Хинди-руси: что может принести России долгосрочный торговый союз с Индией

4

31 марта 2023 года президент России Владимир Путин подписал новую Концепцию внешней политики РФ. Один из краеугольных постулатов этого документа — всеобъемлющее и постоянное укрепление связей «с дружественными глобальными центрами силы» в лице Китая и Индии.

Понятно, что в условиях прокси-войны с Западом и непрекращающегося потока санкций со стороны США и Европы «поворот на Восток» для России становится ключевым выбором. Но если о сотрудничестве РФ и КНР написано и сказано за последний год уже очень много, то вот об отношениях (прежде всего экономических и торговых) Москвы и Нью-Дели неспециалистам и обывателям известно гораздо меньше.



А между тем, российско-индийские экономические связи не просто в порядке, они развиваются и приносят прибыль обеим нашим странам. Одно из самых последних подтверждений — победа российского предприятия «Трансмашхолдинг» в конкурсе на поставку 120 электропоездов для Индийских железных дорог. Глава компании Кирилл Липа рассказал журналистам, что для реализации контракта на сумму более 1,7 млрд $ «Трансмашхолдинг» уже в мае 2023 года откроет в Индии дочернее предприятие.

Как отметил военный эксперт Илья Крамник, комментируя данное событие, «с учетом индийских требований по локализации и планов запуска производства в Латуре и Ченнаи можно быть практически уверенным, что в данном случае Индия берет на себя риски получения комплектующих, которые могут быть недоступны в России». Кроме того, эксперт уверен, что это откроет доступ на внешний рынок и для российского оружия.

Кроме того, наша страна вот уже шестой месяц подряд остается крупнейшим поставщиком нефти в Индию, которая перерабатывает российское «черное золото» в бензин и дизельное топливо на своих НПЗ. Таким образом, более трети всей нефти, которую импортирует Индия, приходится именно на нашу страну, и эти цифры постоянно растут. Так, если до начала боевых действий на Украине доля РФ в нефтяном импорте была менее одного процента, то в марте 2023 года она составила уже 34%, достигнув 1,64 млн баррелей в сутки.

Так в чем же заключаются главные плюсы российско-индийского экономического торгового союза? Попробуем разобраться подробнее.

«Точки роста» делового сотрудничества России и Индии


Одним из главных приоритетов сотрудничества РФ и Индии является развитие транспортного коридора «Север — Юг», который соединяет Россию, Иран и Индию, повторяя маршрут «хождения за три моря» знаменитого русского путешественника Афанасия Никитина в XV веке. Сейчас, когда после начала СВО наша страна де-факто отрезана практически от всех транспортных и логистических коридоров, мультимодальная трасса «Север — Юг» приобретает для Москвы едва ли не ключевое значение.

В рамках этого коридора Индия с населением более 1,4 млрд человек готова получать из России больше нефти, больше угля, больше кокса и многих других товаров, взамен поставляя нашей стране электроприборы, агротехнику, машиностроительную и химическую продукцию, а также текстиль, лекарства и продовольствие.

Так, уже скоро начнет функционировать транспортный коридор Ченнаи — Владивосток (порт Восточный). Протяженность этого маршрута составляет 10,3 тыс. км, тестовые рейсы проходили его за 17 дней. Этот коридор особенно важен для российского Дальнего Востока, Якутии, совместных российско-индийских проектов в этом регионе, а также для соединения с Индией Северного морского пути.

Во время прошедшей недавно встречи со своим индийским коллегой Субраманьямом Джайшанкаром министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что две страны, согласно поручениям президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди, планируют в скором времени довести товарооборот до $30 млрд.

Есть возможности увеличить поставки продовольствия, тканей, одежды и обуви, чтобы заместить иностранных поставщиков, ушедших с российского рынка. Кроме того, Индия может использоваться как важный участник параллельного импорта западных товаров в Россию. В частности, Нью-Дели сообщил, что готов поставлять России запчасти для авиационной, автомобильной, железнодорожной техники. Таким образом, за рупии Москва может покупать не только индийскую, но и иностранную продукцию

говорит специалист информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман.

Появляется также целый ряд новых направлений, связанных с энергетической политикой и «зеленым переходом» Индии, которые российские компании могли бы рассмотреть более внимательно. Так, большое число объектов энергетической инфраструктуры Индии нужно модернизировать — например, почти все угольные электростанции этой страны. Другие сферы, актуальные сегодня для Индии — это умные сети, распределенные энергосистемы, производство недорогих и эффективных солнечных батарей, новые материалы и передовые технологии, связанные с энергоэффективностью, а также масштабное развитие газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры, модернизация и дальнейшее развитие железных дорог (снова вспоминаем сделку «Трансмашхолдинга», о которой мы говорили вначале). Климатическая повестка Индии согласуется с российско-индийским сотрудничеством в сфере атомной энергетики и поставок газа (включая регазификацию сжиженного природного газа). В Нью-Дели также заинтересованы в совместной разработке и строительстве танкеров-газовозов. В ближайшем будущем Россия может сыграть важную роль в поставках в Индию никеля, меди, кобальта, лития и других редких цветных металлов, незаменимых при переходе к зеленой экономике и пользующихся все большим спросом на мировых рынках.

