Леса России: экономическое благо или ресурсное проклятие
Ни для кого не будет секретом, что российская лесная промышленность характеризуется довольно низким уровнем глубокой переработки древесины. Почти каждый россиянин, отвечая на вопрос про проблемы нашего ЛПК, выдаст заученную наизусть фразу о том, что в России предпочитают экспортировать необработанную древесину, не утруждая себя созданием и развитием предприятий, деятельность которых предполагает механическую обработку древесного сырья.
Однако это не совсем так, например, в 2021 году глава Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заявлял, что за последние десять лет объем экспорта круглой деловой древесины (самый необработанный формат сырья) из страны уменьшился с 49 миллионов кубов до 16 миллионов кубов, то есть сократился в три раза. Кроме того, с 1 января 2022 года в стране был введен фактический запрет на вывоз необработанного круглого леса, исключение составили два пункта пропуска Люття (Финляндия) и Хасан (КНДР).
По словам заместителя главы Минпромторга Виктора Евтухова, данная мера должна позволить сохранить в стране до шести миллионов кубометров хвойной древесины, которая будет переработана на внутреннем рынке, в результате чего повысится добавленная стоимость экспортируемой продукции. К сожалению, события 2022 года не позволяют в полной мере оценить первые результаты изменений в лесной отрасли, из-за санкционного давления экспорт древесины стал довольно проблематичен и без введенного запрета.
Стоит также обратить внимание на тот факт, что 11 февраля 2021 года была принята «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года», в ней определяются самые значимые проблемы отечественного лесного хозяйства, предлагаются пути решения существующих уязвимых мест в отрасли. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что новая Стратегия закрепляет переход к так необходимой стране интенсивной модели ведения лесного хозяйства. В документе рассматриваются проблемы, связанные с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, совершенствованием лесного надзора, технической модернизацией лесопромышленных предприятий, декриминализацией и цифровизацией самой отрасли. Но, как и стоило предполагать, многие эксперты и представители ЛПК остались недовольны работой Правительства РФ по данному вопросу, заявив, что новая Стратегия во многом не соответствует существующим реалиям, понятийный аппарат, представленный в документе, требует переработки.
Как уже было сказано выше, довольно сильно по российскому лесопромышленному комплексу ударили санкции. Так, 10 июля 2022 года недружественными нашей стране государствами был введен запрет на импорт минеральных удобрений и леса из Российской Федерации. Кроме того, было наложено эмбарго на экспорт в Россию различной высокотехнологичной продукции, используемой на лесообрабатывающих предприятиях. Подобная политика наших партнеров привела к поиску российскими властями путей выхода из сложившейся ситуации, заключающихся в пересмотре приоритетов в развитии лесного хозяйства страны, трансформации логистических экспортных маршрутов и ориентации на внутренний рынок.
В 2022 году в рамках Международного форума «Лесная промышленность России: заготовка, переработка, производство», состоявшегося в конце марта в Москве, эксперты Аналитического центра при правительстве Российской Федерации в очередной раз кратко прошлись по перечню традиционных и до боли избитых проблем характерных для отечественного лесопромышленного комплекса. Было рассказано о неэффективности лесопользования, о работе компаний в экономические непривлекательных районах, о низкой плотности лесных дорог и транспортных путей, о непрозрачности рынка и о довольно низкой рентабельности в отрасли. Теперь к этому списку добавилась и проблема, связанная с попытками экономической изоляции России со стороны Запада. Эксперт Андрей Пешков подчеркнул, что необходимо начать выработку новой экономической политики ЛПК, которая должна быть нацелена на создание новых отношений между производителями и потребителями продукции.
После тщательного обсуждения с учетом сложившейся экономической и политической ситуации участники мероприятия определили основные меры поддержки лесопромышленного комплекса. Так, предлагается:
– снизить порог входа на рынки государств, не относящихся к недружественным, подобное решение, попросту говоря, означает переориентацию России на азиатского потребителя;
– полностью отказаться или снизить пошлины на не имеющие аналогов в Российской Федерации оборудование, комплектующие, и запчасти, поступающие из других стран, что позволит нивелировать компаниям убытки, полученные на фоне санкций;
– предоставить приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре компаниям отрасли с целью перенаправления продукции с высокой добавленной стоимостью с существовавших экспортных рынков на новые;
– ввести мораторий на расторжение договоров аренды лесных участков, который позволит компаниям дать время на решение более значимых финансовых проблем;
– создавать и развивать инжиниринговые центры на базе высших учебных заведений для стимулирования лесного машиностроения, что в последствии приведет к снижению импортозависимости и преодолению технологического отставания.
В настоящее время ситуация в отрасли носит во многом переломный характер. К давно копившимся проблемам добавился новый вызов, заключающийся в санкционном давлением на нашу страну. В подобных условиях представители отрасли должны в максимально сжатые сроки перестроить логистику и справиться с финансовыми трудностями, чтобы сохранить свое положение на рынке. Не должно оставаться в стороне и государство, своими действиями оно должно учитывать как интересы представителей бизнеса, так и развитие лесопромышленного комплекса страны в целом.
Информация