Морской терминал «Порт Вера»: опередивший санкции

9

Морской перегрузочный терминал «Порт Вера», открывшийся в 2019 году, позволил укрепить позиции Российской Федерации на мировом угольном рынке. Эффективное функционирование данного объекта гарантирует долгосрочные поставки угля внутренним потребителям в Тихоокеанском регионе, а также иностранным партнерам нашей страны.

В 2017 году первый вице-губернатор Приморского края Василий Усольцев заявил, что ситуация на мировом рынке способствует увеличению объемов торговли сырьевыми продуктами, не является здесь исключением и уголь. Чиновник также подчеркнул, что функционирующие мощности угольных терминалов региона на данный момент не могут полностью удовлетворить растущие объемы перевалки. Кроме того, Усольцев обратил внимание на тот факт, что жители портовых городов Приморского края (Находка, Владивосток, Посьет), через которые осуществляется экспорт угля, сталкиваются с проблемой наличия угольной пыли на улицах городов, что негативно сказывается на процессах, связанных с формированием комфортной городской среды.



Выходом из сложившейся ситуации виделось строительство высокотехнологичных специализированных терминалов, вынесенных за пределы населенных пунктов. Именно так родилась идея создания в Приморском крае порта Суходол в бухте Теляковского (его открытие запланировано в текущем году) и порта Вера, расположенного на побережье Уссурийского залива, в районе мыса Открытый (ввод в эксплуатацию объектов первого этапа строительства состоялся в 2019 году).

Изначально предполагалось, что строительство нового угольного терминала «Порт Вера» станет составной частью российского-китайского проекта, который будет включать в себя строительство ТЭС с ЛЭП для экспорта электричества в Китайскую Народную Республику, освоение Огоджинского месторождения (каменный уголь) и строительство непосредственно самого порта. С российской стороны данный меморандум в 2014 году подписала государственная корпорация «Ростех», а с китайской – компания Shenhua. На тот момент глава Ростеха Сергей Чемезов оценивал инвестиции в строительство в 8-10 миллиардов долларов. Позже стало известно о выходе из данного проекта китайской фирмы, а место нового соинвестора заняла компания «А-Проперти», принадлежащая российскому бизнесмену Альберту Авдоляну.

В 2020 году после сдачи первой очереди терминала руководитель Росморречфлота Александр Пошивай заявлял, что до конца года мощности порта составят 7 миллионов тонн. На проектную мощность, которая будет достигать 20 миллионов тонн, предполагалось выйти в 2022 году после завершения второго этапа строительства терминала. Суммарные инвестиции в реализацию данного проекта до 2023 года оценивались в 15,4 миллиарда рублей. При запланированном развитии порта предполагается, что ежегодный объем налоговых отчислений превысит 2 миллиарда рублей в год.

Со временем видоизменялся и функционал нового порта, изначально терминал специализировался на обслуживании грузов именно с Огоджинского месторождения, о котором уже было сказано выше, но уже в мае 2020 года он начал перевалку сырья с Эльгинского месторождения (коксующийся уголь), после того как компания «А-Проперти» (крупный инвестор данного проекта) выкупила это месторождение у «Мечела» за 97 миллиардов рублей.

Не стоит также забывать о социальных проектах, реализация которых стала возможной вместе со строительством терминала. Так, стивидорная компания «Порт Вера», обслуживающая терминал, активно занимается ремонтом и созданием новых автомобильных дорог на близлежащих территориях. К апрелю 2020 года в ремонт проблемных участков дороги Подъяпольское — Мысовой — Большой Камень было инвестировано уже не менее 80 миллионов рублей. В Министерстве экономического развития Приморского края подчеркивали, что взаимодействие крупных компаний с населением является одним из ключевых показателей, который характеризует эффективность крупных экономических проектов, реализующихся на территории региона.

Высокую важность данного проекта подчеркивает и его попадание в рейтинг инвестиционных проектов по оценке совокупного влияния на социально-экономическое развитие Дальнего Востока, составленный экспертами РАН в 2019 году. «Порт Вера» занял в нем девятое место.

В условиях существующих экономических ограничений, с которыми столкнулась Россия, особую значимость для нашей страны приобретает развитие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Новые объекты позволят увеличить присутствие РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, упростив доставку грузов в дружественные страны. Так, в настоящее время в Приморском крае одновременно ведется строительство шести новых портов, которые позволят прибавить к существующему грузообороту 100 миллионов тонн. На фоне увеличивающихся показателей экспорта угля из России в Китай и Индию (+11,2% и +147% соответственно) подобный вектор развития можно считать довольно грамотным решением. Одним из первых проектов, направленных на достижение этих целей, стал именно «Порт Вера».

