Ракета «Союз-7»: первая, настоящая, многоразовая

2
Из всех проектов российских многоразовых ракет-носителей, именно новый «Союз-7» может стать реальным.


Попытка - не пытка



Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода, и как работают российские инженеры, пытаясь создать востребованный частично многоразовый носитель. Проект одноступенчатой ракеты-носителя с вертикальным взлетом и посадкой «Корона» уже окончательно ушел в небытие. Там же, судя по всему, окажется проект, предложенный сыном Дмитрия Рогозина Алексеем Рогозиным. Речь, напомним, идет о многоразовой ракете, первая ступень которой будет возвращаться на Землю и садиться по-самолетному (о ней мы писали ранее). Говорят, утопичность этой идеи была понятна отечественным конструкторам еще в 80-е. Собственно, именно поэтому, скорее всего, не нашел путевки в жизнь знаменитый «Байкал». Хотя, справедливости ради, там были причины и сугубо экономического характера.

Отдельно стоит сказать про неповоротливость Роскосмоса и связанных с ним государственных или квазигосударственных структур: то, насколько медленно они реагируют на события на мировом рынке, в частности, усиление позиций SpaceX. Но хуже всего выглядит непоследовательность действий. Сначала делали ставку на «Ангару», потом на «Союз-5», теперь опять на «Ангару». При этом окончательно пошла под нож программа развития далеко не идеального, но, в целом, экономичного «Протона»: именно эта ракета обеспечивала России лидерство много лет на мировом рынке в классе тяжелых ракет-носителей.


От семерки от семерки

Напомним, что главная российская ракета-носитель — «Союз» — построена на базе знаменитой баллистической Р-7 (в народе — «семерка»), созданной еще в 50-е. Для ее замены создают уже упомянутый выше «Союз-5», ранее известный как «Феникс». Этой перспективной ракетой в свое время очень заинтересовалась российская S7 Group, которая купила космодром «Морской старт» и хочет стать «русской SpaceX». Все бы ничего, но только руководству S7 проект новой ракеты не понравился. «Потяжелевший и подорожавший "Зенит"», — примерно так прокомментировали в холдинге перспективный носитель. При этом совершенно очевидно, что использовать долго сам «Зенит» не выйдет. Во-первых, эту ракету собирают в Украине со всеми вытекающими политическими последствиями. Во-вторых, ее назвать суперсовременной уже никак нельзя. Это разработка 80-х.

На фоне всех проблем агентство ТАСС на днях разместило интереснейшее интервью с гендиректором S7 Space Сергеем Соповым. Руководитель компании заявил, что в планах у нее создание собственной ракеты-носителя для «Морского старта» с обозначением «Союз-7» и «Союз-7SL» (Sea Launch, — Репортер.)


Кстати, недавно в S7 Space перешел главный конструктор ракеты «Союз-5» Игорь Радугин. На вопрос о том, будет ли ракета многоразовой, Сопов ответил лаконично: «Я повторюсь, наверное, но одноразовая ракета так же "эффективна", как одноразовый самолет. Создавать одноразовый носитель — это даже не топтание на месте, а дорога вспять». Поспорить с этим сложно.

О перспективной ракете известно не так-то много. В ее основу должен лечь эскизный проект ракеты-носителя «Союз-5». То есть, можно предположить, что речь идет о двухступенчатой ракете-носителе среднего класса, несколько более легкой, чем Falcon 9. (что разумно, так как конкурировать в одном классе с этим «монстром» уже тяжело). Прежде всего, многоразовый носитель должен унаследовать двигатели от «пятого». «Нам повезло, что наши учителя, наши предшественники оставили нам великолепное наследие — многоразовый двигатель РД-171. Я не оговорился, он именно многоразовый. Рассчитан на двадцать включений — десять для полета и десять предполетных прожигов. В части многоразового использования ракеты космического назначения этот двигатель — находка», — заявил Сергей Сопов.

