Soyuz-7 rocket: first, real, reusable

Of all the projects of Russian reusable launch vehicles, it is the new Soyuz-7 that can become real.



Trying - not torture

You can endlessly look at three things: how the fire burns, how the water flows, and how Russian engineers work, trying to create a demanded partially reusable medium. The project of a single-stage launch vehicle with vertical take-off and landing “Korona” has finally gone into oblivion. Apparently, the project proposed by the son of Dmitry Rogozin Alexei Rogozin will also be there. We are talking about a reusable rocket, the first stage of which will return to Earth and land in an airplane (about it we We wrote earlier) They say that the utopianism of this idea was understandable to domestic designers back in the 80s. Actually, that is precisely why, most likely, the famous Baikal did not find a ticket to life. Although, in fairness, there were reasons and a purely economic nature.

Separately, it is worth mentioning the slowness of Roscosmos and related state or quasi-state structures: how slowly they react to events on the world market, in particular, the strengthening of SpaceX's position. But worst of all is inconsistency. First they made a bet on the Angara, then on the Soyuz-5, and now again on the Angara. At the same time, the development program of the far from ideal, but, on the whole, economical “Proton” finally went under the knife: it was this missile that provided Russia with leadership on the world market for many years in the class of heavy launch vehicles.


From seven from seven

Recall that the main Russian launch vehicle, the Soyuz, was built on the basis of the famous ballistic R-7 (popularly the Seven), created back in the 50s. To replace it, they create the Soyuz-5, already mentioned above, formerly known as the Phoenix. This promising rocket was once very interested in the Russian S7 Group, which bought the Sea Launch spaceport and wants to become the “Russian SpaceX”. All would be fine, but only the S7 leadership did not like the new missile project. “Heavier and more expensive Zenit,” commented on a promising medium in the holding about this. At the same time, it is completely obvious that Zenit itself will not work for a long time. Firstly, this rocket is assembled in Ukraine with all the ensuing political the consequences. Secondly, it cannot be called ultramodern. This is a development of the 80s.

Against the backdrop of all the problems, the TASS agency recently posted an interesting interview with S7 Space CEO Sergey Sopov. The head of the company said that she plans to create her own launch vehicle for Sea Launch with the designation Soyuz-7 and Soyuz-7SL (Sea Launch, - Reporter.)


By the way, recently, the chief designer of the Soyuz-7 rocket, Igor Radugin, moved to S5 Space. When asked whether the rocket would be reusable, Sopov answered succinctly: “I will probably repeat myself, but a disposable rocket is as“ effective ”as a disposable plane. To create a one-time carrier is not even stomping on the spot, but the road back. ” It's hard to argue with that.

Not so much is known about a promising rocket. It should be based on a preliminary design of the Soyuz-5 launch vehicle. That is, we can assume that we are talking about a two-stage medium-class launch vehicle, slightly lighter than the Falcon 9. (which is reasonable, since it is already difficult to compete in this class with this "monster"). First of all, reusable media should inherit the engines from the fifth. “We were lucky that our teachers, our predecessors, left us a magnificent legacy - the RD-171 reusable engine. I did not make a reservation, it is reusable. Designed for twenty inclusions - ten for the flight and ten pre-flight burn-throughs. In terms of reusable use of space rockets, this engine is a find, ”said Sergey Sopov.

Previously, the NK-7 engine was considered for the Soyuz-33 rocket, but the creator of the engine in the person of the Samara Scientific and Technical Complex named after N. D. Kuznetsov did not go forward. In any case, this follows from the interview. At the same time, a cooperation agreement was signed between S7 Space and the RD-171 NPO Energomash in October this year. In the framework of it, in particular, it is envisaged to develop cooperation in the field of resuming production, certification and commercial sales of the “ground” and “high-altitude” versions of one of the engines developed by Energomash.

The most interesting, of course, is the salvation of the first stage. Now the S7 is considering both a hypersonic parachute and the use of the winged first unit. The first option looks much more reasonable: in this case, the rocket will not need to carry additional "aircraft" equipment (at the beginning of the article we already touched on this problem). On the other hand, the use of a parachute system makes rocket launches vulnerable to bad weather, as Sopov himself said in an interview. The use of a parachute is supported by the fact that a similar system was chosen for the promising American Vulcan rocket, although the main competitor, Mask in the face of Blue Origin, wants to use the “legs” for his new reusable New Glenn rocket, like Falcon 9. Apparently, to implement something similar in Russia it is very difficult: this option, to put it mildly, is not often considered here.

To create a reusable rocket, S7 Space wants to first create a one-time option, having worked on it with a number of solutions. SpaceX also did this at one time. The Russian company suggests that they will use components purchased from various manufacturers to create the rocket. And they plan to assemble the carrier at the new plant, which wants to build the S7.


