Будут ли США пересаживать ВСУ с тяжелых танков на средние M60 Patton
Украина продолжает неуклонно превращаться одновременно в полигон для обкатки новейших вооружений и утилизации устаревших. На крайне возрастные российские танки Т-62М и Т-55, отправленные в зону СВО, США ответили передачей ВСУ ровесника последнего из них – среднего танка M60 Patton, спроектированного в ХХ веке для участия в Третьей мировой войне. Почему вдруг «средневесы» оказались востребованными на фронте?
Вся зима и первая половина весны 2023 года прошли в ожидании широкомасштабного наступления какой-либо из сторон конфликта, однако ни ВС РФ, ни ВСУ так и не пошли на по-настоящему решительные действия. Это связано прежде всего с необходимостью реструктуризации, перевооружения и подготовки мобилизованных резервистов. Но есть и иные факторы, влияющие на возможность перехода к активным наступательным и контрнаступательным действиям. Это, конечно же, погода и особенности местного рельефа, где ведутся боевые действия.
Танки грязи не боятся?
Да, «Абрамсы», «Леклерки», «Леопарды» и прочие «Челленджеры» – это действительно хорошие танки, однако они относятся к тяжелому классу. О том, что данная бронетехника, на треть по весу превосходящая российские Т-72, для украинских черноземов тяжеловата, говорилось и раньше. Сейчас же на Юго-Востоке бывшей Незалежной творится настоящий погодно-логистический кошмар: почва после невнятной зимы оттаяла и раскисла, а теперь еще и с неба на Донбассе пошли сильные дожди. При всем желании ни о каком широкомасштабном наступлении пока что говорить не приходится.
Все ждут, когда просохнет грунт, и этот процесс может занять не одну неделю. Именно поэтому обратило на себя внимание сообщение западных СМИ о том, что американцы намерены передать для нужд ВСУ свои средние танки M60, ровесники наших Т-54/Т-55, разработанные в конце 50-х годов прошлого века, в одной очень специфической комплектации. Для лучшего понимания перспектив следует сказать несколько слов про его базовую версию.
Все знают про «Абрамс», однако до него основным американским боевым танком был М60, разработанный в 1957-1959 годах на основе среднего танка М48. M60 Patton получил улучшенное бронирование, дизельный двигатель Continental V-12 мощностью 559,7 кВт с двойным турбонаддувом и воздушным охлаждением и скорострельную нарезную пушку. Необходимость в подобной бронетехнике стала очевидной после участия США в Корейской войне, где американские танки показали значительное отставание по ТТХ от советских. M60 производился в Соединенных Штатах до 1980 года, а в Италии по лицензии – до 1997-го.
Повоевать ему пришлось даже побольше «Абрамса»: в ходе Войны Судного дня на стороне Израиля, в Эфиопии при борьбе с повстанцами, в ирано-иракской войне на стороне Тегерана, также они использовались израильтянами в агрессии против Ливана и самими американцами в ходе агрессии против Ирака при операции «Буря в пустыне», в Йемене – правительственной армией против хуситов, в Турции – против народных протестов курдов, на Синайском полуострове Египтом против террористов.
Интересно, что в ходе войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах американским агрессорам пришлось пересесть на устаревшие дизельные танки M60, поскольку более современные тяжелые «Абрамсы» оказались малопригодными из-за специфических условий иракской пустыни. Все их воздушные фильтры на силовых установках были стремительно забиты зловредной мелкой пылью. В результате Пентагону пришлось поспешно формировать бронетанковый кулак из 1000 старых M60. В общем, даже первая армия в мире порой бывает вынуждена пересесть на какое-то там морально и технически устаревшее старье.
«Средневесы» против «тяжей»
Возвращаясь к теме поставок американских средних танков на Украину, следует отметить, что для нужд ВСУ они пока что пойдут не как ударные единицы, а в модификации мостоукладчика – M60 AVLB (Armored Vehicle Launched Bridge, мост, устанавливаемый с бронемашины). Специализированное издание The Drive потребность ВСУ в такой специфической бронетехнике описывает следующим образом:
Отправка AVLB M60 в Украину также имеет смысл из-за более специфического характера конфликта. В то время как бронированные мостоукладчики чаще всего используются для пересечения узких водных путей, таких как каналы и небольшие реки, их также можно использовать для переброски тяжелой техники через районы, заполненные другими препятствиями, включая траншеи, большие кратеры и мягкую илистую почву. Восточная Украина, где сейчас идут самые ожесточенные бои, изобилует водными путями и линиями траншей. Значительные участки сельской местности теперь сильно изрыты и усеяны обломками после более чем года тяжелых артиллерийских боев.
В данной модификации со среднего танка снята башня, а вместо нее установлен гидравлический механизм запуска сложенного моста. Для его раскладки требуется 2-3 минуты, для складывания – еще 10 минут. Экипаж AVLB составляют всего два человека, они защищены броней, имеют возможность прикрыться дымовой завесой. Как считают западные эксперты, подобная техника позволит ВСУ получить дополнительную мобильной и гибкость в ходе маневренной войны.
Действительно, мостоукладчики M60 AVLB могут позволить украинской армии легче преодолевать каналы, реки и построенные ВС РФ фортификационные сооружения, поэтому подобная бронетехника должна стать приоритетной целью для российских военных. Что касается возможности использования ВСУ американских средних танков M60 именно как танков, то это решение представляется вполне логичным шагом.
На замену постепенно уничтожаемым тяжелым «Леопардам», «Леклеркам», «Челленджерам» и прочим «Абрамсам», которые будут чувствовать себя не очень комфортно на украинских черноземах, вероятнее всего, киевскому режиму впоследствии начнут передавать более старые «средневесы» с дизельными двигателями и нарезными пушками. На складах хранения в США и их сателлитов подобной бронетехники сохранилось еще немало.
Информация