Для борьбы с украинскими Ту-141 России нужны ПАК «Гепард» и «Пума»

18

26 марта 2023 года очередной украинский беспилотник-камикадзе был сбит над российской территорией. На этот раз, к сожалению, без жертв среди мирного населения не обошлось. Ту-141 «Стриж», начиненный большим зарядом взрывчатого вещества, упал на жилой дом в городе Киреевске Тульской области, что повлекло разрушения и ранения трех человек. И это только начало.

Нетрудно догадаться, что украинские «Стрижи», превращенные из мирных разведчиков в одноразовые дроны-камикадзе, полетели в Россию как ответ на ракетные обстрелы энергетической инфраструктуры Незалежной. Удивительного в этом нет ничего, вопрос лишь в том, насколько наша ПВО оказалась готовой к незваным гостям. Выяснилось, что «реформа» системы ПВО, проведенная при министре обороны Анатолии Сердюкове, заметно снизила ее возможности по контролю всего воздушного пространства над Российской Федерацией, координации и взаимодействию.



Более того, при всем желании возле каждого значимого объекта военной или гражданской инфраструктуры отдельный ЗРК или ЗРПК с обученным расчетом не поставишь, их банально столько нет. Размещение «Панцирей» на крышах административных зданий Москвы тоже не является оптимальным решением, поскольку включенный радар выделяет значительное количество тепла и не может работать непрерывно. К тому же уничтожение начиненного взрывчаткой вражеского беспилотника прямо над густонаселенным мегаполисом может привести к разрушениям и жертвам среди мирного населения, как это уже произошло в Тульской области. Судя по всему, тот «Стриж» был перехвачен комплексом РЭБ и потерял управление.

В совокупности это означает, что систему противовоздушной обороны России необходимо выстраивать заново с учетом новой угрозы в виде множества низколетящих малоразмерных одноразовых дронов-камикадзе. Также вполне очевидно, что во избежание повторения сценария Киреевска вражеские беспилотники нужно обнаруживать и сбивать своевременно, не давая им залететь глубоко на территорию нашей страны, оказываясь над городами и иными населенными пунктами. Это может быть сделано двумя способами.

Первый – это выстраивание системы раннего обнаружения низколетящих воздушных целей типа БПЛА. Это могут делать наши крайне немногочисленные самолеты ДРЛОиУ, но понятно, что на прикрытие российских границ возможностей нескольких А-50 и А-50У просто не хватит. Однако радары для поиска воздушных нарушителей можно разместить не только на самолетах или БПЛА, но и на привязных аэростатах. Да, темы дирижаблей и аэростатов ДРЛОиУ мы уже не раз касались ранее, но сейчас хотелось бы от теории перейти к конкретике. В нашей стране есть вполне готовые решения, которые могут быть применены для борьбы с украинскими беспилотниками.

Например, это разработанный компанией НПО «Авгуръ – РосАэроСистемы» привязной аэростатический комплекс (ПАК) Au-33 «Гепард». Аппарат относится к среднему классу привязных аэростатов (1000–5000 кубических метров), способен удерживать полезную нагрузку весом до 300 кг на высоте до 2 км, снабжая ее электроэнергией, в течение длительного времени, не менее двух недель. Различные модификации аэростата имеют объем от 1200 до 1900 кубометров при длине от 27 до 33 метров. «Гепард» был разработан в рамках гособоронзаказа и успешно прошел испытания еще в 2009 году. В его задачи входит обеспечение ПВО по раннему обнаружению низколетящих целей, связи как в военном, так и в гражданском секторе, безопасности крупных объектов и мониторинг границы.

Также будет полезным узнать, что на основе «Гепарда» был разработан его более крупный и мощный собрат под названием «Пума». ПАК «Пума» – это носитель радиолокационных станций дальнего обнаружения, с помощью которого круглосуточное радиолокационное наблюдение осуществляется на высоте 2-5 км в течение 25 дней без посадки. Помимо РЛС и другого разведывательного оборудования, аэростат может нести на борту различную аппаратуру связи, цифровые передатчики голосовых данных, телевизионного изображения и радиоволн, обеспечивая связь на частотах любого типа (телефонную, пейджинговую, телевизионную и др.) на территории до 100 000 квадратных километров. Кабель-трос удерживает аэростат во время подъема, спуска и стоянки на рабочей высоте, обеспечивая электроснабжение бортовых систем и полезного груза, а также отвод молнии и статического электричества. Наземный комплекс обслуживания гарантирует нормальное функционирование аэростата на рабочей высоте, его подъем и спуск, наземное обслуживание на всех этапах работы и обслуживание полезного груза.

