мировой войной

46

Многие десятилетия в околоисторических кругах обсуждались различные теории из жанра альтернативной истории. Что было бы, если б в 1917 году к власти не пришли большевики, и Третьему рейху противостояла Российская империя? Что было бы, если б власти нашей страны, как бы они ни называлась, не стали дожидаться вероломного нападения, а сами нанесли превентивный удар по нацистской Германии? В 2022 году мы в некотором роде получили ответ на эти сугубо теоретические вопросы.

«Россия, которую мы потеряли-2»


Развалив в 1991 году Советский Союз, наплевав на мнение народа, проголосовавшего 32 года назад на референдуме за его сохранение, правящая номенклатура восстановила капиталистические отношения и начала строить откровенный Анти-СССР. Судя по целому ряду признаков, в качестве образца для подражания была избрана Российская империя.



Наверное, главным идеологом реставрации дореволюционного строя с его балами, лакеями, красавицами, юнкерами и хрустом французской булки можно считать режиссера Станислава Говорухина, который как все деятели культуры быстро сориентировался в новых реалиях и в 1992 году снял фильм под говорящим названием «Россия, которую мы потеряли». В нем он воспел и идеализировал канувшую в Лету державу, старательно избегая ее многочисленных проблем.

Такие «мелочи», как сословное деление общества, полное бесправие абсолютного большинства населения при привилегированном статусе меньшинства, почти полное отсутствие социальных лифтов за редчайшим исключением, архаичность экономики, технологическая отсталость при концентрации абсолютной власти в руках одного человека, монарха, который может и не соответствовать занимаемой должности, «творческого элитария» не слишком заботили. Зато эффект от его пропагандистской деятельности оказался очень сильным. Многие подвергшиеся ей россияне до сих пор убеждены, что «снарядный голод» и одна винтовка на троих – это придумка советских маршалов в Великую Отечественную, а не суровые реалии Первой мировой войны.

Наличие множества параллелей между СВО на Украине и ПМВ не заметил уже только ленивый. Вот и бывший командир бригады «Восток» НМ ДНР Александр Ходаковский некоторое время назад поделился своими наблюдениями о происходящем на фронте:

Сейчас я вижу тенденции, более перекликающиеся с Первой мировой, чем с Русско-японской, и они меня беспокоят. При различиях в деталях общая линия развивается, как по лекалам: на первом этапе мы хоть и с пропорционально большими потерями, но на общей эйфории зашли на территорию противника – потом противник очухался, и для нас начался «пятнадцатый год».

Мы отступили, войска начали испытывать острый снарядный и ракетный голод, но самое тяжелое – у нас оказался выбит кадровый солдатский и офицерский состав. Точно так же, как и в той войне, мы наводнили фронт необученной низкомотивированной массой. В Германскую выжившие офицеры, глядя на прибывающее пополнение, говорили: теперь мы командуем ополчением.

В Первую мировую Российская империя вступила для помощи Сербии и очень лихо начала с наступления. Президент Путин начал спецоперацию под предлогом помощи Донбассу и демилитаризации и денацификации Украины, введя войска в Незалежную сразу с нескольких направлений. К сожалению, и в ПМВ, и в СВО затем были масштабные отступления или «перегруппировки», война перешла в позиционную, из-за активной работы артиллерии начался дефицит боеприпасов определенных калибров. Про то, что мобилизованные и сто лет назад, и сегодня не совсем понимают, за что конкретно они воюют, прямо сказал Ходаковский.

В общем, определенная злая ирония во всем происходящем имеется. Если и правда ставилась цель построить «Россию, которую мы потеряли» как антитезу СССР, то она в некотором смысле достигнута. Для сравнения, в ходе военных учений «Запад-81» советская армия вместе с союзниками по ОВД продемонстрировала мощь, достаточную для завоевания всей Европы вплоть до Лиссабона за 3-4 дня. За 3-4 дня, Карл! А сколько мы уже штурмуем поселки городского типа Авдеевка и Марьинка под Донецком?

