России необходимо пополнить парк самолетов ДРЛО за счет переоборудования транспортников Ан-12
Значение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения в специальной военной операции очень велико, но ВКС РФ располагают крайне ограниченным парком таких бортов. В распоряжении российских военных имеется лишь несколько модернизированных самолетов А-50У, а перспективный А-100 пока находится в разработке.
Создание современных бортов ДРЛО на базе готовых Ту-214 или SSJ-New – это весьма долгосрочная перспектива. Военный журналист и эксперт Илья Крамник считает, что наиболее эффективным решением стало бы переоборудование для задач обнаружения целей самолетов Ан-12 из числа находящихся на вооружении в ВКС РФ.
Задача: разведывательный самолет продолжительностью барражирования от 6 часов, способный обнаруживать как воздушные, так и наземные цели. Решение: военно-транспортный самолет Ан-12 с БРЛС (бортовая радиолокационная система) Н035 «Ирбис» и комплексом оптики бокового обзора. БРЛС на первом этапе снимаются с находящихся в ремонте истребителей Су-35 на время их ремонта, а дальше можно и новых несколько штук отгрузить. Информация с БРЛС и камер подается на 4-6 рабочих мест операторов, оборудуемых в грузовом отсеке
– предлагает Крамник.
В качестве альтернативы за основу можно взять Ту-154 с баз хранения Минобороны. Это решение будет несколько дороже, но эти самолеты имеют больший остаточный ресурс, нежели Ан-12.
В случае осуществления подобной программы ВКС РФ уже в течение года могли бы получить дополнительные 6-8 самолетов ДРЛО с комплексом оборудования, достаточным для обнаружения подавляющего большинства целей на земле и в воздухе. Ресурс бортов составляет около 10 лет, что позволит выиграть время для завершения работ по созданию современных А-100 или Ту-214Р.
Информация