Вопреки китайским деньгам: каспийская торговля между Россией и Ираном процветает
Торговля России и Ирана через Каспийское море за последние 12 месяцев выросла на 70 процентов. Развитие наземных маршрутов стоит дорого и вряд ли получит немедленное международное финансирование, что приводит к тому, что торговля через водные магистрали становится наиболее простым и очевидным приоритетным решением.
Многие аналитики предполагают, что Москва и Тегеран рассматривают море как маршрут из-за реальной и потенциальной нестабильности на Кавказе и в Центральной Азии или из-за желания других стран этих двух регионов воздержаться от сотрудничества с парой государств, обложенных западными санкциями.
Развивающееся торговое направление тоже не без проблем. Как пишут западные эксперты, Москва давно испытывает трудности с интермодальными перевозками. Ее судоходные и инфраструктурные возможности на Каспии ограниченны, а иранские порты не имеют эффективного транспортного сообщения с национальной железнодорожной сетью страны.
Тем не менее маршрут быстро расширяется: только за последние 12 месяцев объем морской торговли между двумя странами вырос на 70%, что почти в десять раз превышает рост внешней торговли Ирана в целом. Если каспийский маршрут продолжит развиваться такими же темпами, а эта задача, разумеется, достижима, то Каспий, а не Кавказ или Средняя Азия, может стать основным маршрутом между Россией и мировыми государствами. Это позволит Москве снять многие санкционные ограничения и еще больше укрепит союз между Исламской Республикой и РФ.
В Кремле всячески будут стараться развивать направление, вопреки китайским деньгам, так как инвестиции Поднебесной имеют целью наладить другие торговые коридоры, не имеющие ничего общего с интересами России. Любые китайские деньги, направляемые в Иран, почти наверняка пойдут на пользу маршрутам восток-запад, которые принесут выгоду Пекину, а не маршрутам север-юг, которых хочет Москва.
Чтобы сохранить рекордные показатели развития, России придется также приложить усилия. У Москвы всего два крупных порта на Каспии, расположенных в Астрахани и Махачкале. При этом первый несколько месяцев скован льдом. Также российские грузоотправители часто имеют проблемы с интермодальным транзитом и не обладают необходимым количеством грузовых судов на Каспии, не говоря уже о достаточном количестве самоходных транспортных средств, чтобы Каспий компенсировал надежды на полную замену альтернативных маршрутов по сухопутным коридорам.
Информация