Как делили Курилы: история вопроса
Российско-японские переговоры о заключении мирного договора и проблеме Курильских островов, судя по заявлению российского лидера, сдвинулись с мертвой точки.
Владимир Путин заявил на пресс-конференции в Сингапуре:
Строго говоря, соответствующая статья Декларации 1956 года достаточно прозрачна и внешне не оставляет двусмысленных толкований, и впечатления какой-либо неясности, о которой говорит Путин.
Статья 9 упомянутой Декларации изложена следующим образом:
Между тем Владимир Путин, коснувшись необходимости «серьезной проработки» Декларации 1956 года, имеет в виду весьма важные вещи.
Напомним, что советско-японская Декларация 1956 года была не изолированным международным документом, а представляла собой определенное звено в цепи планов советской дипломатии. СССР действительно намеревался заключить с Японией мирный договор, передать Стране Восходящего солнца архипелаг Хабомаи и остров Шикотан, однако фактической ценой, которую должен был бы уплатить Токио за территориальную уступку, советские дипломаты считали объявление о нейтралитете Японии, по образцу Австрии, Швейцарии или Швеции.
В планы США (а тогда в самом разгаре была «холодная война») советско-японская разрядка и японский нейтралитет никоим образом не входили. Заметим, что в Декларации 1956 года фактически речь идет о снятии претензий Японии на остров Кунашир и остров Итуруп. И тогда Вашингтон пригрозил Токио, что, если японцы откажутся от претензий на эти два острова, и удовлетворятся только Хабомаи и Шикотаном, США не вернут Японии архипелаг Рюкю и его главный остров Окинава, где расположена важнейшая военная база США в регионе.
В итоге японцы под давлением США отказались от подписания мирного договора с СССР, а в 1960 году заключили соглашение о взаимодействии и безопасности с американцами, подтвердив свою роль стратегического партнера и союзника США в регионе.
Раз уж японцы сами отказались от подписания мирного договора, неудивительно что в том же 1960 году советское руководство дезавуировало Декларацию 1956 года, заявив, что отказывается от передачи островов Японии, так как это расширит территорию, используемую американскими войсками.
По всей видимости, Владимир Путин, говоря о необходимости дополнительной проработки Декларации 1956 года в части архипелага Хабомаи и острова Шикотан, имеет в виду ровно то же обстоятельство.
Ситуация, в которой Хабомаи и Шикотан передаются Японии, но получают статус демилитаризованной зоны, для России, видимо, может быть достаточно приемлемой, однако перспективу возможности появления американских военных и военного оборудования на этих пустынных скалах, Москва желает исключить абсолютно.
В то же время Синдзо Абэ, по словам российского Президента, сделал заметный шаг вперед. Заметим, ранее японский лидер категорически отказывался обсуждать заключение мирного договора между Россией и Японией до передачи Токио спорных территорий.
Отметим также, что попытка однозначно определить, кто же юридически бесспорно является владельцем Курильских островов, представляется достаточно бессмысленной.
Как известно, согласно российско-японскому договору 1855 года, размежевание произвели между островом Итуруп, отошедшим Японии, и островом Уруп, который, равно как и остальные острова Курильской гряды, расположенные севернее Урупа, отошел России. Остров Сахалин остался «неразделенным между Россией и Японией».
В 1875 году Россия и Япония произвели компромиссный обмен – согласно Петербургскому договору, Россия получила полностью Сахалин, а Япония – российские острова Курильской гряды.
После неудачной для России русско-японской войны в Портсмутском мирном договоре компромиссы были отброшены. Япония, сохранив за собой все Курильские острова согласно трактату 1875 года, получила также суверенитет над Южным Сахалином до 50-й параллели.
Наконец, после советско-японской войны 1945 года СССР вернул себе Южный Сахалин и все острова Курильской гряды, включая и те, что согласно Симодскому трактату 1855 года, принадлежали Японии.
История российско-японских соглашений вокруг Сахалина и Курильских островов подтверждает истину, давно известную историкам дипломатии. Международные соглашения являются не результатом определения юридических прецедентов, а всего лишь отражают существующий баланс сил, намерений и возможностей между договаривающимися сторонами.