«Диктатура олигархата»


У происходящего уже второй год в зоне СВО и девятый год вокруг Украины, в целом, есть свои строго объективные причины. Что такое право? Согласно одной теории, это воля правящего класса, возведённая в закон и принуждаемая к исполнению государственными механизмами. А какой класс является правящим в современной Российской Федерации?

Ну, точно не пролетариат. Вместо трудящихся страной коллективно и незримо правит почти законсервировавшееся само в себе меньшинство в виде номенклатуры, состоящее из чиновников всех мастей и топ-менеджеров госкорпораций, а также стоящие над ними олигархи, тесно связанные со сверхкрупным западным капиталом и находящиеся в зависимости от американоцентричной международной финансовой системы. Бывает, что их интересы совпадают с чаяниями основной массы населения, но по некоторым принципиальным вопросам они не могут совпадать.

Вот, например, очень многие россияне крайне неприятно удивились, почему наша армия, с позволения сказать, «отреформированная» министром обороны Сердюковым, второй год подряд не может нанести критический военный разгром ВСУ. Однако такой результат вполне закономерен, ибо ведение широкомасштабных боевых действий конвенциальными вооружениями опосредованно против всего блока НАТО в современной России просто всерьез не рассматривалось. От столкновения с Североатлантическим альянсом нас должен был прикрывать ядерный щит, а наша сухопутная армия затачивалась, прежде всего, для борьбы с различными «бармалеями» и «ребелсами», максимум – для операций по принуждению к миру на постсоветском пространстве, как это было в Грузии в 2008 году.

Другие искренне удивляются, куда пропала со складов Минобороны РФ должная там находиться форма и амуниция, об отсутствии которой рассказали в Госдуме. Люди недоумевают, откуда взялся на фронте «снарядный голод», про который постоянно говорит создатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, и почему проблема до сих пор не решена. Но удивляться тут особо нечему: российский «Атлант», созданный «реформаторами» типа Гайдара и Чубайса, расправил плечи и просто зарабатывает деньги так, как умеет. О том, что происходит в настоящее время на снарядном заводе, построенном во время сталинской индустриализации в Новосибирске, мы подробно рассказывали ранее. Капитализм, счастье…

Ну, и, наконец, необходимо сказать несколько слов про «жесты доброй воли», конца и края которым не видать. Многие патриотично настроенные люди неприятно удивляются, почему на переговорах с «западными партнерами» периодически мелькает фигура олигарха Абрамовича, а после этого начинаются различные зерновые сделки, «деэскалации», «перегруппировки» и прочие «непростые решения». Но удивляться тут совсем нечему: российский миллиардер с тремя паспортами, включая израильский и португальский, был выбран в качестве посредника в переговорах между Киевом и Москвой в Стамбуле. Ровно год назад его участие в первой «деэскалации», которая выразилась в полном отводе ВС РФ с Севера Украины пресс-секретарь президента РФ Песков прокомментировал следующим образом:

Он действительно на начальной стадии принимал участие. Сейчас переговоры идут между двумя переговорными командами — российской и украинской.

Роман Абрамович задействован в обеспечении определенных контактов между российской и украинской стороной, и он не является официальным членом делегации. Вы знаете, что нашу делегацию возглавляет помощник президента Мединский, тем не менее с нашей стороны он [Абрамович] присутствует за переговорным столом.

По факту, представители российского крупного капитала просто решают свои собственные задачи, которые далеко не всегда совпадают с тем, чего хочет большая часть народа. Ворон ворону глаза не выклюет. Но такова сама суть диктатуры олигархата. Общий итог закономерен и вполне предсказуем.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 марта 2023 12:42
    Еще с финской и русско-японской.
  2. +2
    19 марта 2023 12:49
    Для сравнения, в ходе военных учений «Запад-81» советская армия вместе с союзниками по ОВД продемонстрировала мощь, достаточную для завоевания всей Европы вплоть до Лиссабона за 3-4 дня. За 3-4 дня, Карл!