Ранее для ракеты «Союз-7» рассматривали двигатель НК-33, однако создатель двигателя в лице Самарского научно-технического комплекса имени Н. Д. Кузнецова не пошел навстречу. Во всяком случае, так следует из интервью. В то же время между S7 Space и производящим РД-171 НПО «Энергомаш» в октябре этого года было подписано соглашение о сотрудничестве. В рамках него, в частности, предусматривается развитие сотрудничества в сфере возобновления производства, сертификации и коммерческих продаж «земной» и «высотной» версии одного из двигателей разработки «Энергомаша».

Самое интересное, конечно, это спасение первой ступени. Сейчас S7 рассматривает как гиперзвуковой парашют, так и применение крылатого первого блока. Первый вариант выглядит куда более разумным: в этом случае ракете не нужно будет нести дополнительное «самолетное» оборудование (в начале статьи мы уже касались этой проблемы). С другой стороны, применение парашютной системы делает запуски ракеты уязвимыми перед непогодой, о чем сказал и сам Сопов в своем интервью. В пользу применения парашюта говорит то, что похожую систему избрали для перспективной американской ракеты «Вулкан», хотя главный конкурент Маска в лице Blue Origin хочет для своей новой многоразовой ракеты New Glenn применить «ноги», как у Falcon 9. Видимо, реализовать нечто подобное в России очень тяжело: этот вариант здесь, мягко скажем, не часто рассматривают.

Для создания многоразовой ракеты S7 Space хочет сначала создать одноразовый вариант, отработав на нем ряд решений. Это же в свое время сделала и SpaceX. В российской компании предполагают, что для создания ракеты будут использовать комплектующие, закупленные у самых разных производителей. А сборку носителя планируют осуществлять на новом заводе, который хочет построить S7.


Путевка в будущее

Все эти планы могут показаться излишне амбициозными. Тем более что сам Сергей Сопов признает общую незаинтересованность российских чиновников проектом. Между тем, нельзя не признать, что все остальные отечественные программы многоразовых ракет на сегодняшний день еще более эфемерны. Конечно, S7 Space — это далеко не SpaceX. И все же ей удалось стать первой российской коммерческой компанией, имеющей право на предоставление международных космических услуг. А еще в отличие от других идей, проект «Союз-7» не выглядит как попытка узаконенного воровства у державы: купивший космодром холдинг S7 хочет, во что бы то ни стало сделать его востребованным, а для этого придется считать каждую копейку, вложенную в проект. В целом же, загадывать на будущее сложно. По последним данным облик двигателя многоразовой ракеты определят до конца 2018 года. Тогда и можно будет более детально судить о перспективах начинания. Но в том, что оно концептуально верное сомневаться не приходится.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 ноября 2018 09:19
    Ув. Автор.
    Тема достаточно сложная фактологически и технически. Поэтому, чтобы писать о ней, стоит потратить дополнительное время на изучение открытых источников.
    1. Вы перепутали самарский Союз-5 и Союз-5 энергиевский, по теме "Феникс". А это "две большие разницы")))
    2. Многоразовость и одноразовость - теме очень дискусионная. И не однозначная. Не самые глупые люди уже несколько десятков лет не могут в этой теме разобраться. Не стоит об этом говорить категорично)))
    3. О Сопове и Ко. В его словах достаточно пиара и " пурги". Причины его интервью не всегда можно вычислить. А пускать а Морского и Наземного старта они будут Зенит. Изучите их взаимоотношения с Южмашем. Что там будет с Союзом-7 - бабка надвое сказала. Но на первой ступени уж точно будет не РД-171. Сравните его мощность и мощность НК-33, ну и мощность спейсовского Мерлина)))
    1. 0
      5 декабря 2018 21:30
      Нет, в статье всё верно. Разработчик «Союз-5» — РКК «Энергия», а производитель — РКЦ «Прогресс» (Самара). Это одна ракета. Сейчас она называется Иртыш. Остальное сказанное - ваше сугубо личное мнение.