Существует также потенциал сотрудничества двух стран в таких направлениях «глубоких» технологий, как искусственный интеллект, большие данные и аналитика, машинное обучение, фотоника, блокчейн, а также финтех и умная логистика. Одним из важных элементов поддержки со стороны правительств с обеих сторон могло бы стать создание так называемых «регуляторных песочниц» и открытие их для участия российских и индийских компаний, чтобы экспериментальные правовые режимы помогли упростить двустороннее технологическое сотрудничество, а также способствовали свободному перекрестному тестированию идей, особенно в среде технологических стартапов.

Каковы главные задачи экономического союза Нью-Дели и Москвы?


Несмотря все сложности текущего геополитического момента, новые возможности для торгово-экономического союза России и Индии связаны не только с существенными макроэкономическими изменениями в обеих странах, но и с пониманием имеющегося потенциала сотрудничества со стороны предпринимателей, особенно в РФ.

Необходимо срочно развивать и укреплять финансовую инфраструктуру двух стран, а также их транспортные и логистические связи. Так, еще в декабре прошлого года директор второго департамента российского Министерства иностранных дел Замир Кабулов заявил, что Россия и Индия стремятся во взаиморасчетах перейти на национальные валюты — рубль и рупию, но для этого необходимо выравнять имеющийся торговый дисбаланс. Индия приобретает у России больше, чем продает, в пять раз, поэтому «специалисты над этим работают, ищут разумный компромисс», — пояснил Кабулов.

Еще одной важнейшей задачей для правительств обеих стран является надежная изоляция двусторонних финансовых и товарных потоков от западного контроля. Это позволит расширить российский импорт из Индии и экспорт в Индию, пути к увеличению которых ищут в настоящее время компании обеих стран. В тесном взаимодействии с бизнесом двух стран и с учетом изменившихся условий следует пересмотреть нетарифные барьеры, сдерживающие двусторонний товарооборот.

В 1965 году норвежский историк Олав Ристе для обозначения позиции Норвегии в Первой мировой войне придумал термин «нейтральный союзник» – The Neutral Ally. Официально Норвегия в войну не вступала, но, обладая огромным торговым и рыболовным флотом, а также залежами полезных ископаемых, помогла Британии пережить подводную блокаду. Индия, превращающаяся сейчас в крупнейший импортно-экспортный хаб для России, помогает нашей экономике выжить под санкциями. Раздувать истерию в отношении своего нейтрального союзника – по меньшей мере неразумно

объясняет руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов.

Поэтому главная задача и российских властей, и отечественных СМИ — сохранять взвешенность и объективность по отношению к «московской» политике Нью-Дели. Это, пожалуй, лучший совет для того, чтобы обеспечить действительное создание эффективного торгового союза между нашими странами.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 апреля 2023 12:10
    Все бы хорошо, но в Индии весьма сильны позиции тех кто связывает будущее этой страны с англосаксонским миром. Не случайно в Индии по прежнему во многих сферах (суды, делопроизводство, высшее образование) доминирует английский язык
  2. 0
    15 апреля 2023 12:24
    Самый богатый миллиардер Англии, писали, индиец.
    Так что как и китай. Мы им ресурсы по дешевке, они нам бусы 21 века.

    Неоколониализм 21 века
  3. +1
    16 апреля 2023 12:06
    Нет худа без добра, санкции подтолкнули РФ к расширению торговых и прочих связей по всему миру,. особенно в развитой и развивающейся Азии. При бойкоте и блокаде англосакским миром России, любые другие партнёры в торговле необходимы и нужны для преодоления последствий гибридной войны. Тому же Индия по населению больше всего англосакского мира. Конечно , с новыми торговыми партнёрами будут свои плюсы и минусы., но в перспективе это необходимые направления для развития даже без блокады.
  4. +1
    17 апреля 2023 09:54
    победа российского предприятия «Трансмашхолдинг» в конкурсе на поставку 120 электропоездов для Индийских железных дорог........«Трансмашхолдинг» уже в мае 2023 года откроет в Индии дочернее предприятие.

    А победа ли это?
    Был на нашем предприятии, производящем микросхемы", такой случАй:
    приехали к нам китайцы с деловым предложением. Давайте, мол, на территории Китая построим совместное современное предприятие по производству чипов. Проектируйте самое-самое. Денег дадим. А пока мы будем у вас покупать эти самые чипы. Наши обрадовались, быстренько всё подписали и принялись за дело. Заводик в Китае построили, самое-самое забугорное оборудование закупили, наши специалисты и технологи всё это запустили, документацию разработали и, наконец, получили долгожданные совместные чипы.
    Но очень скоро выяснилось, что в тексте договора есть нюанс (на китайском), а именно совместное производство предполагалось только на этапе запуска завода. А дальше - алесс, заводишко китайский.
    Вот так Китай остался с современным заводом по производству чипов для себя любимого, а наше предприятие с носом и старым, местами ещё советского периода, оборудованием, и без китайских закупок наших микросхем.
    Очень хотелось бы, чтобы российско-индийское сотрудничество не закончилось тем-же.
    Сегодня мы у Китая покупаем очень много чего, в том числе и микросхемы.
    Как бы не пришлось покупать завтра электровозы у Индии.