    Так российская армия на всевозможных многочисленных показушных учениях и прочих биатлонах регулярно демонстрировала не меньшую мощь. Пыль пускать в глаза у нас умели и во времена РИ, и в советские, и сейчас уж что-то, а это делать не разучились. Очковтирательство - то скрепа наша.
    1. +5
      19 марта 2023 14:50
      Пыль пускать в глаза у нас умели и во времена РИ, и в советские

      Не опускайтесь до уровня подхрюкивающих. Не расстраивайте меня уровнем своего образования. Вот когда Путин будет "пыль в глаза пускать" своими "галошами", а не советскими, тогда и будите советское хаить!
      1. Комментарий был удален.
      2. Не расстраивайте меня уровнем своего образования ... тогда и будите советское хаить!

        Уровень знания русского языка металлурга с советским образованием поверг меня в шок laughing
  3. +7
    19 марта 2023 12:59
    Несколько отвлечённых мыслей. До апреля и "апрельских тезисов" рановато, но суть изложенного уже как то тянет на такое восприятие. Взрывоопасная и для изменений революционная смесь, если не будет окружающих и гасящих перемен и условий, и чем условия застаревшие и "засушены" и не разбавлены, тем грохнет сильнее. Похоже правда, что история идёт по кругу спиралями, новый 21 век мало чем отличается от начала прошедшего 20 века.
  4. +13
    19 марта 2023 13:01
    Война сыграла положительную роль в том, что осыпалась шелуха танковых биатлонов и армат и стало видно , к ему пришла страна. Беда в том, что видеть мало. Надо делать выводы и оперативно что-то менять не только в техническом, но и в общественно-политическом плане, а этого в принципе не видно. Выводы напрашиваются сами и от них зябко.
    1. +15
      19 марта 2023 13:13
      осыпалась шелуха танковых биатлонов и армат

      Этого мало. Для победы и вообще выживания - необходимо чтобы осыпалась шелуха с самого существующего общественного строя. Так лелеемого гарантом вот уже 23 года.. И неожиданно для него - показавшего свою полную непригодность для решения насущных задач страны..
    2. +6
      20 марта 2023 00:10
      Все кто служили в армии вообще-то и так знали и шелухи армат и прочих вундервафель не было.Просто им никто не верил и вообще говорили,да что они знают)
      Я после срочки реально недоумевал и смеялся с новостей что НАТО в ужасе,аналоговнет и прочие вундервафли.
      Учитывая что инфраструктура армия это советское наследие,которое просто красят. Собственно она вся в плохом состоянии,так как все это строилось давно
      1. +2
        20 марта 2023 10:40
        Те кто служил в армии ! Они ни когда не расказывали что и как в армии. Поэтому часть населения верило,что генералы анализируют из интернета ,и делают выводы,что нового из военной техники появляется на западе. Оказалось им это не нужно,кроме повышения на службе и лишний орден на мундир.Мало того-они подставили КБ впк под свою зависимость безграмотных взглядов.Я из интернета узнал про 7 разроботок нашего КБ, где генералы с МО,гробили разроботки с 2009 и с 2014 года, под видом что для россии, эти разработки прошедшие первые испытания дороги,а нужно что дешовое для армии.Это косалось аналогов хаймерсов, высокоточных управляемых снарядов. с 2016-19г танков,бмп, зрк.Вот их гробили,или, если не идёт на экспорт,значит не идёт в серию для армии для обороны страны. Соотвественно нет заказов,контрактов на производство техники,увольняются рабочии ,и предприятие идет под снос,а за место него на этой земле строится ТЦ. Верхушка в МО , заинтересованны получения прибыли от ТЦ. Все те предприятия что были обьявлены банкротами ,последнее решение ставило подпись суды. А решение судов-это 99% на уничтожение всех предприятий ,они поставили свои подписи и решения.Мы редко когда услышим ,где решения суда и прокурора,было против банкротства предприятия, за 23 года ВВП. Как раз ВВП всех отправлял в суд,для решения проблемы. А в судах принималось только одно "верное"решение
  5. -11
    19 марта 2023 13:18
    Для сравнения, в ходе военных учений «Запад-81» советская армия вместе с союзниками по ОВД продемонстрировала мощь, достаточную для завоевания всей Европы вплоть до Лиссабона за 3-4 дня. За 3-4 дня, Карл!