Также интересно, что Минобороны РФ еще в 2011 году приняло решение заказать 50 привязных аэростатов. Где все это добро?

То есть аэростаты либо есть где-то на складах ведомства Шойгу, либо их по какой-то причине там нет, но существуют готовые, прошедшие испытания проекты беспилотных дирижаблей, которые могут стать носителями РЛС и средств связи. СВО продолжается уже второй год. Собрать примитивный аэростат – это задача несколько иного порядка, чем довести до ума А-100 «Премьер». От полусотни до сотни привязных аэростатов вполне могут прикрыть границу с Украиной в несколько эшелонов, не позволяя вражеским беспилотникам пролетать незамеченными.

Второй способ касается непосредственно уничтожения уже обнаруженных «Стрижей» или иных БПЛА. Сбивать их, конечно же, надо заблаговременно в воздухе, не позволяя долетать до населенных пунктов. Для этих целей можно задействовать легкие штурмовики производства КБ Яковлева – от легкого учебного самолета Як-52Б, оснастив его пулеметами и пушками, до учебно-боевого Як-130. Это решение напрашивается само собой, поскольку за ручку управления этого «истребителя дронов» можно посадить чуть ли не курсантов летных училищ, которые смогли бы сбивать вражеские беспилотники после пересечения ими российской границы.

В общем-то, все у нас есть, надо просто брать и делать.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    28 марта 2023 15:11
    а может причина в том что:

    Сердюков, Анатолий Эдуардович
    Руководитель Федеральной налоговой службы (2004—2007).
    Министр обороны Российской Федерации (2007—2012).
    В 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли.

    В 1984—1985 годах ефрейтором прошел срочную военную службу водителем отдельного батальона связи 85-й мотострелковой Ленинградско-Павловской дивизии Сибирского военного округа.

    В 1985—1991 годах — заместитель заведующего секцией, заведующий секцией магазина № 3 Ленмебельторга
    В 1991—1993 годах — заместитель директора по коммерческой работе Ленмебельторга.

    С 1993 года работал в АО «Мебель-Маркет» Санкт-Петербург заместителем генерального директора (1993), директором по маркетингу (1993—1995), генеральным директором (1995—2000)
    С 2000 по 2001 годы был заместителем руководителя Межрайонной инспекции ФНС России
    2 марта 2004 года он назначен заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам
    С 15 февраля 2007 года по 6 ноября 2012 года — гражданский Министр обороны Российской Федерации. А. Э. Сердюков назначен министром обороны РФ указом Президента РФ В. В. Путина № 177 от 15.02.2007.

    У этого человека,кроме того что служил ефрейтором срочную, что то из военного училища, хоть что то с армией связанное имеется?
    Ну его уже как 11 лет нет у руля МО

    Шойгу, Сергей Кужугетович
    С 1962 по 1972 год учился в местной школе, с 1972 по 1977 год — в Красноярском политехническом институте, который окончил по специальности инженер-строитель
    С 1977 по 1978 год — мастер треста «Промхимстрой» (Красноярск); с 1978 по 1979 год — мастер, начальник участка треста «Тувинстрой» (Кызыл); с 1979 по 1984 год — старший прораб, главный инженер, начальник строительного управления СУ-82 треста «Ачинскалюминстрой»; с 1984 по 1985 год — заместитель управляющего трестом «Саяналюминстрой» (Саяногорск); с 1985 по 1986 год — управляющий трестом «Саянтяжстрой» (Абакан); с 1986 по 1988 год — управляющий трестом «Абаканвагонстрой».

    С 1988 по 1989 год — второй секретарь Абаканского городского комитета КПСС; с 1989 по 1990 год — инструктор Красноярского крайкома КПСС.

    В 1990 году переезжает на новое место работы — в Москву. С 1990 по 1991 год — заместитель председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству.
    С 1994 года по 2012 год — министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    6 ноября 2012 года назначен министром обороны Российской Федерации вместо отправленного в отставку Анатолия Сердюкова. По словам пресс-секретаря председателя правительства Натальи Тимаковой, Шойгу к назначению министром обороны рекомендовал Дмитрий Медведев

    У обоих нет ничего связанного с военной академией или училищем.
    Ставить на должность МО торгаша и строителя без одного дня военной академии и причем сначала одного а потом второго это как то даже не смешно.ИМХО!
    1. -1
      28 марта 2023 16:33
      Комментарий содержательный, спасибо! Но эти двое хоть реальными делами занимались в непростые времена. А представьте себе на должности МО настоящего военного из выпускников политических училищ!? Спаси и сохрани!!! Так что не будите лихо пока оно тихо...
    2. +3
      29 марта 2023 09:54
      У обоих нет ничего связанного с военной академией или училищем.
      Ставить на должность МО торгаша и строителя без одного дня военной академии и причем сначала одного а потом второго это как то даже не смешно.