Не стоит забывать и о положительном эффекте для самих субъектов Дальнего Востока. Повышенное внимание первых лиц государства к развитию данного региона наталкивает на мысль, что ко многим в последнее время пришло понимание стратегической важности данных территорий, которое выражается не только в словах, но и в реальной деятельности. Определенная экономическая отсталость субъектов Дальневосточного федерального округа, вызванная историческими, политическими и географическими особенностями развития нашей страны, приводит к негативным последствиям. В экономическом плане Российская Федерация имеет ярко выраженный крен в сторону ее европейской части, что в дальнейшем во многом и определило ее асимметричное развитие.

В заключение хочется сказать, что крупный морской терминал «Порт Вера» смог укрепить позиции Российской Федерации как одного из ключевых игроков на торговом рынке, став одним из первых подобных проектов на Дальнем Востоке, он во многом опередил время, которое буквально через несколько лет после ввода терминала в эксплуатацию стало характеризоваться гигантским санкционным давлением на нашу страну. Функционирование терминала «Порт Вера» гарантирует долгосрочные поставки угля внутренним потребителям в Тихоокеанском регионе, а также зарубежным партнерам РФ.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 мая 2023 09:15
    На фоне увеличивающихся показателей экспорта угля из России в Китай и Индию (+11,2% и +147% соответственно), подобный вектор развития можно считать довольно грамотным решением.

    Становимся сырьевым придатком бывших колоний?!

    Так, в настоящее время в Приморском крае одновременно ведется строительство шести новых портов

    Может не помешает построить хоть одну приличную полноценную военно-морскую базу?
    1. 0
      19 мая 2023 11:13
      Может быть.
      Читатели должен делать выводы сами.
  2. +3
    19 мая 2023 16:08
    Да. Компрадорская буржуазия тем и знаменита ,что вывозит сначала сырье за бугор мз страны, потом деньги, а потом смывается и сама.

    По новостям видно - идут все 3 процесса одновременно. Куча олигархов и высших чиновников смылись, часть еще нет, а Кремль вместо индустриализации страны переживает о "зерновой сделке" - олигархам помогать сырье вывозить...
    1. 0
      19 мая 2023 17:01
      Цитата: Сергей Латышев
      Компрадорская буржуазия

      Цитата: Сергей Латышев
      вместо индустриализации

      Все бы вам про компрадорскую буржуазию горлодерствовать...

      Разработка ресурсов - первичная переработка в полуфабрикаты - доставка до потребителей - требует уйму машиностроительной продукции. И вот на эту тему развитие экономики РФ и до СВО шло неплохо, и сейчас процессы ускорились.
      Конечно оно может не так эпично, как быть мировым центром инновационных технологий.
      Но в текущих условиях - приемлемо.
      А там глядишь и экспорт локализованной продукции наметится.
      Как для майнинга, так и для конечного потребления.
      Скажем Щербинский завод лифтов контракт на поставку в Узбекистан подписал давеча.
      А ведь казалось бы, после ухода западных производителей и поставщиков компонентов не то что экспорт - свои дома оснащать нечем было бы.
      1. 0
        19 мая 2023 19:15
        Цитата: Nelton
        Скажем Щербинский завод лифтов контракт на поставку в Узбекистан подписал давеча.
        А ведь казалось бы, после ухода западных производителей и поставщиков компонентов не то что экспорт - свои дома оснащать нечем было бы.

        А компоненты все наши или Китай и прочие и может быть те что ушли через третьи страны?
        1. 0
          20 мая 2023 20:24
          Цитата: Valera75
          А компоненты все наши

          Ну точно не на 146% все наши, как минимум часть чипов в блоке управления импортные.
          Скорее всего да, китайские.
  3. +1
    19 мая 2023 20:17
    Все это о вывозе ресурсов за бугор.
    Классический компрадорский подход.
  4. 0
    20 мая 2023 20:56
    Как были сырьевым придатком, так и остались. Хозяина только сменили.
  5. +1
    21 мая 2023 06:33
    Подсели на экспорт крепко. Многие говорят,надо создавать что то свое. Недавно видел созданный в последнее время токарный станок. В несколько десятков метров длинной. Там люнетов не счесть. Станок нужный,спору нет. Но ведь и стоит он недешево. Кому по карману купить такой станок? Вот в это все и упирается. Можно создать все. Но нынешние производства подъедают другие проблемы. За последнее время мы буквально подсели на все заграничное. Даже обрабатывающий инструмент приходится покупать за границей. Хотя лет 50 назад можно было найти такой инструмент в телефонном справочнике.