Северный морской путь: трудности, с которыми придется столкнуться

2

На данный момент Арктическая зона считается наименее изученной, причиной тому можно назвать довольно тяжелые климатические условия, препятствующие организации транспортной деятельности на СМП. Однако в условиях санкционного давления и логистических ограничений со стороны недружественных России государств, развитие Северного морского пути становится максимально актуальным направлением для развития системы отечественных грузоперевозок.

Во время своего последнего обращения к Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин отметил, что Российская Федерация планирует и дальше развивать Северный морской путь, подчеркнув, что подобная деятельность позитивно скажется на судьбе Сибири и Дальнего Востока. Стоит также обратить внимание, что слова главы государства находят своё подтверждение в динамике показателей объемов перевозок по данному маршруту. Так, в 2021 году грузооборот по Северному морскому пути составил 35 миллионов тонн, что практически в 18 раз больше, чем аналогичный показатель за 2006 год, когда по СМП было перевезено 1,96 миллиона тонн грузов. Кроме того, согласно указу Владимира Путина от 7 мая 2018 года, ежегодные объёмы перевозок по СМП должны достичь 80 миллионов тонн к 2024 году.



Несмотря на положительную динамику грузооборота в последние 25 лет, необходимо учитывать тот факт, что развитие Северного морского пути связано с большим количеством организационных и технических трудностей.

В настоящее время Северный морской путь имеет довольно серьезную логистическую инфраструктуру, которая включает в себя 70 портов, крупнейшими из которых являются: в Мурманске, Игарке, Архангельске, Тикси, Дудинке и Певеке. Навигационные мероприятия на СМП во время зимнего периода связаны с преодолением огромных толщ льда и длительным пребыванием в минусовых температурах. Многие эксперты обращают свое внимание, что на данный момент не на всех участках маршрута имеется техническая возможность организовать регулярную навигацию, особенно уязвимым участком в данном плане является Восточный сектор Северного морского пути.

Так, одной из первоочередных проблем для СМП можно назвать определенную нехватку судов ледового класса, которые являются главной движущей силой на данном маршруте. В настоящее время отечественный ледокольный флот насчитывает около 30 дизельных ледоколов, 7 атомных ледоколов и лихтеровоз «Севморпуть». За последние три года были введены в эксплуатацию три ледокола нового проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал»). В 2025 году атомный флот страны должен пополнить еще один ледокол данного проекта – «Якутия». Также совсем недавно ФГУП «Атомфлот» сообщил, что пятый и шестой серийные атомные ледоколы проекта будут носить имена «Камчатка» и «Сахалин», их закладка запланирована на 2024 и 2025 год соответственно. Кроме того, ведется строительство первого атомного ледокола проекта 10510 «Лидер», срок ввода его в эксплуатацию назначен на конец 2027 года.

Стоит также понимать, что для эксплуатации Северного морского пути на регулярной основе необходимы довольно масштабные инвестиции. Часть из них осуществляется из бюджетных средств, остальные финансовые вложения ложатся на плечи крупных компаний, которые являются ключевыми пользователями данного маршрута («Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», «Росатом», «Новатэк» и другие). Ситуация с инвестициями осложняется тем, что с учетом сложных климатических условий и экономической и политической неопределенности резко увеличивается срок окупаемости финансовых вложений, что служит останавливающим фактором для крупных частных инвесторов.

Еще одной проблемой является состояние портовой инфраструктуры, которая участвует в эксплуатации Северного морского пути. На данный момент она развита недостаточно, особенно если речь идет о международных перевозках. Так, в 2022 году был утвержден План развития Северного морского пути до 2035 году. Основные его положения направлены именно на создание инфраструктуры СМП. Ожидается проведение порядка 150 мероприятий, суммарный объем финансирования которых должен достичь 1,8 триллиона рублей.

Кроме того, можно говорить и о существующей проблеме экологического характера. При возрастающей антропогенной нагрузке на территорию Северного морского пути необходимо стараться сохранять практически нетронутую и крайне хрупкую экологию Арктического региона. Не стоит забывать и о трепетном отношении к образу жизни и укладу коренных малочисленных народов Севера, проживающих в полярных регионах.

Также одним из ключевых моментов в эксплуатации Российской Федерации Северного морского пути являются вопросы национальной безопасности. Политическое противостояние России и государств Запада, максимально обострившееся на фоне кризиса в Украине, привело к введению новых санкций, которые требовали от нашей страны ответных действий. 31 июля 2022 года Указом Президента РФ Владимира Путина была выпущена новая Морская доктрина. Повышенное внимание в ней уделено основным вызовам и угрозам национальной безопасности, связанными с Мировым океаном. Так, речь в документе идет о стратегическом курсе Соединенных Штатов Америки и других государств, направленном на их доминирование в Мировом океане. Недружественные нам страны стараются ограничить доступ Российской Федерации к различным ресурсам, располагающимся в акватории Мирового океана, минимизировать возможность доступа России к транспортным коммуникациям. Полемика некоторых государств доходит до поднятия вопросов, связанных с территориальными претензиями к РФ, что напрямую угрожает безопасности нашей страны.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в сложившейся экономической и политической ситуации и в результате активных действий со стороны государств Западного мира, был нарушен ряд устоявшихся транспортных и логистических цепочек. Подобные события напрямую связаны с экономической безопасностью Российской Федерации и вынуждают принимать решения по поиску и развитию альтернативных маршрутов, одним из которых является Северный морской путь. Развитие СМП является одним из приоритетных направлений для нашей страны в Арктическом регионе, и поэтому все области, тесно связанные с ним, уже в ближайшее время может ожидать увеличение инвестиций и развитие транспортной инфраструктуры.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    2 апреля 2023 15:20
    Да пусть простят дилетанта:а если вместо "колуна" применить фрезу,особой кострукции.Или лазер,поставить излучатель ниже льда,если сверху-будет обледенение.Всегда надо думать нестандартно,при небольшой толщине льда вопросов нет,а если больше полуметра?Думать надо,на то и голова.
  2. 0
    2 апреля 2023 15:24
    P.S.Посмотреть бы на "картинку",которая происходит под льдом.