Российские железные дороги: феномен и проблемы естественной монополии

13

Большинство экономистов подразделяют существующие в мировых экономиках монополии на три крупных типа: закрытые (государственные) монополии, которые существуют за счет юридических ограничений, связанных с защитой от возможной конкуренции; открытые, появляющиеся на относительно небольшой срок в связи с естественно сложившейся ситуации на рынке; естественные монополии, возникающие в ситуациях, когда удовлетворение спроса происходит эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства.

В Российской Федерации деятельность подобных компаний регулируется правовыми нормами Федерального закона № 147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995 года. Данный нормативно-правовой акт определяет функционирование субъектов естественных монополий во многих сферах экономики, относятся к ним и железнодорожные перевозки. Контролем над деятельностью таких предприятий занимается Федеральная антимонопольная служба. На данный момент в реестре естественных монополий находятся 6011 компаний. Кроме того, обязанности по соблюдению требований данного закона могут быть наложены и на организации, которые фактически осуществляют деятельность, предусмотренную вышеназванным Федеральным законом, что уже неоднократно приводило к различным коллизиям по итоговому определению компании как субъекта естественной экономики.

Если продолжать беседу именно о железнодорожных перевозках, то можно прийти к выводу, что создание в данной отрасли вместо одной фирмы нескольких автоматически приведет к увеличению затрат на производство и цен, что невыгодно ни фирме, ни государственным властям, ни общественным интересам.

Открытое акционерное общество «РЖД» приступило к своей деятельность 1 октября 2003 года. Единственным акционером и учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация. Полномочия акционера от имени государства осуществляет правительство России. На данный момент компания является практически абсолютным монополистом, предоставляющим услуги по грузовым и пассажирскими железнодорожным перевозкам. В собственности РЖД находится третья в мире по протяженности железнодорожная сеть и смежная инфраструктура в Российской Федерации. В компании и ее дочерних организациях на конец 2020 года трудоустроены более 0,8 миллиона человек (свыше 1% от всех занятых в отечественной экономике), что делает холдинг крупнейшим работодателем в РФ.

Президент страны Владимир Путин в 2022 году отмечал, что в современных условиях компания выполняет важнейшие функции, работая максимально эффективно, подчеркнув, что в руководстве холдинга трудятся высококвалифицированные люди, которым надо отдать должное.

Стоит также уточнить, что, несмотря на монопольное положение на рынке железнодорожных услуг, ОАО «РЖД» стремится к созданию более эффективной структуры управления холдингом и поддержанию высоких стандартов предоставления оказываемых услуг. Развитие компании будет способствовать успешной реализации всей реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, что должно принести положительные результаты как для самой организации, так и для потребителей.

Однако одновременно с этим статус естественной монополии у ОАО «РЖД» является причиной низкой конкуренции на рынке грузовых перевозок и ее фактического отсутствия в сфере пассажирских перевозок в России. Главной целью компании, как и любой коммерческой организации, является извлечение финансовой прибыли. Здесь и кроется одна из главных проблем данного экономического феномена, заключающаяся в том, что соответствующим Федеральным законом, речь о котором шла выше, на ОАО «РЖД» накладываются различные ограничения и социальные функции, которые не свойственны хозяйствующим субъектам. Так, например, тарифы на пригородные железнодорожные перевозки, которые осуществляет компания, контролируются региональными органами власти, при их установке стараются достичь баланса между социальными интересами и безубыточностью перевозок. Никакой речи об извлечении прибыли здесь уже не ведется. Одним из немногих законных способов решения данной проблемы может стать создание ОАО «РЖД» дочерних организаций, учреждение зависимых компаний позволяет справиться с негативными последствиями переложения на хозяйствующий субъект обязанностей государства в сфере социальной политики.

Кроме того, на данный момент отечественная железнодорожная отрасль остро нуждается в реформировании по ряду причин, одной из которых является именно монополистическое положение ОАО «РЖД» на рынке. В России наблюдается довольно низкий уровень технического состояния подвижного железнодорожного состава (многие вагоны и локомотивы ввиду длительных сроков эксплуатации и неудовлетворительного технического состояния подлежат замене). Для решения данных проблем можно рассмотреть создание других государственных вертикально интегрированных организаций, которые будут заниматься железнодорожными перевозками. Можно задуматься и о формировании необходимых экономических условий для появления коммерческих компаний на региональном уровне перевозок железнодорожным транспортом. Довольно плачевная ситуация наблюдается и с состоянием железнодорожного полотна в некоторых регионах, существуют фактически заброшенные дороги.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что для всей отечественной экономики крайне важна реализация различных экономических и социальных программ, направленных на развитие ОАО «РЖД», так как эффективное функционирование данной компании играет ключевую роль в существовании железнодорожного транспорта в России. Кроме того, необходимо совершенствовать и государственное регулирование в сфере естественных монополий, оно должно быть направлено на совершенствование конкурентных механизмов, что придаст этому сектору экономики более рыночный характер.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 апреля 2023 14:37
    Это о чем?
    Ниочем.

    Сейчас на других сайтах бъют тревогу ,что эффективные менеджеры РЖД сокращают рабочие должности в ущерб безопасности. Здесь - ни слова.
    О шубохранилище и выводе денег прежним чиновником-вадельцем - ни слова. О его сыновъях и бизнесе с паспортами НАТО за бугром -тоже ни слова.

