Почему ВС РФ следует обратить внимание на белорусские беспилотники

7

Война в Сирии и Нагорном Карабахе прославила турецкие ударные БПЛА «Байрактар». Главными информационными звездами первого года СВО на Украине стали иранские дроны-«камикадзе», известные у нас как «Герань», китайские «Мавики» и российские «Ланцеты» с «Кубами» и «Орионами». Возможно, что в 2023-м на небосклоне взойдет и ярко засияет звезда белорусских беспилотников.

Несколько дней назад состоялись переговоры президента Лукашенко с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, в ходе которых белорусский президент прямо попросил взять его страну под прямую военную защиту России. Подробнее о процессе «нуклеаризации» Беларуси, тактической и стратегической, мы рассказывали ранее. Что нам интересно, так это то, что, по некоторым данным, на высшем уровне также обсуждалась возможность поставок некоторых белорусских вооружений для ВС РФ, включая РСЗО «Полонез» и ударных беспилотников. Вот о последних и хотелось бы поговорить подробнее.



Белорусские воздушные разведчики


Признанными мировыми лидерами в области беспилотных технологий сегодня считаются Израиль, США, Турция, Китай и Иран. Наша страна сейчас находится в позиции догоняющего, активно пытаясь закрыть основные потребности армии в БПЛА. В качестве основного технологического партнера в условиях западных санкций рассматривается Иран, а также, со множеством оговорок, Китай. Однако взоры Москвы давно следовало бы обратить на дружественный и союзный Минск, который давно уже и вполне успешно идет по данному пути.

Да, белорусское руководство заинтересовалось беспилотной тематикой задолго до сирийской кампании и Второй Нагорно-Карабахской войны и, тем паче, СВО на Украине. В 2008 году на базе Физико-технического института НАН Беларуси был создан научно-производственный центр «Беспилотные авиационные комплексы и технологии». В лучших традициях социалистического соревнования было организовано соперничество между проектами, в котором поучаствовали специальный центр НАН и Военной академии, Минский завод гражданской авиации, 558-й авиационный ремонтный завод и другие. Лучшие образцы летательных аппаратов всех типов – самолетных, вертолетных, мультикоптерных - были выбраны для последующего серийного производства. На сегодняшний день лицензия на производство и модернизацию беспилотников в Белоруссии имеется у 18 организаций. Ниже мы расскажем о разведывательных БПЛА различных типов, что разрабатывают наши союзники.

БАК (беспилотный авиационный комплекс) «Беркут-1» предназначен для получения разведданных в видимом и инфракрасном диапазонах волн в реальном масштабе времени. Масса летательного аппарата составляет 15 кг, крейсерская скорость - 50-80 км/ч при времени полета до 90 минут на высотах около 1000 м и дальностях до 15 км. БПЛА запускается с руки и приземляется на парашюте. Фото-, видео- или инфракрасные модули «Беркута-1» обеспечивают обнаружение целей с разрешением 0,5 м и определение их координат с точностью 50 м.

БПЛА «Беркут-2» имеет массу 50 кг, крейсерскую скорость 80-100 км/ч и в течение 120 минут может действовать на дальности до 35 км в диапазоне высот около 3000 м. Запускается разведывательный беспилотник с катапульты, а приземляется на парашюте. БАК «Беркут-2» прошел опытную эксплуатацию, участвовал в учениях «Запад-2013» и предназначен для пограничных войск Беларуси.

БПЛА «Гриф-1» самолетного создан по двухбалочной схеме и предназначен для мониторинга наземной и водной поверхности, поиска, обнаружения, распознавания и определения координат объектов, радиоэлектронного подавления и топографической разведки. Его длина составляет 4 м, высота – 1,26 м, размах крыльев - 5,7 м, взлетная масса - от 120 до 150 кг. «Гриф-1» взлетает с катапульты или «по-самолетному», садится «по-самолетному» или на парашюте, способен с максимальной скоростью до 170 км/ч и полезной нагрузкой 25 кг действовать в течение до 5 часов на высотах около 3000 м.

БПЛА тяжелого класса «Буревестник» относится к самолетному типу и создан по двухбалочной схеме, имеет массу около 250 кг и способен выполнять полеты по командам оператора или по программе на дальность от 290 до 1000 км в течение 6-10 часов с крейсерской скоростью 80-120 км/ч. Беспилотник разрабатывался для белорусского МЧС, однако может использоваться в интересах охраны правопорядка, защиты границы и прилегающих территорий, природы и окружающей среды, мониторинга лесного и сельского хозяйства, решения иных задач, в том числе, разведывательных, благодаря гиростабилизированному модулю с ТВ -, фото - и ИК – камерами, лазерному дальномеру и модулю радиационного мониторинга.