      Между "Табуретом" и "Прорабом" был еще один "деятель" - Иванов (в узких кругах известен под кличкой "Ангел"). Думаю, это результат "отрицательного отбора", основанного на личной преданности "телу".
      Другие кач-ва в расчет не принимаются. И это касается не только МО.
      Если у первого была только одна "ЗК-художница", то второй развел целый гарем из "девочек-генералов"...
  2. +1
    28 марта 2023 16:21
    Возможно "Пума" и "Гепард", как результат НИОКР на бумаге и в образце они есть, а дальше всё под вопросом. Если есть возможность быстрого производства, то неплохо. Высота до 5 км в наших северных условиях критична из-за погоды. Нужен аппарат не зависящий от погоды.
    В дополнении к аэростатам нужен стратосферный дирижабль. Например, на высоте 15 км висит дирижабль ДРЛОиУ, эл. питание на него подаётся по кабель-тросу и по нему снимается информация, возможна подача и гелия. Оптическая видимость 500 км, СВЧ локационная видимость 2000 км. Система позиционирования удерживает дирижабль в заданной точке электромоторами с пропеллерами. Кабель-трос не является силовым, он держит только сам себя. Вы спросите, почему США, Европа так не делают. Он им не нужен, у них доктрина нападение. Россия окружена по периметру базами НАТО и натовские ДРЛОиУ висят круглые сутки. Дирижабль ДРЛОиУ это самый дешевый летательный аппарат. На него можно повесить кучу разночастотных антенн. Два десятка дирижаблей ДРЛОиУ на западе и востоке сделают небо открытым. Опускать на профилактику один раз в 6 месяцев, обслуживающий персонал на земле, дешёвая эксплуатация. Осталось иметь желание от командования.
  3. +3
    28 марта 2023 16:22
    Ладно нет военного образования... но похоже и с патриотизмом... не того. Тут много ума не надо, достаточно вспомнить аэростаты, времён ВОВ, а так же самый главный недостаток советской армии - связь. Но "ФНСсник" сокращал "затраты на ВПК и оборону", другой - строительство "потёмкинских деревень" - результат - китайская связь и БПЛА, безраздельно шляющиеся по приграничной территории РФ. Народ бы понял, если деньги на оборону влаживались туда же, а не в идиотские шоу. Пока и до сих пор не решаются главные вопросы - ОБОРОНЫ РОССИИ. Потому и гибнут мирные люди в Белгородской, Курской, Тульской и т.д. областях.
  4. +5
    28 марта 2023 16:44
    Опять к дирижаблям....
    Как до этого к Авианосцам, терооборонам, нацгвардии и прочим вторичностям...

    НУ явно нет их, просто нет. Деньги оптимизированы (решение заказать 50 привязных аэростатов? и где?), проектов сопряжения радаров с дирижаблями и воздушными шарами (они еще проще) тоже видно нет, да и подходящих радаров наверняка нет.
    Нет видно и специалистов, и мощностей для быстрого массового производства и эксплуатации дирижаблей.

