Россия и игорный бизнес: игра в русскую рулетку
2009 год стал переломным для отечественного игорного бизнеса. С первого июля вся деятельность, связанная с организацией и проведением азартных игр, стала возможной только в специальных игорных зонах на территории четырех субъектов РФ (Калининградская область и Алтайский, Краснодарский и Приморский края). За четырнадцать лет представители данного сегмента рынка научились жить по новым правилам. Попытаемся разобраться, по каким принципам функционирует российский игорный бизнес в настоящее время.
Начиная с девяностых годов прошлого века, в России активными темпами начинает развиваться рынок азартных игр. Способствовали такому положению дел легкость получения игорных лицензий и благожелательное отношение к участникам данного сектора экономики со стороны местной власти, на плечах которой в те годы лежала ответственность за размещение объектов игорного характера. Стоит отметить, что, по мнению специалистов, к 2005 году финансовый оборот сферы азартных игр в Российской Федерации достиг 5-6 миллиардов долларов, в стране насчитывалось порядка 400 тысяч игровых автоматов и 5 тысяч игровых столов, большинство из которых располагались в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Со временем в руководящих кругах государства все чаще озвучивается позиция, что на игорный бизнес в стране необходимо наложить определенные ограничения. Подобная позиция формируется из-за ряда общественно-социальных (широкое распространение в России «игромании») и экономических (огромное количество полулегальных и нелегальных игорных заведений) причин. В 2006 году президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с предложением по решению назревших проблем в игорном бизнесе, которое заключалось в создании нового механизма государственного регулирования деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр. Итогом стал принятый в конце календарного года новый федеральный закон, который полностью изменил положение дел в данном сегменте рынка.
Так, с 2009 года ведение игорного бизнеса было полностью запрещено на территории государства, исключение составили пять специально организованных игорных зон в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области. В 2014 году список таких регионов пополнила Республика Крым. Параллельно с этим по всей стране стартовали массовые проверки представителей игорного бизнеса, во многих случаях был установлен факт отсутствия лицензии на организацию и проведение азартных игр. Так, многие россияне до сих пор помнят нашумевшее «Дело о подмосковных казино», завершившееся крупным служебным конфликтом между Следственным комитетом и Прокуратурой Российской Федерации.
Первые серьезные изменения в связи с принятием нового закона можно связать со строительством игорной зоны «Азов-Сити» на территории Краснодарского края. Предполагаемые инвестиции в реализацию данного проекта оценивались в 80 миллиардов рублей. В 2010 году было объявлено об открытии первого казино – «Оракул». Однако уже в 2015 году было принято решение о ликвидации появившихся объектов, причиной послужило создание игорной зоны «Красная Поляна» в Сочи, а одно из положений нового закона запрещало существование на территории одного субъекта функционирование двух игорных зон. 31 декабря 2018 года «Азов сити» прекратил свое существование. За время своей работы первая в стране игорная зона принесла в бюджет региона всего 1,2 миллиарда рублей.
В 2014 году открылось первое казино в составе игорной зоны «Сибирская монета» на территории Алтайского края. На данный момент данная игорная зона стабильно развивается, наращивая количество посетителей и демонстрируя хорошие показатели по количеству налоговых сборов в казну региона. В 2018 году резиденты игорной зоны заплатили в бюджет более 62 миллионов рублей налогов.
Еще через год для посетителей открыло свои двери казино «Тигре де Кристал» в Приморском крае, став первым объектом игорной зоны «Приморье». Особенностью данной зоны является ее ориентация на посетителей из соседних государств (Япония, Китай). Подтверждением данного факта является заключение контрактов с инвесторами из стран Юго-Восточной Азии. К сожалению, последние геополитические события в мире свидетельствуют о том, что уже в самое ближайшее время вектор развития данной игорной зоны может кардинально измениться.
В 2016 году был введен в эксплуатацию первый объект игорной зоны «Янтарная» в Калининградской области. История ее появления связана со строительными трудностями и проблемами при поиске потенциальных инвесторов. Суммарный объем инвестиций в комплексное развитие всей территории до 2029 года оценивается в 45 миллиардов рублей.
Одной из самых популярных и востребованных у любителей азартных игр игорных зон в России, несомненно, является «Красная Поляна», о которой уже было сказано выше. Первое казино на территории зоны открылось в 2017 году, дальнейшему развитию территории способствовало проведение в Сочи зимних Олимпийских игр. Уже на конец 2019 года сумма налоговых отчислений в бюджет Краснодарского края составила более 2,5 миллиарда рублей, что превысило ожидания многих экспертов.
В 2022 году стартовало строительство казино на территории игорной зоны «Золотой берег» в Крыму. Экономические ожидания от реализации данного проекта составляют 25 миллиардов рублей в виде поступлений в бюджет ежегодно.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что игорный бизнес для Российской Федерации сочетает в себе колоссальные возможности для получения налоговых поступлений и обилие моральных, социальных и политических дилемм. По мнению экспертов, до принятия закона о создании в стране игорных зон казино приносили бюджету России порядка 380 миллиардов рублей налогов в год. В настоящее время эта цифра составляет всего 1,5 миллиарда рублей. В связи с этим можно сделать вывод, что многие представители рынка попросту ушли в «подполье», из-за чего бюджет Российской Федерации недосчитывается значительной доли налоговых поступлений. Противоположная сторона вопроса заключается в морально-этических проблемах, связанных с азартными играми. Многие люди не в состоянии контролировать себя во время игры, оказываясь в итоге в затруднительном финансовом положении, что в итоге приводит к негативным социальным явлениям (алкоголизм, наркомания и преступность).
Самое главное, чтобы в данной ситуации власти страны смогли найти «золотую середину» между ограничительными мерами и доступом к азартным играм для сознательной части населения страны. Учет мнений всех заинтересованных сторон позволит сохранить для бюджета России денежные средства без создания дополнительной социальной напряженности в обществе.
Информация