БАК «Филин» включает 1-2 БПЛА типа «Стерх»: «Стерх-БМ» или «Стерх-М» с автоматическим бортовым аппаратно-программным комплексом управления. БПЛА «Стерх-БМ» имеет взлетную массу 65-85 кг, 15 кг полезной нагрузки, максимальную скоростью в 110 км/ч, дальность полета 240-300 км в диапазоне высот до 3-3,5 км на протяжении около 3 часов. Размах крыльев аппарата составляет 3,8 м, он оснащен двигателем внутреннего сгорания мощностью 20 л.с. и навигационной системой, взлетает и садится по самолетному, а при аварии – на парашюте. Данные БПЛА предназначены для разведки поля боя, радиоэлектронной борьбы, связи и ретрансляции, создания мишенной обстановки. В перспективе «Стерхи» будут способны вести радиолокационную разведку, а также наносить удары по целям, осуществлять ПВО и ПРО и т.д.

БАК тактического назначения с БПЛА «Чибис» имеет длину 2,7 м и высоту 1,4 м, размах крыла - 5,8 м. При взлетной массе 145 кг перспективный разведывательный беспилотник имеет полезную нагрузку 45 кг, максимальную скорость до 190 км/ч, высоту полета - до 7 км и дальность около 705 км.

БПЛА «Москит» предназначен для ведения воздушной разведки и определения координат объектов в целях нанесения по ним огневых ударов и последующей корректировки. Аппарат создан по схеме «летающее крыло», имеет массу 2,1 кг, скорость до 120 км/ч и может находиться в воздухе до 35 минут на высотах до 2,5 км.

Тактический БПЛА «Стрекоза» предназначен для ведения воздушной разведки на дальностях до 5 км от носимого пункта управления. По схеме это квадрокоптер с 4 электродвигателями. При массе 8 кг он имеет полезную нагрузку до 200 г, скорость около 70 км/ч и может действовать в течение 15 минут на высотах до 800 м.

Это только разведывательные БПЛА, которые производят в Белоруссии, и далеко не все. Кроме них, в союзной республике разработаны различные разведывательно-ударные и чисто ударные беспилотники, которые могли бы оказаться интересны российской армии. О них мы еще поговорим подробнее отдельно.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. D O
    +1
    15 апреля 2023 21:22
    И в России, и в Белоруссии, имеются вполне конкурентоспособные разработки БПЛА.
    Основная проблема, по всей видимости, заключается во вложения необходимых ресурсов в их серийное производство.
    1. +2
      15 апреля 2023 22:15
      В Беларуси воровства и откатов на порядок меньше, потому производство действует нормально и выпускает массово и без запредельных цен.. Почему МО РФ не закупает на Беларуси отличные высокоточные РСЗО "Полонез" , БПЛА и много чего, тут уж винить только МО РФ. Там уж не винить , а разогнать паркетных генералов и набрать адекватных , но без смены главных, министра и НГШ, изменений не будет.,
      1. -1
        16 апреля 2023 16:15
        какую академию генштаба заканчивал? laughing сразу видно опытного боевого генерала... у белорусов есть склонность к шантажу. от белорусских тягачей уже отказывались. Российские оказались дешевле.
      2. 0
        17 апреля 2023 11:55
        Почему МО РФ не закупает на Беларуси отличные высокоточные РСЗО "Полонез"

        - хотя бы потому что комплекс использует китайские ракеты, и вопрос о высокоточности спорен...
  2. 0
    15 апреля 2023 22:11
    Всяких названий нам дофига перечисляли и до 24го, и после.
    О главном ни слова нет.
    Сколько этих БПЛА есть, сколько их могут производить сейчас, есть ли к ним электроника своего или партнерского производства, сколько обученных специалистов ,как быстро можно их подготовить из ВС РФ.

    Может, кроме прочки выстовочных образуцовв и нет ничего. Ни электроники, ни моторов, ни мощностей производства... (ситуация знакомая по статьям про ВС РФ)
    1. -1
      16 апреля 2023 16:17
      скорее всего практически ничего у них там своего нет. в том же белазе почти все комплектующие из России и Германии.
  3. 0
    18 апреля 2023 10:32
    да нам надо обратить внимание уже на все! 30 лет ничего не делали....занимались очковтирательством и выпуском красивых единичных экземпляров военной техники для парадов!