    А зачем? Соседний автор дает для победы над ВСУ всего 120 дней. 4 месяца и все! Хана им!
    Так зачем стараться?
    На верху и так все отлично. Медведев, Лавров, прочие то ржут за спиной СИ, то дремлют на посланиях. Жизнь и так удалась.
    Нафиг еще думать о пиаренных когдато ,но никак не проявивших Як-130? могли бы - давно установили бы. Но...
  5. +2
    28 марта 2023 16:57
    По статье. Согласился бы с автором, если бы эта статья не была очередным всплеском пионерского патриотизма и комсомольского максимализма. Предлагается для борьбы с копеечными дронами, опасными только в прифронтовой полосе из-за малой дальности полёта и управления и применяемыми по случайному закону только в период ведения боевых действий построить не имеющую аналогов в мире систему ПВО стоимостью в миллиарды бакинских рублей. Проще имеющимися в наличии средствами ВКН нанести удары по центрам принятия решений. Аналогичный случай был в Советском Союзе, когда попались на выдумки из сериала "Звёздные войны".
    1. 0
      2 апреля 2023 00:16
      Предложенный стратосферный стационарный дирижабль ДРЛОи У, это система подобная А-50, А-100, интегрированная в общую информационную сеть, она нужна и в военное, и мирное время. Дирижабль висит в тылу на высоте 15 км, лучше конечно повесить его на высоту 21 км, но проблема упирается в кабель-трос. Израиль давно использует тропосферные привязные аэростаты ДРЛОи У. Здесь ничего нет нового, кроме аппаратуры. В Израиле хорошая погода, поэтому тропосферные привязные аэростаты ДРЛОи У работают у них без проблем. По деньгам, оценочно, сам дирижабль без ДРЛОи У обойдётся в 100-150 млн руб., самолет Ил-76 без ДРЛОи У стоит 3,5 млрд руб. Почувствуйте разницу в деньгах. Здесь нет керосина, зарплаты летчикам и др.
  6. На этот раз, к сожалению, без жертв среди мирного населения не обошлось. Ту-141 «Стриж», начиненный большим зарядом взрывчатого вещества, упал на жилой дом в городе Киреевске Тульской области, что повлекло разрушения и ранения трех человек.

    По уточненным данным, повреждены 16 домов, частных и многоквартирных. Трое человек пострадали, они получили легкие ранения.

    Насколько я понимаю, жертвы - это погибшие, без которых "не обошлось". Однако, к счастью, было трое пострадавших с легкими ранениями. А про жилой дом вообще ничего не сказано. Жизнь и так сложна, зачем ещё придумывать для нее черные тона?
  7. +1
    28 марта 2023 18:07
    Если не ошибаюсь США и Канада в НОРАД применяют аэростаты локаторы.
  8. +4
    28 марта 2023 20:04
    В статье изначально неправильный подход. Как известно, мухи легко бить, когда те сидят, так и уничтожать инкубаторы "Стрижей" на земле.(это не мини квадрокоптеры, а большие аппараты), и ловить летящих на порядок затруднительней. Тут главным разведка, и работа СВР, ГРУ и прочих воздушно космических служб, но по всем событиям, эти службы не на нужном уровне, а значит руководящие не справляются со своими задачами, и улучшение возможно со сменой сидельцев на высших должностях. (такая смена давно перезрела). Такая цепочка выстраивается , - достаточный уровень разведок, и далее устранять проблемы на корню, что по силам ВКС РФ и прочим оружием. И так по всем проблемам: танкам, Хаймарсам, и тд., чтоб не доходили до применения.
  9. 0
    28 марта 2023 23:21
    У каждой проблемы есть своя фамилия. Автор изложил простую истину, которая известна школьнику. Действительно наземная РЛС видит цель, летящую на высоте 50 м на удалении 30-40 км. Прикиньте сколько надо таких РЛС для сплошной локации границы. А дирижабль на высоте 2,5 км увидит эту цель на удалении более 200 км, что позволит своевременно противодействовать угрозе и прикрыть границу сплошным полем локации десятью-пятнадцатью РЛС , установленных на дирижаблях. А у меня вопрос к редакции. Можно ли направить запрос в министерство обороны с просьбой назвать фамилию человека, который заблокировал применение дирижаблей для нужд ПВО.
  10. +7
    29 марта 2023 12:32
    То есть аэростаты либо есть где-то на складах ведомства Шойгу, либо их по какой-то причине там нет

    Странная постановка вопроса, Сергей. Там же, где и 1.5 млн. комплектов обмундирования... В лучшем случае - в отчетах "наверх", в худшем - у нужных людей в нужном месте...
    И еще.

    Второй способ касается непосредственно уничтожения уже обнаруженных «Стрижей» или иных БПЛА. Сбивать их, конечно же, надо заблаговременно в воздухе, не позволяя долетать до населенных пунктов. Для этих целей можно задействовать легкие штурмовики производства КБ Яковлева