    Так чего же не завоевали?

    Мы отступили, войска начали испытывать острый снарядный и ракетный голод, но самое тяжелое – у нас оказался выбит кадровый солдатский и офицерский состав.

    Сколько там месяцев назад "закончились" Калибры?
    1. +3
      20 марта 2023 00:14
      Давай зайдем с другой стороны,почему же ракетные удары на инфраструктуру наносяться с переодичностью 1-2 месяца.А не ежедневно?Получается как раз закончились и все что изготавливают сразу тратят.
      Помоемц это очевидно даже ребенку.

      Конечно можно делать красивое лицо и говорить что для НАТО оставили,нореальность то другая
      1. 0
        20 марта 2023 11:21
        Было 2 постановления Правительство России и Президента об утилизации снарядов, оставшегося от СССР, на территории РФ. Из статьи выяснилось что 15 млн штук, утилизировали до 1,5 млн штук. За 20 лет ни разу не обновлялись БП. Вот так МО довело до 80% модернизации нашей обороны. Вероятней надо эти 80 % воспринимать , как уничтожения до 80% нашей обороны и впк
      2. 0
        20 марта 2023 19:31
        Цитата: hellman anton
        почему же ракетные удары на инфраструктуру наносяться с переодичностью 1-2 месяца.А не ежедневно?

        Потому что дорогущие ракеты тратят на соответствующие цели. И никто не будет полностью опустошать арсеналы именно из-за того что есть еще и НАТО. По-моему это очевидно даже ребенку.
  6. -4
    19 марта 2023 13:24
    На мой взгляд, параллель натянутая. Я что-то пока не заметил значимых успехов ВСУ, сравнимых с окружением корпуса Самсонова в ПМВ. Да, часть занятой территории оставлена, но, катастрофических потерь в живой силе, в отличие от тех же ВСУ, не наблюдается. По той же причине, не прокатит и параллель с советско-финской.
    1. +9
      19 марта 2023 14:24
      катастрофических потерь в живой силе, в отличие от тех же ВСУ, не наблюдается

      А какие у нас к настоящему времени потери? Не просветите? Желательно - по всей сборной солянке в сумме - ВС, Вагнер, добровольцы ЛДНР, Росгвардия и прочие.
      1. -3
        19 марта 2023 18:53
        Это закрытая информация, но вполне обоснованно можно предположить, что кратно меньшие, чем у Украины. Что-то я не видел на украинском тв и телеграм-каналах массовых колонн российских пленных, а вот во время сдачи Мариуполя, например, - да. Соотношение - несколько тысяч украинских пленных на несколько сот российских позволяет предположить, что и потери отличаются кратно.
        1. -4
          20 марта 2023 06:46
          Это закрытая информация, но вполне обоснованно можно предположить, что кратно меньшие, чем у Украины.

          Да вы, батенька, запихали голову в песок, как страус. Каждая человеческая жизнь бесценна. И губить её в бессмысленной войне в 21 веке, вместо того, чтобы использовать во им созидания - преступление. И вы, и вам подобные - соучастники этого преступления.
          1. 0
            23 марта 2023 00:09
            Война - это продолжение политики. Не мои слова, а Клаузевица. Бессмысленная война - это та, итоги которой не устроили ни одну из сторон. А беспричинных войн не бывает. Что же до "бесценности человеческой жизни"... Это всего лишь красивые слова, которыми иногда прикрываются правящие элиты в своих целях, используя для этого прекраснодушных идиотов или продажных писак.

