Российские железные дороги: феномен и проблемы естественной монополии
Большинство экономистов подразделяют существующие в мировых экономиках монополии на три крупных типа: закрытые (государственные) монополии, которые существуют за счет юридических ограничений, связанных с защитой от возможной конкуренции; открытые, появляющиеся на относительно небольшой срок в связи с естественно сложившейся ситуации на рынке; естественные монополии, возникающие в ситуациях, когда удовлетворение спроса происходит эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства.
В Российской Федерации деятельность подобных компаний регулируется правовыми нормами Федерального закона № 147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995 года. Данный нормативно-правовой акт определяет функционирование субъектов естественных монополий во многих сферах экономики, относятся к ним и железнодорожные перевозки. Контролем над деятельностью таких предприятий занимается Федеральная антимонопольная служба. На данный момент в реестре естественных монополий находятся 6011 компаний. Кроме того, обязанности по соблюдению требований данного закона могут быть наложены и на организации, которые фактически осуществляют деятельность, предусмотренную вышеназванным Федеральным законом, что уже неоднократно приводило к различным коллизиям по итоговому определению компании как субъекта естественной экономики.
Если продолжать беседу именно о железнодорожных перевозках, то можно прийти к выводу, что создание в данной отрасли вместо одной фирмы нескольких автоматически приведет к увеличению затрат на производство и цен, что невыгодно ни фирме, ни государственным властям, ни общественным интересам.
Открытое акционерное общество «РЖД» приступило к своей деятельность 1 октября 2003 года. Единственным акционером и учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация. Полномочия акционера от имени государства осуществляет правительство России. На данный момент компания является практически абсолютным монополистом, предоставляющим услуги по грузовым и пассажирскими железнодорожным перевозкам. В собственности РЖД находится третья в мире по протяженности железнодорожная сеть и смежная инфраструктура в Российской Федерации. В компании и ее дочерних организациях на конец 2020 года трудоустроены более 0,8 миллиона человек (свыше 1% от всех занятых в отечественной экономике), что делает холдинг крупнейшим работодателем в РФ.
Президент страны Владимир Путин в 2022 году отмечал, что в современных условиях компания выполняет важнейшие функции, работая максимально эффективно, подчеркнув, что в руководстве холдинга трудятся высококвалифицированные люди, которым надо отдать должное.
Стоит также уточнить, что, несмотря на монопольное положение на рынке железнодорожных услуг, ОАО «РЖД» стремится к созданию более эффективной структуры управления холдингом и поддержанию высоких стандартов предоставления оказываемых услуг. Развитие компании будет способствовать успешной реализации всей реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, что должно принести положительные результаты как для самой организации, так и для потребителей.
Однако одновременно с этим статус естественной монополии у ОАО «РЖД» является причиной низкой конкуренции на рынке грузовых перевозок и ее фактического отсутствия в сфере пассажирских перевозок в России. Главной целью компании, как и любой коммерческой организации, является извлечение финансовой прибыли. Здесь и кроется одна из главных проблем данного экономического феномена, заключающаяся в том, что соответствующим Федеральным законом, речь о котором шла выше, на ОАО «РЖД» накладываются различные ограничения и социальные функции, которые не свойственны хозяйствующим субъектам. Так, например, тарифы на пригородные железнодорожные перевозки, которые осуществляет компания, контролируются региональными органами власти, при их установке стараются достичь баланса между социальными интересами и безубыточностью перевозок. Никакой речи об извлечении прибыли здесь уже не ведется. Одним из немногих законных способов решения данной проблемы может стать создание ОАО «РЖД» дочерних организаций, учреждение зависимых компаний позволяет справиться с негативными последствиями переложения на хозяйствующий субъект обязанностей государства в сфере социальной политики.
Кроме того, на данный момент отечественная железнодорожная отрасль остро нуждается в реформировании по ряду причин, одной из которых является именно монополистическое положение ОАО «РЖД» на рынке. В России наблюдается довольно низкий уровень технического состояния подвижного железнодорожного состава (многие вагоны и локомотивы ввиду длительных сроков эксплуатации и неудовлетворительного технического состояния подлежат замене). Для решения данных проблем можно рассмотреть создание других государственных вертикально интегрированных организаций, которые будут заниматься железнодорожными перевозками. Можно задуматься и о формировании необходимых экономических условий для появления коммерческих компаний на региональном уровне перевозок железнодорожным транспортом. Довольно плачевная ситуация наблюдается и с состоянием железнодорожного полотна в некоторых регионах, существуют фактически заброшенные дороги.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что для всей отечественной экономики крайне важна реализация различных экономических и социальных программ, направленных на развитие ОАО «РЖД», так как эффективное функционирование данной компании играет ключевую роль в существовании железнодорожного транспорта в России. Кроме того, необходимо совершенствовать и государственное регулирование в сфере естественных монополий, оно должно быть направлено на совершенствование конкурентных механизмов, что придаст этому сектору экономики более рыночный характер.
Информация