Voucher for the future

All of these plans may seem overly ambitious. Moreover, Sergei Sopov himself recognizes the general disinterest of Russian officials in the project. Meanwhile, one cannot but admit that all other domestic programs of reusable missiles are even more ephemeral today. Of course, S7 Space is far from SpaceX. And yet she managed to become the first Russian commercial company to have the right to provide international space services. And unlike other ideas, the Soyuz-7 project does not look like an attempt to legitimized theft from a power: the S7 holding, which bought the spaceport, wants to make it demanded at all costs, and for this it’s necessary to consider every penny invested in the project . In general, it is difficult to make plans for the future. According to the latest data, the appearance of the engine of a reusable rocket will be determined before the end of 2018. Then it will be possible to judge in more detail about the prospects of the undertaking. But there is no doubt that it is conceptually correct.
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. And Ivanov Offline And Ivanov
    And Ivanov (Andrei) 29 November 2018 09: 19
    0
    SW Author.
    The topic is quite complex factually and technically. Therefore, to write about it, it is worth spending additional time studying open sources.
    1. You confused the Samara Soyuz-5 and Soyuz-5 Energievsky, on the subject of "Phoenix". And these are "two big differences")))
    2. Reusability and disposability - the topic is very discussion. And not unique. Not the most stupid people for several decades can not understand this topic. Do not talk about it categorically)))
    3. About Sopov and Co. There is enough PR and "blizzard" in his words. The reasons for his interview are not always easy to figure out. And they will start up at the Sea and Ground Launch, Zenith. Study their relationship with Yuzhmash. What will happen to Soyuz-7 - the grandmother said in two. But the first stage will certainly not be the RD-171. Compare its power and the power of the NK-33, and the power of the Space Merlin)))
    1. Legate Offline Legate
      Legate (Ilya) 5 December 2018 21: 30
      0
      No, the article is correct. The developer of Soyuz-5 is RSC Energia, and the manufacturer is RCC Progress (Samara). This is one rocket. Now it is called Irtysh. The rest is your personal opinion.

Ракета «Союз-7»: первая, настоящая, многоразовая

Из всех проектов российских многоразовых ракет-носителей, именно новый «Союз-7» может стать реальным.


Попытка - не пытка



Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода, и как работают российские инженеры, пытаясь создать востребованный частично многоразовый носитель. Проект одноступенчатой ракеты-носителя с вертикальным взлетом и посадкой «Корона» уже окончательно ушел в небытие. Там же, судя по всему, окажется проект, предложенный сыном Дмитрия Рогозина Алексеем Рогозиным. Речь, напомним, идет о многоразовой ракете, первая ступень которой будет возвращаться на Землю и садиться по-самолетному (о ней мы писали ранее). Говорят, утопичность этой идеи была понятна отечественным конструкторам еще в 80-е. Собственно, именно поэтому, скорее всего, не нашел путевки в жизнь знаменитый «Байкал». Хотя, справедливости ради, там были причины и сугубо экономического характера.

Отдельно стоит сказать про неповоротливость Роскосмоса и связанных с ним государственных или квазигосударственных структур: то, насколько медленно они реагируют на события на мировом рынке, в частности, усиление позиций SpaceX. Но хуже всего выглядит непоследовательность действий. Сначала делали ставку на «Ангару», потом на «Союз-5», теперь опять на «Ангару». При этом окончательно пошла под нож программа развития далеко не идеального, но, в целом, экономичного «Протона»: именно эта ракета обеспечивала России лидерство много лет на мировом рынке в классе тяжелых ракет-носителей.


От семерки от семерки

Напомним, что главная российская ракета-носитель — «Союз» — построена на базе знаменитой баллистической Р-7 (в народе — «семерка»), созданной еще в 50-е. Для ее замены создают уже упомянутый выше «Союз-5», ранее известный как «Феникс». Этой перспективной ракетой в свое время очень заинтересовалась российская S7 Group, которая купила космодром «Морской старт» и хочет стать «русской SpaceX». Все бы ничего, но только руководству S7 проект новой ракеты не понравился. «Потяжелевший и подорожавший "Зенит"», — примерно так прокомментировали в холдинге перспективный носитель. При этом совершенно очевидно, что использовать долго сам «Зенит» не выйдет. Во-первых, эту ракету собирают в Украине со всеми вытекающими политическими последствиями. Во-вторых, ее назвать суперсовременной уже никак нельзя. Это разработка 80-х.

На фоне всех проблем агентство ТАСС на днях разместило интереснейшее интервью с гендиректором S7 Space Сергеем Соповым. Руководитель компании заявил, что в планах у нее создание собственной ракеты-носителя для «Морского старта» с обозначением «Союз-7» и «Союз-7SL» (Sea Launch, — Репортер.)


Кстати, недавно в S7 Space перешел главный конструктор ракеты «Союз-5» Игорь Радугин. На вопрос о том, будет ли ракета многоразовой, Сопов ответил лаконично: «Я повторюсь, наверное, но одноразовая ракета так же "эффективна", как одноразовый самолет. Создавать одноразовый носитель — это даже не топтание на месте, а дорога вспять». Поспорить с этим сложно.

