В России началась «топливная война»
Не прошло и недели, как правительство в ручном режиме стабилизировало цены на топливо, вновь разгорелся скандал между основными участниками рынка. Столкнулись крупнейшая отечественная нефтяная компания «Роснефть» и союз владельцев независимых АЗС, которые занимают порядка 30% топливного рынка. В чем же суть их взаимных претензий?
Частные автозаправщики написали жалобу на имя президента Путина, в которой обвинили «Роснефть» в создании искусственного дефицита бензина и солярки в Восточной Сибири. Нефтяная компания направляет топливо на АЗС собственной розничной сети, часть – на биржу, а остальное – хранит на нефтебазах. Результатом такой деятельности стала нехватка топлива на частных автозаправках: их заявки на закупку выполнены всего на 5-10% в Алтайском крае, Чите, Красноярске и Иркутске. Компания Игоря Сечина вообще не выставила бензин и солярку на товарную биржу в Санкт-Петербурге. С учетом того, что на долю «Роснефти» приходится 40% рынка, это может вызвать его настоящий коллапс.
Кроме того, ручное регулирование розничных цен грозит малому бизнесу реальным разорением. Закупочные цены на топливо скакнули на 20% всего за последние пару месяцев. Уровень маржинальной прибыли для АЗС зафиксирован кабинетом министров в 4%, и ее съедают расходы на доставку и банковские услуги. Чтобы не прогореть, частники вынуждены продавать топливо дороже. Глава «Роснефти» рекомендует им начать приторговывать кофейком.
У компании самого Игоря Сечина дела обстоят вполне сносно. «Роснефть» является вертикально-интегрированной корпорацией, которая занимается всем: добычей, переработкой, продажей на внутреннем рынке через собственную сеть и экспортом за рубеж. АЗС «Роснефти» представляют собой настоящие мультиформатные точки, где кроме топлива можно приобрести продукты питания и иные товары. В планах Сечина на одном только кофе заработать за 2018 год порядка 3 миллиардов рублей.
Ближайший конкурент «Газпром нефть» рассчитывает разлить на своих заправках этого бодрящего напитка на 1 миллиард. В целом, действия команды Сечина полностью укладываются в концепцию «невидимой руки» рынка: невыгодно продавать частникам, вот они и не продают. Результатом будет повышение цен на заправках как минимум в Восточной Сибири, о чем предупреждает союз автозаправщиков. Но кляуза мелких частников на имя президента сильно не понравилась главе «Роснефти»:
По условиям навязанного правительством соглашения на всех участников рынка наложена коллективная ответственность. То есть, в случае нарушения его кем-то одним, власти угрожают ввести заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Очевидно, что ударит это не по мелким частникам, а по «Роснефти». Чем же может закончиться это противостояние? Эксперты поясняют:
Очевидно, что Игорь Сечин быстрее дойдет до президента, чем письма автозаправщиков. Вполне вероятно, что после новогодних праздников соглашение будет вновь пересмотрено, и российских автомобилистов на АЗС ожидают сюрпризы.
Частные автозаправщики написали жалобу на имя президента Путина, в которой обвинили «Роснефть» в создании искусственного дефицита бензина и солярки в Восточной Сибири. Нефтяная компания направляет топливо на АЗС собственной розничной сети, часть – на биржу, а остальное – хранит на нефтебазах. Результатом такой деятельности стала нехватка топлива на частных автозаправках: их заявки на закупку выполнены всего на 5-10% в Алтайском крае, Чите, Красноярске и Иркутске. Компания Игоря Сечина вообще не выставила бензин и солярку на товарную биржу в Санкт-Петербурге. С учетом того, что на долю «Роснефти» приходится 40% рынка, это может вызвать его настоящий коллапс.
Кроме того, ручное регулирование розничных цен грозит малому бизнесу реальным разорением. Закупочные цены на топливо скакнули на 20% всего за последние пару месяцев. Уровень маржинальной прибыли для АЗС зафиксирован кабинетом министров в 4%, и ее съедают расходы на доставку и банковские услуги. Чтобы не прогореть, частники вынуждены продавать топливо дороже. Глава «Роснефти» рекомендует им начать приторговывать кофейком.
У компании самого Игоря Сечина дела обстоят вполне сносно. «Роснефть» является вертикально-интегрированной корпорацией, которая занимается всем: добычей, переработкой, продажей на внутреннем рынке через собственную сеть и экспортом за рубеж. АЗС «Роснефти» представляют собой настоящие мультиформатные точки, где кроме топлива можно приобрести продукты питания и иные товары. В планах Сечина на одном только кофе заработать за 2018 год порядка 3 миллиардов рублей.
Ближайший конкурент «Газпром нефть» рассчитывает разлить на своих заправках этого бодрящего напитка на 1 миллиард. В целом, действия команды Сечина полностью укладываются в концепцию «невидимой руки» рынка: невыгодно продавать частникам, вот они и не продают. Результатом будет повышение цен на заправках как минимум в Восточной Сибири, о чем предупреждает союз автозаправщиков. Но кляуза мелких частников на имя президента сильно не понравилась главе «Роснефти»:
Мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно.
По условиям навязанного правительством соглашения на всех участников рынка наложена коллективная ответственность. То есть, в случае нарушения его кем-то одним, власти угрожают ввести заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Очевидно, что ударит это не по мелким частникам, а по «Роснефти». Чем же может закончиться это противостояние? Эксперты поясняют:
Ситуация может поменяться к новому году, потому что нефтяники к этому моменту уже активно сядут на уши президенту, будут ходить к нему и говорить, что это все неправильно и убыточно. Другие будут писать письма президенту, чтобы до него доходили сигналы, что не все хорошо и нужно срочно что-то менять.
Очевидно, что Игорь Сечин быстрее дойдет до президента, чем письма автозаправщиков. Вполне вероятно, что после новогодних праздников соглашение будет вновь пересмотрено, и российских автомобилистов на АЗС ожидают сюрпризы.
Информация