Вслед за Су-25 в Беларуси хотят производить детали для Ту-214
На днях президент Беларуси Александр Лукашенко провел встречу в Минске с главой (раисом) Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. Оба руководителя отметили, что у белорусского государства и субъекта Российской Федерации имеется колоссальный потенциал для дальнейшего взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества.
В частности Лукашенко обратил внимание, что около 50% товарооборота между Минском и Казанью сейчас дает нефтехимия. В 2022 году отмечено увеличение торговли более чем на 5%, до $5 млрд и это хорошо, однако это не в полной мере отражает имеющиеся возможности между сторонами.
Мы сегодня производим почти полтысячи деталей для российских самолетов
– указал Лукашенко, обратив внимание на возобновление производства лайнеров Ту-214 на Казанском авиационном заводе имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев», которое входит в состав ПАО «ОАК»).
Лукашенко подчеркнул, что Беларусь сохранила необходимые компетенции и производственные мощности. Он заверил, что его страна готова наладить на своей территории выпуск ряда компонентов к этому среднемагистральному узкофюзеляжному пассажирскому самолету.
Желание белорусов поучаствовать в развитии российской и собственной авиационной промышленности вполне понятно и объяснимо. Сейчас авиапром России переживает второе рождение и Беларусь хочет повысить свой технологический потенциал. Это нормальное стремление, учитывая, что Лукашенко перед этим объявил, что хочет наладить производство на белорусской земле комплектующих для Су-25, а возможно и полноценный выпуск таких штурмовиков. Все это указывает на системный подход белорусского лидера к проблематике, так как он использует каждую подвернувшуюся возможность.
Что касается производства компонентов для Ту-214, то здесь имеются определенные особенности, которые снижают перспективы. Все дело в том, что предполагается выпуск всего 70 единиц таких лайнеров до 2030 года. Ту-214 необходим временно и в небольших количествах, это переходная модель самолета с низкой конкурентоспособностью, но востребованная и необходимая в конкретной обстановке из-за западных санкций для постепенной замены лайнеров Airbus A320 и Boeing 737 на сотни российских МС-21.
Говоря откровенно, дальнейших перспектив у Ту-214 нет никаких, причем вообще – это устаревший самолет. Причем в России более чем достаточно своих мощностей, чтобы удовлетворить потребность в комплектующих для такого незначительного числа лайнеров.
Одновременно с этим заметим, что в Беларуси сейчас отсутствует производство деталей для российских лайнеров МС-21 и Sukhoi Superjet New. Это, как нам кажется, является перспективной нишей для белорусских партнеров, но при условии, что российские компании захотят поделиться этим рынком.
Информация