            Всегда, любое правительство должно быть готово пожертвовать частью своих граждан ради спасения остальных, для этого оно и существует. И если бы Янукович в 2013 сделал на Майдане то же самое, что сделал в Китае на Тянаньмэне в 1989 году Дэн Сяопин, он бы выполнил свой долг перед страной и спас бы Украину. Но он тогда "не шмог" ... И что мы наблюдаем в итоге?
  7. +4
    19 марта 2023 13:32
    советская армия вместе с союзниками по ОВД продемонстрировала мощь, достаточную для завоевания всей Европы вплоть до Лиссабона за 3-4 дня.

    Это сколько же километров в час должна была делать СА? Даже если при полном отсутствии сопротивления?
    Годы идут, а планы все такие же реалистичные. Как Лиссабон был за три дня, так и Киев у них за три дня.
    1. +1
      19 марта 2023 14:25
      Это как в анекдоте:

      - Я опять хочу в Париж, как в прошлом году.
      - О! Вы в прошлом году были в Париже?
      - Нет, но в прошлом году я тоже хотела в Париж.
  8. -18
    19 марта 2023 13:33
    Некоторое время назад я думал, что мне показалось...
    Но нет, это уже становится очевидным.

    В России исподволь и в открытую стали вылазить из всех щелей те, кто маскируясь, присосавшись или прислонившись сохранял дьявольскую, античеловеческую сущность марсизма-ленинизма.
    А по-сути человеконенавистнической идеологии экстремизма построенной на рабстве одних с неподвластной элитой избранных.
    Для России это такое же горе и беда, как и продажные либералы и "навальнисты".
    Крайний правый и ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ крайний левый фланг.

    Неудачи на фронте, неудачи Путина - это радость для тех и других.
    ВСПОМНИТЕ (!) как необольшевики Удальцова поддерживали "навальнистов" и наоборот и станет всё ясно.
    Сегодня Запад поставил на тех и других.
    Нам остаётся только ожидать "пломбированный вагон" с баблом на революцию в России, как в 1917 году. Не для "навальнистов"..... А для Красного реванша.
    Только на месте Николая 2 - центрист, буржуазный консерватор, имперец и угроза Западу - Путин.

    Много тех, кто каждый день видит лица будущего Красного реванша...
    Они не иностранные агенты, но умело спекулирующие на победе СССР в годы Великой Отечественной всплыли на поверхность для последнего броска.
    Их идеология равенства в рабстве, засилия Швондеров, стукачества и унижений ради Великой цели...

    Нормальным людям остаётся только надеется на любую победу Путина и пусть не разгром, но держание в узде и обезумевших либералов и распоясавшихся марксистов-ленинистов...
    Православному русскому обе крайности неприемлемы.
    1. Нормальным людям остаётся только надеется ...
      Православному русскому обе крайности неприемлемы.

      "Нормальному православному русскому" давно пора выучить родной язык, чтобы на нём писать без ошибок.
      1. -4
        19 марта 2023 14:17
        Нормальному православному русскому" давно пора выучить родной язык, чтобы на нём писать без ошибок.

        Спасибо, я поставил вам плюс.
    2. Комментарий был удален.
    3. +5
      19 марта 2023 13:55
      Говорил мне батя - не спорь с идиотами, ибо бесполезно. Посему - вместо полемики с этим лютым бредом просто поставлю минус. Ибо подобным опусам нужны прежде всего комментарии психиатра, а не мои.
      1. -3
        20 марта 2023 06:51
        Ибо подобным опусам нужны прежде всего комментарии психиатра

        Он не болен. Он мёртв. Потому, что не видит, не слышит, лишён доброты и сострадания к людям. Он - одна из ниток в нижнем белье власти, и пока власть в этих трусах, он вынужден вдыхать весь этот аромат, жить с ним, потому что он несчастен, и у него нет иного выхода.
  9. Что было бы, если б в 1917 году к власти не пришли большевики, и Третьему рейху противостояла Российская империя?