    Для этого нужны аэродромы базирования, что в свою очередь, будут являться очень "вкусной" целью для других средств.Новофедоровка в Крыму не даст соврать. Как узкие направления, возможно...хотя - "на безрыбье и рак - колбаса"...
    Сплошное р\локационное поле могут создать только маловысотные роты, работающие "на оповещение" р/технических центров, напрямую "завязанных" на ЗРВ или ИА (в зависимости от зоны ответственности). В одних - только сбивают, без вариантоа, в других "будем посмотреть"... Это как "паутина для мух" (извините за сравнение). Создавать вновь - дорого, долго, трудоемко... На что и был расчет "Табурета"... Вы посмотрите, с каких направлений он "убрал" корпуса ПВО, расформировав их. Ярославский корпус - Северо-Западное напровление, Ржевский корпус - Юго-Западное, Горьковский корпус - Центральный промышленный район, включая Поволжье... Все рассчитал... Вы что думаете, он один это все провернул со своей шпюхой? Ага, щасс...
    Даже "Мишке-меченому" пришлось украсть(взял и не вернул) у А.И. Колдунова комплект карт, чтобы его провокация на пару с М.Тэтчер (с погонялом "Железная леди"), позволила М. Русту добраться до Москвы, сев на Красной площади, обойдя эту "сеть"...

    А все задумывалось против Соколова, тогдашнего министра обороны и группы офицеров ГШ, ненавидящих этого "ставропольского комбайнера"... Крайним сделали А. И. Колдунова, тогдашнего маршала авиации, Главкома ПВО (горжусь и считаю честью для себя, что этот человек мне, сержанту-срочнику. оператору АСУ 1 класса, жал руку и говорил теплые слова, благодаря за службу...Там, на Балхаше, в Сары-Шагане...).


    И как ремарка к вышесказанному мной - не потому ли действия нашей авиации крайне малоэффективны, что у "чубатых" не нашлось в свое время своего "Табурета" ? А советскую сеть ПВО ну никак не могут подавить...
  11. 0
    1 апреля 2023 10:48
    Начали за здравие, закончили за упокой... Какие як-52, какие 130-е? Во-первых, несмотря не то, что турбовинтовые аналоги тех же Супер-тукано давно нужны тем же пограничникам, их нет в проекте даже на бумаге. Говорить о них ненаучная фантастика под тяжелыми наркотиками. 130е для мелочи избыточны и дороги, а для рейсов, медленные, они их тупо не догонят, только если не будут идти в лобовую. Да и возможности БРЭО у них под большим вопросом. Как и предложение садить за них курсантов. БПЛА очень сложная цель.
    1. 0
      2 апреля 2023 11:57
      (Дмитрий) Согласен с вами, для новых средств, новые противосредства, иначе проигрыш обеспечен. Применение старых Стрижей и их дальнобойность указывают, что дальнейшее развитие пойдёт по наращиванию скоростей, сверхнизких полётов (высотные нетрудно засекаются) и мощности БЧ БПЛА. К такому варианту нужно и готовиться. Решения будут комплексные, "палочки-выручалочки" пока не видно. По разведывательно-ударных мини средствах, так тут главным маскировка (визуальная, тепло и дале электромагнитная), перекрытие траншей и огневых точек от наблюдения и ударов с воздуха и эффективные средства борьбы с ними. (От РЭБ до огневого и прочего поражения). Главным становится обнаружение мини БПЛА, наработки уже имеются. Пошло по нарастающей без экипажное, (скоро с ИИ) оружие 21 века
  12. 0
    4 апреля 2023 15:50
    Чтоб сбить дрон с бомбой нужно Ил-10 возродить производство, двигатель можно и дизель поставить, вот будет штурмовик-истребитель, а не эти фанерные самолёты...
  13. Voo
    0
    6 апреля 2023 14:01
    Цитата: vlad127490
    Израиль давно использует тропосферные привязные аэростаты ДРЛОи У. Здесь ничего нет нового, кроме аппаратуры. В Израиле хорошая погода, поэтому тропосферные привязные аэростаты ДРЛОи У работают у них без проблем. По деньгам, оценочно, сам дирижабль без ДРЛОи У обойдётся в 100-150 млн руб., самолет Ил-76 без ДРЛОи У стоит 3,5 млрд руб. Почувствуйте разницу в деньгах. Здесь нет керосина, зарплаты летчикам и др.

    Ну конечно! Теперь все понятно. Мы теперь опыт израиля будем применять в области воздухоплавания. А как насчёт опыта той же жидовщины в области ракетных атак? Это уже не актуально? И, вообще, сдается мне, что операция идеть по еврейским лекалам.
  14. 0
    30 апреля 2023 08:01
    По фотографии к статье несложно понять, кто автор. Даже читать необязательно. К дирижаблям теперь добавились ЯК-52. Странно, что соколиную охоту на дронов не продвигает.