    Казенщина
  2. +4
    4 апреля 2023 14:51
    Автор совершенно не владеет информацией о деятельности РЖД. В частности никому не запрещено закупить несколько десятков-сотень, а лучше тысяч вагонов и заняться перевозкой грузов или пассажиров по путям РЖД.
    1. 0
      5 апреля 2023 14:55
      Как автор статьи хочу спросить, а где в публикации указано, что это запрещено?
      1. 0
        10 апреля 2023 22:44
        Просто транспортные компании могут не входить в структуру РЖД. Т.е. далеко не всё зависит от РЖД. В частности, если по каким то путям нет перевозки грузов или пассажиров или они малодеятельны, то РЖД может и демонтировать эти пути, если они не нужны и государству.
        1. 0
          22 апреля 2023 13:34
          Опять же, высказываетесь в таком ключе, как будто в статье утверждается обратное.
  3. +2
    4 апреля 2023 17:20
    Пассажирские перевозки убыточны во всём мире и РЖД не исключение и выделены в отдельную самостоятельную юридическую структуру ОАО РЖД
    Учитывая плотность транспортной сети и доступность перемещения, социальное значение ж/д пассажирских перевозок исключительно велико как нигде в мире и потому государство не может отпустить их на откуп перевозчикам, а это автоматически предполагает ограничение самоуправства в погоне за прибылью
    Состояние ж/д инфраструктуры одно из лучших в мире, но без проблем не бывает – даже на солнышке говорят есть тёмные пятна. Потому В,В.Путин в 2022 году правомерно и отмечал, что в современных условиях РЖД выполняет важнейшие функции, работая максимально эффективно.
    Подкоп Ануфриева и его подельников по цеху под естественные монополии РФ имеет целью передел собственности и нарушить сложившийся паритет интересов государства и капиталистов в пользу капиталистов которые не прочь прибрать госсобственность, которая разевую по информации вице-президента Центра Стратегических Разработок (ЦСР) Бориса Копейкина в 2021 году составляла 56,2% и включает компании с госучастием, сектор госуправления, ГУПы. Закончится эра В.В.Пуиина и вот тогда капиталисты будут рвать и делить промеж себя остатки государственной собственности, а население как всегда останется ни с чем и будет из уст в уста передавать золотое время правления В.В.Путина.
    1. -6
      4 апреля 2023 19:34
      Золотое правление В.В Путина?Мда,ты из какой реальности?Пенсия средняя 226 баксов,а зп средняя - 700 баксов.
      Германия: пенсия 1300 евро,зарплата 2700 евро.
      Германия вынуждена закупать газ и нефть,они не продают природные ископаемые.
      Золотое время правления Путина,мда.

      Ветераны БД получают выплату 3500 рублей в месяц.40 баксов.Что сделали ветераны США если бы такое получали?

      Россия будет вспоминать золотые годы,лучший в истории президент на текущий момент - Медведев.Страна расцвела,впервые ВВП страны перевалил 2трлн долларов.Вот Президента Медведева будут хорошо вспоминать,ну адекватные люди естественно,а любители геостратега дальше будут пургу гнать
      1. 0
        11 апреля 2023 13:31
        Германия: пенсия 1300 евро,зарплата 2700 евро.

        В Германии совсем другие ценники на товары и услуги. Если еда в супермаркетах немного дороже в среднем, чем у нас, то бензин дороже в 3 раза, коммунальные услуги более, чем 2 раза, аренда квартиры более чем в три раза и т.д.
        Конечно немцы живут лучше, чем россияне. Так всегда было. Даже в царские времена. А теперь я тебе посоветую сравнить уровень жизни россиян с уровнем жизни в Украине, в Конго и т.д. Все живут по разному и неча заниматься антирусской пропагандой.
  4. +3
    5 апреля 2023 07:33
    Государственная доля в ж/д составляет 51%. Остальное частное. Иметь ж/д пути -это еще не значит содержать эти пути в первозданном виде.Государство контролирует в этом отношении частников? Ведь оптимизация прошлась по всем структурам.Сейчас уже идет разговор о том,чтобы убрать помощника машиниста.Как бы мы не подошли к тому,к чему подошли США,где сход поездов с рельс исчисляется десятками.
    1. +1
      5 апреля 2023 09:09
      Можете ознакомиться с Уставом ОАО "РЖД", где четко указано, что единственным акционером компании является Российская Федерация.
  5. +2
    5 апреля 2023 18:01
    Полторы страницы машинописного текста, девять абзацев и 688 слов от автора-выскочки под эпатажным заголовком

    Российские железные дороги: феномен и проблемы естественной монополии

    смотрятся также смешно и грустно как "Война и мир" от Ольги Бузовой. Жаль потраченных минут.
  6. +1
    6 апреля 2023 03:52
    Да всё хорошо в РЖД , но то что зп упала в 4 раза или инфляция зп составили 425 проц по отношению к мпс это круто, при зп 17 тр слесарям по обслуживанию локомотивов , сами понимаете что на поездах лучше не ездить
    1. 0
      11 апреля 2023 13:43
      Зарплаты в МПС никогда не были высокими, но 17 тр это уж совсем. Возможно в какой либо глухомани? Если по Московской жд, то кто там может работать? Непонятно.
      1. Комментарий был удален.