    История сослагательного наклонения не имеет. История была именно такой, какой она была. И точка.
    1. 0
      19 марта 2023 15:04
      Была и была. Чего тут думать или анализировать, не дай бог? Ещё голова заболит.
      1. Дело не в том, что не рекомендуется анализировать прошлое, это - на здоровье. Профессиональные историки отвергают рассуждения на темы "что было бы если бы".
        Ээээх, сержант, не быть тебе лейтенантом ... ЕГЭ не сдашь. laughing
  10. +9
    19 марта 2023 14:37
    Когда я сравниваю СВО с первой и второй мировой, я хочу показать бездарность нынешних полководцев. Потому что оружие сейчас другое. А вот когда подхалимы, для оправдания бездарности власти, приводят примеры ВОВ и первой мировой, это говорит об уровне образования сторонников этой бездарной власти! Для них всё - божья роса!
    1. -1
      19 марта 2023 16:07
      Цитата: сталевар
      Когда я сравниваю СВО с первой и второй мировой, я хочу показать бездарность нынешних полководцев. Потому что оружие сейчас другое

      Ну и что же Вы предлагаете делать этим оружием?
  11. -2
    19 марта 2023 14:55
    Военным фиаско оказалось и поспешное, почти беспорядочное бегство Красной армии до самой Москвы в июне - сентябре 1941. Предшествовало этому многолетнее бахвальство своей придуманной мощью и самоуспокоенность, в то время как молодой хищник гитлеровская Германия уже построила самую современную и мощнейшую армию мира. Вывод: русская безалаберность, самоуверенность «да мы их...» и ставка на большой запас шапок; которыми можно закидать хищников. 1914, 1941, 2014, 2022...
    1. Комментарий был удален.
  12. +7
    19 марта 2023 14:59
    К примеру,во второй мировой войне было множество ошибок со стороны СССР,но их начали быстро решать,назначать молодых на руководящие должности,сменилась тактика,подготовка к масштабные операциям и как итог СССР победил сверхдержаву в лице Германии.

    Сейчас ничего такого нет,одни старые генералы которые до сих пор наверное в ярости,что у ВКПО нет подшивы(воротничка)..Кто совершает ошибки получает медальки.

    В любом военном конфликте обе стороны совершают ошибки,но тот кто умеет учиться и исправлять - побеждает.К примеру США так в ускоренном темпе разработали начали производить МРАПЫ.США многократно сократили потери вертолетов и самолетов,начав использование ударных БПЛА.А самолеты теперь работают с большиъ дистанций.

    К сожалению как показала практика,учиться на чужих ошибках и тем более на своих МО не хочет.Имеем тепер глубокий кризис вооруженных сил,причем катастрофы не случилось только за счет запасов СССР
    1. -1
      19 марта 2023 18:58
      Быстро? До Сталинградской битвы ситуация кардинально не менялась. Причина того что немец дошел до Волги в 1942 - в том, что на эйфории успеха после битве под Москвой Сталин дал порулить "старым, проверенным кадрам" - тому же Тимошенко, что обернулось катастрофой под Харьковым.
      1. 0
        19 марта 2023 20:10
        Цитата: Plumbum
        "старым, проверенным кадрам" - тому же Тимошенко

        Тимошенко выдвинулся только в 1940.

        В советско-финской войне 1939—1940 годов с 7 января 1940 года командовал Северо-Западным фронтом, войска которого осуществили прорыв «линии Маннергейма».

        Итоги реорганизации структуры руководства советскими войсками в Карелии подвёл Главный военный совет, на котором присутствовал и Семён Константинович.

