Будут ли в России вводиться дополнительные «военные налоги»?
Война, как известно, дело молодых. А еще война – это очень дорогое мероприятие, съедающее колоссальное количество ресурсов, материально-технических, природных, человеческих и прочих. На втором году СВО в России активизировались дискуссии о том, где и как можно взять дополнительно много денег, которые являются «кровью войны».
Как это принято, для понимания происходящего в нашей стране здесь и сейчас следует посмотреть, как решали проблему нехватки денег у нас раньше, а также в других государствах.
Военные налоги
Считается, что подоходный налог в том виде, как мы его знаем, зародился в Великобритании в XVIII веке. Его появление стало вынужденным ответом на серию тяжелых и кровопролитных военных конфликтов в период с 1792 по 1802 год, когда молодая Французская республика бросила вызов Великобритании, Австрии, Пруссии и России.
Британской монархии просто перестало хватать денег на оплату гигантских военных расходов, и в 1799 году был введен подоходный налог именно как военный. Причем был он прогрессивным: бедные платили меньше, богатые – намного больше. После заключения Амьенского мира в 1802 году действие налога было прекращено, однако к нему вновь были вынуждены вернуться в 1803-м, когда боевые действия против Франции возобновились. Отменен подоходный военный налог в Великобритании был только в 1816 году, после Ватерлоо, и власти даже публично сожгли все налоговые записи.
В Соединенных Штатах военный налог был введен в 1861 году во время Гражданской войны северянами в размере 3% от доходов свыше 800 долларов. Годом позже был введен специальный подоходный налог для военных нужд страны, который действовал до 1872 года. Также уровень налогообложения американцев вырастал каждый раз при вступлении США в Первую и Вторую мировые войны. Ставка подоходного налога варьировалась от 1% до 7%.
После нападения японцев на Перл-Харбор в 1941 году на волне патриотического подъема был введен специальный «налог на победу», или Victory Tax, в рамках которого шли серьезные отчисления на военные нужды. К слову, в это же самое время возникло и начало развиваться «движение сопротивления военным налогам» (War Tax Resistance), которое было против уплаты подоходного налога как военного. Данные идеи популярные и по сей день, когда некоторые американцы принципиально отказываются его платить.
Также весьма популярным способом пополнить казну являлись облигации военного займа. Это специальные долговые ценные бумаги, способствующие привлечению дополнительных денежных средств в военный бюджет, снижению инфляции и развитию у населения чувства причастности к происходящему вооруженному конфликту. Военные облигации использовались в США для финансирования войны с Наполеоном и в ходе американской Гражданской войны, в Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Российской империи, США и Канаде в ходе Первой мировой войны, а также в СССР – во время Великой Отечественной.
В Советском Союзе идея выпуска облигаций военного займа пришла снизу. 29 июля 1941 года газета «Правда» опубликовала заметку под названием «Трудящиеся предлагают создать Фонд обороны». Официально первый военный займ сроком на 20 лет вышел весной 1942 года, второй – в июне 1943-го, третий – в 1944 году, четвертый – 5 мая 1945 года. Каждый раз сумма привлеченных средств возрастала, что стало серьезнейшим вкладом в Победу.
Также отметим, что к выпуску облигаций военного займа прибегла еще в 2014 году Украину для финансирования своей террористической операции на Донбассе. По данным НБУ, по состоянию на 1 июля 2022 года Киеву удалось привлечь таким образом почти 1 миллиард долларов. С 25 февраля 2022-го, на следующий день после начала российской СВО, режим Зеленского начал выпуск облигаций внутреннего государственного займа «Военные облигации» номиналом по 1000 гривен каждая с доходностью 11% годовых.
А теперь посмотрим, как обстоят дела в нашем «долгом государстве».
