Может ли СВО дать второй шанс танкам Т-95 и «Черный орел»

16

Несколько недель назад в российских СМИ прошла информация о том, что для охоты на «Леопардов» в зону СВО якобы будут направлены танки «Черный орел», оснащенные орудиями калибра 152 мм. Однако эта информация своего подтверждения не получила, оказавшись, судя по всему, не очень умной первоапрельской шуткой. Но что могли бы изменить на поле боя так и не запущенные в серию в угоду «Армате» перспективные бронемашины?

Как известно, в танкостроении существует два направления – с дизельными и газотурбинными двигателями, имеющими свои преимущества и недостатки. Лишь две страны в мире, США и Россия, обладают технологиями серийного производства газотурбинных силовых установок для танков, которые обеспечивают тяжелой бронетехнике высокую скорость и динамику, возможность быстро завестись в суровых климатических условиях типа Арктики, но при этом бывают очень капризными в эксплуатации где-нибудь в пустыне. У американцев – это «Абрамсы», у нас же – семейство танков Т-80 и Т-80У.



«Черный орел»/«Объект 640»


Чем примечателен «Черный орел»? Это модернизированная версия Т-80У, которая должна была превзойти по своим тактико-техническим характеристикам «Абрамс», «Леклерк», «Леопард-2» и «Челленджер-2». От своего предшественника «Объект 640» унаследовал улучшенную ходовую часть, что упростило бы его серийное производство. Корпус удлинен, башня заметно увеличена, улучшено ее бронирование. В походном положении наводчик и командир танка располагаются в корпусе и в башне, а в боевом сидения экипажа переводятся ниже уровня погона башни. При массе всего в 48 тонн «Черный орел» оснащался газотурбинной силовой установкой мощностью в 1500 л. с., что повышало его удельную мощность до уровня 30 л. с. / т., значительно лучше, чем у западных конкурентов 3-го поколения.

Что нас интересует больше всего, так это вооружение танка. «Объект 640» должен был оснащаться 125-мм пушкой, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом и дистанционной зенитной установкой с 12,7-мм пулеметом «Корд». Однако, по ряду источников, конструктивно была заложена возможность установить более крупнокалиберное орудие – от 135 мм до 152 мм. Иначе говоря, это превратило бы «Черного орла» в настоящего «убийцу Леопардов и прочих Абрамсов».

В реалиях СВО на Украине танк, несущий столь крупнокалиберную пушку, мог бы несколькими выстрелами сносить целые здания, превращенные противником в оборонительное укрепление. Большим плюсом данного проекта был бы фактически произошедший переход российской артиллерии на снаряды калибра 152 мм вследствие наметившегося «снарядного голода» в сегменте 122 мм.

К сожалению, перспективный танк, разработанный в «лихие девяностые» Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения, стране не пригодился и в серию не пошел. Было обещано, что наработки по «Черному орлу» будут использованы в платформе «Армата».

Т-95/«Объект 195»


Другим нереализованным перспективным проектом отечественного танкостроения можно считать «Объект 195», работа над которым велась АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» с 1999 по 2010 год. Ему предшествовала еще советская программа «Совершенствование-88», предполагавшая изменение компоновки бронемашины с целью снижения заметности и повышения безопасности экипажа. Для этого орудие должно было быть размещено в небольшой необитаемой башне, а сокращенный до двух человек экипаж – в специальной бронекапсуле, отделенной от нее и от механизма автоматического заряжания. Вес советского танка с заметно сниженным силуэтом на поле боя должен был составлять 55 тонн.

Может ли СВО дать второй шанс танкам Т-95 и «Черный орел»

Данные идеи были воплощены в «Объекте 195». При его разработке была применена так называемая лафетная компоновка. Вооружение Т-95 составляло 152-мм орудие 2А83 с новым автоматом заряжания, вспомогательная 30-мм автоматическая пушка 2А42 и 12,7-мм пулемет «Корд» в дистанционно управляемой турели. Система управления огнем должна была иметь в комплекте тепловизор, лазерный дальномер и радар, а также комплекс распознавания «свой-чужой». Двигатель должен был иметь мощность от 1500 до 1650 л. с. в зависимости от модификации. Экипаж Т-95 составлял бы всего два человека, укрытых в бронекапусле в носовой части.

К сожалению, «Объект 195», как и «Объект 640», в серию не пошел, поскольку был признан «морально устаревшим». Вместо них ставка Минобороны РФ была сделана на более перспективную платформу «Армата». Что же мы имеем в сухом остатке по состоянию на вторую половину апреля 2023 года?