        "Встал вопрос о том, кто будет командовать войсками на Карельском перешейке, — расскажет спустя годы А. М. Василевский. — Сталин… спросил:

        — Так кто готов взять на себя командование... Наступило молчание, довольно долгое. Наконец, поднялся Тимошенко:

        — Если вы мне дадите всё то, о чём здесь было сказано, то я готов взять командование войсками на себя и, надеюсь, не подведу вас.

        Так был назначен Тимошенко "
        1. 0
          19 марта 2023 21:14
          «Они познакомились в 1918 году, в таких обстоятельствах, что Семён Константинович, будучи командиром полка, прорывался с Крыма к Царицыну, где шли бои. Там познакомился со Сталиным и Ворошиловым. Произвёл впечатление, потому что был один со своим полком. Приходилось прорываться через огромную территорию, пришлось пробиваться по тылам казачьих частей, биться очень серьёзно. Но тем не менее, они прорвались для соединения с гарнизоном Царицына. Там и произошла встреча Сталина с Семёном Константиновичем Тимошенко и Ворошиловым», — из воспоминаний Наталии Тимошенко, невестки маршала.
  13. 0
    19 марта 2023 15:33
    Как и в Первую Мировую,так и в начале СВО радужные ожидания на быструю победу. Как описывал А, Толстой журналист либеральной газеты спросил военного из штаба-"К Новому году будем в Берлине? " В ответ ему последовал совет готовить госпитали на 150-200 тыс. раненых. Трудно сказать,в чем здесь сравнение, одно похоже -нежелание разговаривать с народом с разбором военных действий.
  14. +1
    19 марта 2023 15:38
    От столкновения с Североатлантическим альянсом нас должен был прикрывать ядерный щит, а наша сухопутная армия затачивалась, прежде всего, для борьбы с различными «бармалеями» и «ребелсами», максимум – для операций по принуждению к миру на постсоветском пространстве, как это было в Грузии в 2008 году.

    Согласен.
    Если заказали шуруповерт - то просверлить им гипсокартонную перегородку можно, но глупо от него ждать, что он сможет продолбить несущую стену, как двухкиловатный перфоратор.

    Но и перфоратором закручивать саморезы - то же несподручно.
  15. +4
    19 марта 2023 15:47
    В Первую мировую Российская империя вступила для помощи Сербии

    Вот эта черта российских правителей и патриотов всех эпох, лезть освобождать / помогать тем, кто и под игом угнетателей живет много лучше жителей тамбовской губерни / курганской области.

    Если под игом укрофашистов "пророссийские" жители украины все равно не хотят эвакуироваться в курган и сызрань - значит надо заниматься обустройством и развитием кургана и сызрани, а не геополитикой.
    1. Если под игом укрофашистов "пророссийские" жители украины все равно не хотят эвакуироваться в курган и сызрань ...

      Да, не желают, мерзавцы, поселиться в Кургане и Сызрани. По той простой причине, что они уже живут в Шотландии.

      МОСКВА, 17 мар - РИА Новости. Украинская беженка с дочерью из-за необходимости удалить зуб ребенку была вынуждена вернуться на родину из Шотландии, где очередь на данную стоматологическую услугу могла растянуться на несколько месяцев, пишет шотландская газета Press and Journal. Как сообщается, Оксана Мартиросова приехала вместе с семилетней дочерью Лизой в Шотландию в сентябре 2022 года. По данным издания, девочке потребовалось в срочном порядке удалить зуб под общей анестезией, однако женщине сказали, что придется ждать около четырех месяцев прежде чем ребенок сможет пройти лечение. Вместо этого семье посоветовали давать девочке обезболивающее и антибиотики. В начале марта мама с дочкой выехали на родину. После успешного лечения семья вернулась в Шотландию 15 марта.
  16. +8
    19 марта 2023 16:14
    капитализм счастье. 2,7 трлн рублей — годовая прибыль Газпрома ,Годовая прибыль «Роснефти» составляет 500 миллиардов рублей. 50% этой прибыли идет в карманы олигархов, остальные 50%, которые должны идти государству, на самом деле идут в карманы бюджетников.представьте себе все эти годы если бы все эти деньги шли на укрепление армии, на создание побольше военных заводов и производств для обеспечения нужд народа. но это не беда ждите пока либерал Абрамович найдет вам компромиссное решение с нацистским режимом пока запад будет продолжать вооружать нацистский режим до следующей войны которая будет вестись внутри территории россии . капитализм счастье. И все же нынешняя правящая элита России может иметь разные политические подходы к прозападникам и либералам, но они оба союзники против народа.
  17. +1
    19 марта 2023 17:26
    Воспел и идеализировал канувшую в Лету державу, старательно избегая ее многочисленных проблем.