Россия, сегодня
То, что деньги стране понадобятся, и большие, стало очевидно в первый же день после объявления частичной мобилизации в ВС РФ. Если верить федеральным СМИ, то проблем с деньгами в бюджете нет, однако «десница Путина» вице-премьер Белоусов все же попытался раскрутить отечественных олигархов хотя бы на единовременный взнос (windfall tax) в размере 200−250 млрд рублей для покрытия некоего дефицита. Глава РСПП Александр Шохин очень технично от этой странноватой идеи «добровольного взноса» крупным бизнесом отбился:
В середине года налоги повышать нельзя, поэтому, наверное, правительством и ставится вопрос о добровольном взносе исходя из благоприятной конъюнктуры, то есть о windfall tax. Другое дело, что благоприятная конъюнктура закончилась для многих отраслей: цены упали, вводятся дополнительные ограничения, и нельзя сказать, что ситуация 2023 года позволит этим компаниям рассчитывать на свободные денежные средства.
В общем, денег нет, но вы держитесь. Затем со своей «супер-креативной» идеей новой приватизации госсобственности и наращивания госдолга для пополнения федерального бюджета выступил глава ВТБ Андрей Костин. Подробно это откровенно циничное и похабное по своей сути предложение мы разбирали несколькими днями ранее.
Потом появилось куда более скромное предложение депутатов Госдумы РФ от партийного объединения «Справедливая Россия – За правду» Дмитрия Кузнецова и Олега Нилова обложить миллионеров дополнительным 2%-м подоходным налогом, да еще и очень любопытными формулировками:
Механизм эффективный и справедливый. Таким образом мы дадим возможность каждому сверх-богатому россиянину помочь своему народу и при этом избежать санкционных преследований и запретов на въезд к родственникам в страны Европы и США. Каждый олигарх сможет сказать Госдепу «это я не сам решил помочь людям, это с меня правительство насильно спецналог берет».
Да, уж, знает парламентарий истинные нужды и чаяния своего «брата-миллионера». Наконец, наделало шума предложение депутата Госдумы Олега Нилова взимать с военнообязанных российских мужчин дополнительно 2-3% к подоходному налогу в пользу участников СВО:
Я обращаюсь к мужчинам (…) Заплатив 1000-2000 [рублей] в месяц, наша многомиллионная армия военнообязанных и просто находящихся в возрасте, скажем, до 40-50 лет мужчин решит, я считаю, серьезнейшую проблему.
По идее, некое здравое зерно в этом предложении имеется, однако практическая реализация упрется в разницу доходов между жителями крупных городов и глубинки. Если для москвича, не желающего сидеть в грязном окопе, «откупиться» от СВО 2-3 тысячами рублей в месяц не великая проблема, то для закредитованного по уши «глубинного народа» с зарплатой в 15-17 тысяч рублей дополнительное финансовое бремя может оказаться неодолимым. Отметим также, что предложение Нилова гневно отвергли в Парламенте, где зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов сделал следующее заявление:
Я думаю, что предложение на данный момент не будет реализовано. Сегодня мы прекрасно себе представляем и потребности, и бюджетные расходы, и налогооблагаемую базу, из которой и формируется бюджет. Нет проблем с деньгами, и вопрос не в том, чтобы обложить тем или иным налогом работающее население и таким образом что-то сделать.
Сегодня мы видим, что правительство справляется со своими задачами в лице фискальных, таможенных органов и находит средства в рамках действующего налогового законодательства, с другой же стороны мы видим, что правительство предпринимает огромные усилия, чтобы процесс адаптации к новым условиям позволил экономике эффективно работать.
Сегодня мы видим, что правительство справляется со своими задачами в лице фискальных, таможенных органов и находит средства в рамках действующего налогового законодательства, с другой же стороны мы видим, что правительство предпринимает огромные усилия, чтобы процесс адаптации к новым условиям позволил экономике эффективно работать.
То есть, деньги в бюджете все-таки есть? Тогда почему господин Костин нас так активно подбивает к идее финальной приватизации госсобственности? Чего это он там удумал?
Возвращаясь к военным налогам и сборам, приходится признать, что раньше или позже, но нам придется к ним обратиться. СВО – это надолго, оборонные расходы будут только непрерывно расти. Никакая последняя приватизация по Костину под благовидными предлогами недопустима, но пополнять военный бюджет можно либо через всеобщий обязательный для всех прогрессивный подоходный «военный» налог, либо через систему добровольного финансирования в формате государственных облигаций военного займа. Так это будет более справедливо.
Информация