Есть пара десятков Т-14 «Армата», которые пока что реально в штурмах украинских укрепрайонов не применяются. Есть сотня реально хороших и годных к серийному производству танков Т-90М «Прорыв», которые и являются нашей главной надеждой на прорыв в СВО. Реально же все тяготы широкомасштабного вооруженного конфликта на себе тянут возрастные Т-72 различных модификаций, а также модернизируемые и посылаемые на фронт старые Т-62М и совсем уж древние Т-55. Данный конфликт, увы, скорее всего, надолго, поэтому почему бы и правда не задуматься над тем, чтобы дать второй шанс танкам с орудием калибра 152 мм? Работы для них впереди будет хоть отбавляй.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 апреля 2023 12:01
    Такой ОБТ мощной пушкой подойдёт только для городского боя, для взламывания укреплений и пр. В полевых условиях, наоборот, станет уязвим из-за пониженной скорострельности, при достаточных возможностях пушки 125 мм. Правильное решение, об отказе 152 мм орудия для массового ОБТ. Малым сериями нужно выпускать "Чёрный орёл" для специфичности городского боя. и прочих задач. И определить, или 30 мм пушка, или Корд, конечно, при нынешней защищённости, предпочтительней 30 мм пушка. Экипаж в два человека недостаточен по распределению функциями: вождение по сложной местности, слежение поле боя и общие действия и поражение назначенных целей огнём,- всё функционально для трёх членов экипажа. Убрав одного члена , одна из функций будет выполниться ущербно и недостаточно, что приведёт к понижению боеспособности ОБТ. Конечно в будущем весь экипаж будет заменён при отдалённом управлении, а позже и при управлении ИИ.
    1. +5
      24 апреля 2023 14:46
      Согласен, но для штурмовых действий, при взятии особо укреплённых районов и в городской среде калибр в 152 мм гораздо более предпочтителен и необходим, недавно прошла информация о том, что идёт разработка танка для городских боёв и штурма зданий, именно здесь пушка калибром в 152 мм была бы как нельзя лучше, в том числе и с управляемыми снарядами, аналогичными снарядам "Краснополь".
      1. +3
        24 апреля 2023 21:36
        при взятии особо укреплённых районов и в городской среде

        Для таких задач орудие высокой баллистики с длиннющим стволом явно излишне. Тем более - гладкоствольное. Зачем - если дистанция боя в городе максимум километр? Тут что-то вроде пушки ИСУ-152 подошло бы. Разгонять снаряд до высоких скоростей незачем, главное - чтобы рвануло смачней. Значит - относительно короткий нарезной ствол.
    2. +1
      24 апреля 2023 21:41
      об отказе 152 мм орудия для массового ОБТ

      Я так понимаю - основным затыком стал возможный возимый боекомплект. При таком калибре - много снарядов в танк не впихнёшь. Опять же АЗ - в карусель такие дурынды видимо уже с большим натягом помещались. .да и сами боеприпасы - таких раньше не было, значит - на старые запасы рассчитывать нельзя.
    3. 0
      27 апреля 2023 21:35
      Согласен. Ну либо делать СУ с пушкой 152, для удешевления. Как в войну. Такой калибр жахнет - и дом складывается. В городских боях и против защищённой бронетехники типа челеннджера , леклерка или абрамса - незаменимая вещь. Зверобой. Но общий бой вела 34ка - быстрая, в меру укреплённая, скорострельная. действительно незаменимая. Сейчас т-72 - 34ка, а вот мощного зверобоя нет.
  2. +3
    24 апреля 2023 12:18
    танки конечно хорошо,но на мой взгляд тенденция на войне двигается немного в другую сторону
    кпд танка невелик по сравнению со средствами по его уничтожению,от беспилотников до птуров
    совсем скоро появятся и беспилотные машины против танков гораздо меньших размеров и дешевле в эксплуатации
    у нас накопленны огромные запасы этих машин,в папуасии они еще повоюют а вот после сво и возможной войны с нато их применение будет ограниченно
    по этой причине на мой взгляд и армату точат и точат и не спешат вводить в строй
    присобачь хоть 200 милиметровую пушку к танку,он становится слишком уязвим к современным средствам поражения
    1. +3
      24 апреля 2023 14:56
      И про артиллерию тоже так же говорили, что она себя яко бы практически уже изжила и в современных войнах будет значительно меньше применяться, но время показывает что это не так и что с этим явно поторопились, примерно так же ситуация складывается и с танками, конечно они будут меняться, эволюционировать, появятся автономные машины, управляемые дистанционно, а впоследствии и наделённые искусственным интеллектом, но танки в том или ином виде останутся в строю ещё очень и очень долго.
      1. +1
        24 апреля 2023 15:55
        конечно останутся,но танковые сражения уже ушли в историю,танк эксплуатируется более точечно
        а придут новые средства по борьбе с тяжелой техникой и содержать танки в огромных количествах станет накладно и не выгодно с связи с их быстрым поражением, выехал, пострелял, засекли с высоты,вылетел дрон и нет танка,цена его поражения по сравнению с ценой танка огромная,так и с остальной техникой
        одно дело артиллерия,у нее дальность поражения все увеличивается и увеличивается а танк участвует практически в гуще боя,его достает почти все оружие
        не завтра конечно,но опыт этой войны будет учтен во всем мире и новое оружие не за горами
        танк будет совершенствоваться и количество танков в современных армиях уменьшится в разы
  3. +2
    24 апреля 2023 16:36
    поэтому почему бы и правда не задуматься над тем, чтобы дать второй шанс танкам с орудием калибра 152 мм?