Владимир Путин заявил на пресс-конференции в Сингапуре:
Вчера, действительно, в ходе нашей встречи, премьер-министр [Синдзо Абэ] готов был бы, Япония готова была бы вернуться к обсуждению этой проблемы на основе декларации 1956 года». Но это требует, конечно, отдельной дополнительной, серьезной проработки, имея в виду, что в самой декларации далеко не все ясно. Там в принципе просто изложена проблема, что Советский Союз готов передать два острова, но не сказано, на каких основаниях под чей суверенитет они попадают. Это вопрос серьезной проработки. Тем более, что когда-то сама Япония от реализации этих договоренностей отказалась.
Строго говоря, соответствующая статья Декларации 1956 года достаточно прозрачна и внешне не оставляет двусмысленных толкований, и впечатления какой-либо неясности, о которой говорит Путин.
Статья 9 упомянутой Декларации изложена следующим образом:
«Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора.
При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».
Между тем Владимир Путин, коснувшись необходимости «серьезной проработки» Декларации 1956 года, имеет в виду весьма важные вещи.
Напомним, что советско-японская Декларация 1956 года была не изолированным международным документом, а представляла собой определенное звено в цепи планов советской дипломатии. СССР действительно намеревался заключить с Японией мирный договор, передать Стране Восходящего солнца архипелаг Хабомаи и остров Шикотан, однако фактической ценой, которую должен был бы уплатить Токио за территориальную уступку, советские дипломаты считали объявление о нейтралитете Японии, по образцу Австрии, Швейцарии или Швеции.
В планы США (а тогда в самом разгаре была «холодная война») советско-японская разрядка и японский нейтралитет никоим образом не входили. Заметим, что в Декларации 1956 года фактически речь идет о снятии претензий Японии на остров Кунашир и остров Итуруп. И тогда Вашингтон пригрозил Токио, что, если японцы откажутся от претензий на эти два острова, и удовлетворятся только Хабомаи и Шикотаном, США не вернут Японии архипелаг Рюкю и его главный остров Окинава, где расположена важнейшая военная база США в регионе.
В итоге японцы под давлением США отказались от подписания мирного договора с СССР, а в 1960 году заключили соглашение о взаимодействии и безопасности с американцами, подтвердив свою роль стратегического партнера и союзника США в регионе.
Раз уж японцы сами отказались от подписания мирного договора, неудивительно что в том же 1960 году советское руководство дезавуировало Декларацию 1956 года, заявив, что отказывается от передачи островов Японии, так как это расширит территорию, используемую американскими войсками.
По всей видимости, Владимир Путин, говоря о необходимости дополнительной проработки Декларации 1956 года в части архипелага Хабомаи и острова Шикотан, имеет в виду ровно то же обстоятельство.
Ситуация, в которой Хабомаи и Шикотан передаются Японии, но получают статус демилитаризованной зоны, для России, видимо, может быть достаточно приемлемой, однако перспективу возможности появления американских военных и военного оборудования на этих пустынных скалах, Москва желает исключить абсолютно.
В то же время Синдзо Абэ, по словам российского Президента, сделал заметный шаг вперед. Заметим, ранее японский лидер категорически отказывался обсуждать заключение мирного договора между Россией и Японией до передачи Токио спорных территорий.
Отметим также, что попытка однозначно определить, кто же юридически бесспорно является владельцем Курильских островов, представляется достаточно бессмысленной.
Как известно, согласно российско-японскому договору 1855 года, размежевание произвели между островом Итуруп, отошедшим Японии, и островом Уруп, который, равно как и остальные острова Курильской гряды, расположенные севернее Урупа, отошел России. Остров Сахалин остался «неразделенным между Россией и Японией».
В 1875 году Россия и Япония произвели компромиссный обмен – согласно Петербургскому договору, Россия получила полностью Сахалин, а Япония – российские острова Курильской гряды.
После неудачной для России русско-японской войны в Портсмутском мирном договоре компромиссы были отброшены. Япония, сохранив за собой все Курильские острова согласно трактату 1875 года, получила также суверенитет над Южным Сахалином до 50-й параллели.
Наконец, после советско-японской войны 1945 года СССР вернул себе Южный Сахалин и все острова Курильской гряды, включая и те, что согласно Симодскому трактату 1855 года, принадлежали Японии.
История российско-японских соглашений вокруг Сахалина и Курильских островов подтверждает истину, давно известную историкам дипломатии. Международные соглашения являются не результатом определения юридических прецедентов, а всего лишь отражают существующий баланс сил, намерений и возможностей между договаривающимися сторонами.
Информация