О перспективной ракете известно не так-то много. В ее основу должен лечь эскизный проект ракеты-носителя «Союз-5». То есть, можно предположить, что речь идет о двухступенчатой ракете-носителе среднего класса, несколько более легкой, чем Falcon 9. (что разумно, так как конкурировать в одном классе с этим «монстром» уже тяжело). Прежде всего, многоразовый носитель должен унаследовать двигатели от «пятого». «Нам повезло, что наши учителя, наши предшественники оставили нам великолепное наследие — многоразовый двигатель РД-171. Я не оговорился, он именно многоразовый. Рассчитан на двадцать включений — десять для полета и десять предполетных прожигов. В части многоразового использования ракеты космического назначения этот двигатель — находка», — заявил Сергей Сопов.

Ранее для ракеты «Союз-7» рассматривали двигатель НК-33, однако создатель двигателя в лице Самарского научно-технического комплекса имени Н. Д. Кузнецова не пошел навстречу. Во всяком случае, так следует из интервью. В то же время между S7 Space и производящим РД-171 НПО «Энергомаш» в октябре этого года было подписано соглашение о сотрудничестве. В рамках него, в частности, предусматривается развитие сотрудничества в сфере возобновления производства, сертификации и коммерческих продаж «земной» и «высотной» версии одного из двигателей разработки «Энергомаша».

Самое интересное, конечно, это спасение первой ступени. Сейчас S7 рассматривает как гиперзвуковой парашют, так и применение крылатого первого блока. Первый вариант выглядит куда более разумным: в этом случае ракете не нужно будет нести дополнительное «самолетное» оборудование (в начале статьи мы уже касались этой проблемы). С другой стороны, применение парашютной системы делает запуски ракеты уязвимыми перед непогодой, о чем сказал и сам Сопов в своем интервью. В пользу применения парашюта говорит то, что похожую систему избрали для перспективной американской ракеты «Вулкан», хотя главный конкурент Маска в лице Blue Origin хочет для своей новой многоразовой ракеты New Glenn применить «ноги», как у Falcon 9. Видимо, реализовать нечто подобное в России очень тяжело: этот вариант здесь, мягко скажем, не часто рассматривают.

Для создания многоразовой ракеты S7 Space хочет сначала создать одноразовый вариант, отработав на нем ряд решений. Это же в свое время сделала и SpaceX. В российской компании предполагают, что для создания ракеты будут использовать комплектующие, закупленные у самых разных производителей. А сборку носителя планируют осуществлять на новом заводе, который хочет построить S7.


Путевка в будущее

Все эти планы могут показаться излишне амбициозными. Тем более что сам Сергей Сопов признает общую незаинтересованность российских чиновников проектом. Между тем, нельзя не признать, что все остальные отечественные программы многоразовых ракет на сегодняшний день еще более эфемерны. Конечно, S7 Space — это далеко не SpaceX. И все же ей удалось стать первой российской коммерческой компанией, имеющей право на предоставление международных космических услуг. А еще в отличие от других идей, проект «Союз-7» не выглядит как попытка узаконенного воровства у державы: купивший космодром холдинг S7 хочет, во что бы то ни стало сделать его востребованным, а для этого придется считать каждую копейку, вложенную в проект. В целом же, загадывать на будущее сложно. По последним данным облик двигателя многоразовой ракеты определят до конца 2018 года. Тогда и можно будет более детально судить о перспективах начинания. Но в том, что оно концептуально верное сомневаться не приходится.
Автор: Илья Легат
Использованы фотографии: https://www.energia.ru/

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора публикации

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl Enter
Читайте также
Комментарии 2
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. А Иванов Офлайн
    А Иванов (Андрей) 29 ноября 2018 09:19
    0
    Ув. Автор.
    Тема достаточно сложная фактологически и технически. Поэтому, чтобы писать о ней, стоит потратить дополнительное время на изучение открытых источников.
    1. Вы перепутали самарский Союз-5 и Союз-5 энергиевский, по теме "Феникс". А это "две большие разницы")))
    2. Многоразовость и одноразовость - теме очень дискусионная. И не однозначная. Не самые глупые люди уже несколько десятков лет не могут в этой теме разобраться. Не стоит об этом говорить категорично)))
    3. О Сопове и Ко. В его словах достаточно пиара и " пурги". Причины его интервью не всегда можно вычислить. А пускать а Морского и Наземного старта они будут Зенит. Изучите их взаимоотношения с Южмашем. Что там будет с Союзом-7 - бабка надвое сказала. Но на первой ступени уж точно будет не РД-171. Сравните его мощность и мощность НК-33, ну и мощность спейсовского Мерлина)))
    1. Legat_01 Офлайн
      Legat_01 (Илья Легат) 5 декабря 2018 21:30
      0
      Нет, в статье всё верно. Разработчик «Союз-5» — РКК «Энергия», а производитель — РКЦ «Прогресс» (Самара). Это одна ракета. Сейчас она называется Иртыш. Остальное сказанное - ваше сугубо личное мнение.