    Как мне кажется, выпускают Т-90 - и пусть выпускают, это так сказать средний технологический уровень.

    В "высоком" технологическом уровне надо концентрироваться на беспилотниках, а не разбрасываться на условно-перспективные танки.
    Т-62 с хорошим целеуказанием от нескольких беспилотников будет эффективнее и не так выдавать себя, как какая нить Армата, на включенный радар которой слетятся все БПЛА супостата, как комары на свет.

    ну а для мобилизационной части, самой простой, вот такие поделия производить -
    сборные блиндажи, доты, и т.п.
    Освоить может любой завод металлоконструкций или комбинат ЖБИ ( в ж/б исполнении).


    Но я краснознаменных академий не заканчивал, дурь про БПЛА из головы выбить было некому...
  4. -2
    24 апреля 2023 19:13
    Ясен пень, не может.
    У нас их просто нет.
    и мощностей для производства нет.

    А музейные - пусть там и стоят. Как память.
    1. +1
      25 апреля 2023 08:29
      "Может- не может, любит- не любит".... Смешной такой ромашка получается... lol
  5. Комментарий был удален.
  6. +2
    25 апреля 2023 16:51
    Во время длительной войны ставить в серию новые образцы танков - сомнительная затея. В разгар ВОВ Т- 43 в серию не пошел из- за опасения снижения выпуска. В конце войны появились новые Т-44 и ИС-3, которые участвовали уже в других сражениях.
  7. +1
    25 апреля 2023 19:20
    Вот если не проектировать с нуля, а засунуть пушку 152мм в существующй танк. Уменьшить заряд, ствол укоротить. И использвать как штурмовое орудие.
  8. +4
    25 апреля 2023 21:15
    Коней на переправе не меняют. Лучшее - враг хорошего.
    В связи с этим полезно вспомнить ситуацию в истребительной авиации в начале Великой Отечественной.
    Перед войной было разгромлено КБ Поликарпова (И16, И153), его лишили костяка КБ и большого серийного завода (пока тот был в Германии, знакомился с производством и отбирал наиболее перспективные образцы военной техники). Вместо хороших отработанных И16, И153 (и перспективных И180 и И185) новые "молодые и перспективные" конструкторы (тогдашние "эффективные манагеры") обещали новые истребители со сногсшибательными характеристиками. За каждым новым КБ стоял свой член Политбюро ЦК ВКПб, отсюда и секрет "успеха" (разгрома КБ Поликарпова, лишившегося "крыши" в лице Ежова).
    Не буду углубляться в цифры, но в конце сентября 1942г. командующий 1-й Воздушной армией (Сталинград) Худяков обратился с письмом к Сталину с просьбой восстановить производство И16 и И153. Ещё раз: в конце сентября 1942г.
    Сделать это было уже невозможно. Пришлось бы резко снижать текущий выпуск истребителей, который только начал восстанавливаться после эвакуации предприятий.
    Во сколько жизней пилотов обошлись амбиции политиков, полезших туда, где они ничего не понимали, трудно сосчитать.
    Поэтому не надо резких движений. Серийное производство - не занятия по строевой подготовке, команды "кругом - марш" не прокатывают.
    Т90 - прекрасный танк. По совокупности ТТХ возможно лучший в мире. Производство отлажено.
    У противника новых танков в обозримом будущем не появится. С серийным производством существующих - проблемы.
    Let it be.
  9. 0
    26 апреля 2023 07:18
    Танка "Чёрный орёл" больше не существует. Сколько можно жевать эту фантастическую тему?
  10. +1
    27 апреля 2023 18:23
    Прошу прощения, за отступление от темы, но я позволю себе напомнить читателям, что говорили эксперты об (восхваляемой сегодня) БМПТ «Терминатор» 10 лет назад.

    Мое личное мнение заключается в том, что такая машина, как «Терминатор», является сомнительной. Просто потому, что она не обладает никакими преимуществами, которые значимы перед основным боевым танком. Ни по системе управления огнем, ни по возможностям ведения разведки, наблюдения и целеуказания, ни по возможностям своего вооружения. Поэтому я и говорю, что поиск места «Терминатора» в боевом порядке является проблематичным» — Мураховский, Виктор Иванович, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, полковник запаса.

    По мнению журнала The National Interest, армия РФ не нуждается в «Терминаторе», так как уже имеет арсенал эффективных боевых бронемашин, ранее издание отмечало следующие недостатки: большой экипаж, отсутствие системы управления огнём, защиты пусковых установок «Атака», а также высокая стоимость.

    https://eadaily.com/ru/news/2018/04/30/kto-i-zachem-kritikuet-novye-rossiyskie-bmpt-mnenie

    Быть может пройдет ещё 10 лет и об «Объекте 640» эксперты изменят мнение.