Мост Благовещенск – Хэйхэ: дорога в торговое будущее

0

Сама идея строительства мостового перехода через реку Амур в районе города Благовещенска имеет довольно длительную историю. Долгое время данный вопрос на постоянной основе находился в поле зрения двусторонних отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Кроме того, возможность строительства обсуждалась и представителями региональной власти обеих стран.

Стоит отметить, что не всегда проблемы, связанные со строительством моста, лежали в финансовой плоскости, одно время китайская сторона предлагала полностью взять на себя денежную сторону вопроса. Иногда разногласия между КНР и РФ касались конструкционных особенностей нового сооружения. В 2002 году Китай предложил строить не автомобильный, а железнодорожный мост. Нашу сторону интересовал мостовой переход, который мог бы использоваться и автомобильным, и железнодорожным транспортом. Также довольно весомым барьером продвижения данного проекта являлась мысль о том, что с точки зрения экономической эффективности в строительстве моста нет никакой необходимости. В подобном ключе высказывались представители многих фирм-перевозчиков и торгового порта Благовещенск, предполагая, что появление мостового перехода негативно скажется на их доходах. Многие эксперты не соглашались с их позицией, заявляя, что появление моста сыграет роль определенного драйвера для туризма и межгосударственной торговли.



В 2015 году удалось подписать межправительственное соглашение, которое дало старт большой стройке в декабре 2016-го. Полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев впоследствии подчеркивал, что уникальность данного проекта состоит в том, что его удалось реализовать без привлечения бюджетных средств. Он построен в рамках модели концессии, которая подразумевает строительство объекта за счет инвестора, после чего компания, занимавшаяся реализацией проекта, получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу. Еще весной 2015 года «Компания по строительству моста через Амур» (Китай) и ОАО «Мост» (Россия) создали совместное предприятие, которое занялось управлением инвестициями, проектированием, строительством, эксплуатацией и прочими вопросами в рамках проекта. Эксперты заявляли, что финансовые средства, вложенные в строительство, должны окупиться в течение 16 лет.

Уточняется, что строительные работы вели параллельно отечественные и китайские специалисты. Длина моста составляет 1080 метров. Каждая из сторон построила ровно половину – по 540 метров. Части возводились синхронно с двух берегов, их стыковка состоялась в конце мая 2019 года, а уже осенью было сообщено, что строительство моста завершено. В мае 2020-го было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, однако старт движения автомобильного транспорта по мосту должен был состояться лишь после снятия ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции.

10 июня 2022 года состоялось долгожданное открытие моста, в ходе мероприятия через пункт пропуска Кани-Курган – Хэйхэ пошли первые грузовые автомобили, восемь тягачей проследовали в Китай, такое же количество грузовиков выдвинулось в сторону России с китайской стороны.

Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев на церемонии открытия моста подчеркивал, что введение объекта в эксплуатацию создаст условия для наращивания товарооборота с Китайской Народной Республикой по этому маршруту (Благовещенск – Хэйхэ), показатели которого могут достигнуть 1 миллиона тонн грузов в год. Также мостовой переход позволит обеспечить необходимой инфраструктурой территорию опережающего развития (ТОР) «Приамурская», которая была образована в 2015 году. На начало прошлого года на территории было зарегистрировано 20 резидентов. Необходимо также обратить внимание на любопытный факт, ведь в рамках ТОР «Приамурская» реализуется еще один крупный трансграничный проект, суммарный объем инвестиций в который оценивается в 7,3 миллиарда рублей. Речь идет о канатной дороге, которая свяжет все те же Благовещенск и Хэйхэ. Открыть ее планируется уже в этом календарном году. Если возвращаться к открытию моста и его экономическим перспективам, то, по словам Виталия Савельева, сдача мостового перехода в эксплуатацию позволит сократить транспортные расходы для представителей бизнеса, даст возможность близлежащим регионам более чем втрое сократить путь экспорта и импорта и станет связующим звеном для реализации крупных совместных инвестиционных проектов.

Для увеличения пропускной способности нового моста с 3 января 2023 года международный пункт пропуска (МАПП «Кани-Курган») начал работать в круглосуточном режиме. Также в настоящее время стороны активно работают над расширением номенклатуры товарооборота. Кроме того, уже к данному моменту в терминале увеличена территория для хранения грузов, а до конца года будут построены объекты для всепогодной перетарки контейнеров.

Любопытно, что в прошлом году в России был реализован еще один крупный транспортный проект: железнодорожный мост Нижнеленинское — Тунцзян. Длина перехода превышает семь километров, располагается он на территории Еврейской автономной области. Предполагается, что новый мост позволит существенно повысить грузооборот и конкурентоспособность отечественного бизнеса. По новому маршруту в Китай будет отправляться железная руда, уголь, минеральные удобрения и другие товары.

Если вновь вернуться к теме нашей статьи, то подытожить ее можно словами губернатора Амурской области Василия Орлова, которые были сказаны им на церемонии открытия моста. Глава региона тогда заявил, что открытие мостового перехода окажет серьезное влияние на дальнейшее развитие торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. С учетом политической ситуации в мире, попыток экономической изоляции России данный факт приобретает для нашей страны особое значение.