    в ходе военных учений «Запад-81» советская армия вместе с союзниками по ОВД продемонстрировала мощь, достаточную для завоевания всей Европы

    Вот и за_СССР_овцы также воспевают и идеализируют.
    Маневры это конечно очень круто.
    А в реальности в 1982 году в Ливане эшелонированную ПВО советского образца вынесли в сухую с помощью БПЛА.
    И что самое страшное, никаких выводов из этого разгрома не сделали. Сделали вид что ничего не было, и продолжали вбухивать средства без смены приоритетов, и учить в училищах по старым учебникам... что мы сейчас и расхлебываем.
    1. 0
      19 марта 2023 19:15
      Многие воспевают СССР. Да, были в СССР свои достоинства. Однако, одним из существенных коренных недостатков в СССР было то, что страна была невосприимчива к новым технологиям и новациям, что приводило к росту технологической отсталости от запада и в конце-концов привело к краху союза и социализма.
  18. +1
    19 марта 2023 20:02
    Пока старые и толстые генералы командуют, а МО считает, что "военная кафедра" обеспечит кадровый состав, победу не дождаться.
  19. -2
    19 марта 2023 23:39
    Чтож, осторожненько и не договаривает, но приблизительно так.
    Если не считать, как лихо тоже решает "за народ ".

    Конечно, наиболее перекликается СВО и с началом, и с пропагандой 2МВ, но сравнивать с ней вроде законодательно запрещено.

    Но можно (правильно заметил Сергей) сравнивать и с 1МВ.
    Интересы Олигархов он еще описал, очень "политкорректно" (не упоминая рекордные поставки НАТО в разгар СВО ,приватизацию шахт и предприятий, вывоз капиталоов и "пир во время чумы" в Дубаях и много чего еще "Едроукрепительного")

    Более интересно, что приводимые фразы идут в разрез с официальной пропагандой:

    мы хоть и с пропорционально большими потерями, но на общей эйфории зашли на территорию противника

    у нас оказался выбит кадровый солдатский и офицерский состав.

    Как бы чего не вышло. Сегодня уже встретил случайно инфу: 14 суток за "не те ролики смотрел"
  20. -4
    20 марта 2023 06:40
    Сергей, плюсую, потому что полностью согласен. О том, что СВО как по лекалу повторяет ПМВ я говорю постоянно и на лекциях своим студентам и среди коллег. Конечно, не намекаю на то, что итогом этого мероприятия будет очередная революция, но, надеюсь, люди сами это понимают.
    Нет ни одной войны, которую бы начинала Россия (СССР), и она закончилась бы нашей победой.
    1. будет очередная революция, но, надеюсь, люди сами это понимают.

      Не-а. Лично я не понимаю. Предпосылок нет. Вообще никаких. Ни революционной ситуации, ни партии, ни вождей.

      Нет ни одной войны, которую бы начинала Россия (СССР), и она закончилась бы нашей победой.

      - Войны при расширении России на восток (вторая половина 17 века).
      - Северная война (1700-1721).
      - Первая (1768-1774) и вторая (1787-1791) турецкие войны Екатерины II.
      - Зимняя война с Финляндией 1939-1940.