Западные санкции породили неэффективную глобальную торговлю энергоносителями
Северная Африка становится ключевым экспортным рынком для российского дизельного топлива и других нефтепродуктов. По мнению аналитиков, страны Северной Африки не будут потреблять весь объем российских нефтепродуктов, которые они импортируют. Данный регион также не увеличивает объемы переработки. Таким образом, остается одно правдоподобное объяснение скачка импорта российского топлива — реэкспорт в другие страны, в том числе в Европу. Схема применяется также для экспорта в дальнее зарубежье, например потребителям Латинской Америки. Об этом пишет OilPrice.
Благодаря новым торговым путям так называемые чистые танкеры, перевозящие бензин и дизельное топливо, теперь должны путешествовать в три раза дольше из российского порта в пункт назначения в Латинской Америке, например, по сравнению с 4-5-дневным рейсом из российского Балтийского моря в бельгийский хаб Антверпена до введения эмбарго. Танкеры, загруженные нефтепродуктами из РФ, в основном плавают на дизельном топливе и направляются в пункты назначения намного дальше Европы. Санкции, таким образом, породили целую неэффективную систему торговли и перераспределения энергоносителей, что угрожает как процессу получения прибыли, так и экологии.
Это колоссальное смещение мировой торговли топливом, а также увеличение расстояний, которые теперь приходится преодолевать танкерам для доставки российских нефтепродуктов за пределы Европы, повышает спрос и стоимость фрахта судов, перевозящих субпродукты. Использование нефтеналивных судов средней дальности (MR), перевозящих российскую продукцию, неуклонно росло с последнего квартала 2022 года и только в этом году превысило 80%, сообщила Vortexa в конце марта.
Заказы на топливные танкеры в 2023-м выросли до самого высокого уровня за десятилетие, при этом глобальная торговля перевернута санкциями против РФ, а Азия и Ближний Восток увеличивают перерабатывающие мощности за счет отгрузки в США и Европу. С начала 2023 года было заказано в общей сложности 38 топливных танкеров средней дальности, что является самым высоким показателем с 2013-го, согласно данным, которые приводит судовой брокер Braemar.
В любом случае ограничение цен на нефтепродукты создало дополнительную неэффективность в торговле ими, и вряд ли это удастся исправить в ближайшее время, если вообще будет возможно.
Информация