Как Сталин возвращал «имперскую Россию»
Личность Иосифа Виссарионовича Сталина столь неординарна и многогранна, а деятельность его на посту главы нашей державы столь масштабна, что их познание и осмысление продолжаются по сей день, принося порой вдумчивым исследователям удивительные открытия. К примеру, мало кто сегодня осознает, что коммунист по партийной принадлежности и грузин по национальности, Сталин сделал для возрождения духа и традиций Российской Империи больше, чем все руководители СССР вместе взятые! Впрочем, заслуги его на этом поприще, в определенном смысле, весомее и чем у некоторых российских лидеров...
Упоминания об успехах, достигнутых за время его правления нашей страной в экономике, науке и военном строительстве, перечень блестящих побед русского оружия того времени или перечисление территорий, утерянных после 1917 года и вернувшихся в состав СССР при Сталине, являются, так сказать, общим местом. Поговорим о совершенно конкретных вещах, неоспоримо свидетельствующих о том, что этот Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), по сути, возвращал России Россию.
Когда в 1944 году Красная Армия, неся освобождение от нацизма, вошла на территорию Восточной Европы, некоторые тамошние жители (те, что были постарше), испытали самый настоящий шок. И принялись приставать к красноармейцам с «диким» вопросом: «В России, что, царя вернули?!» Причина была, если не догадались, в красовавшихся на плечах освободителей погонах, не бывших, конечно точной копией тех, что носила Российская Императорская армия, но чрезвычайно на них похожих. Указом президиума Верховного Совета СССР в Красную Армию были возвращены не только «царские» знаки различия, но и сам термин «офицеры», упраздненный в 1917 году. Петлицы со «шпалами», «кубарями» и «ромбами», которые носили товарищи красные командиры, канули в Лету.
Некоторые «умники» по данному поводу берутся утверждать, что Сталин, мол, сделал это «от отчаяния», поскольку «чуть не проиграл войну» - в точности, кстати, повторяя при этом немецкую пропаганду того времени. Данные наветы не выдерживают никакой критики. Маршалы «вернулись» в РККА еще в 1935 году, генералы и адмиралы – в 1940-м. А переход на форму с погонами планировался еще в 1941-м. Ну, понятно, что начиная с 22 июня этого страшного года и до самого Сталинграда и Верховному, и всей армии было как-то не до погон, извините... Не менее абсурдным представляется и предположение, что Сталин устроил реформу в стремлении «унифицировать знаки различия и систему воинских званий с союзниками». Да чхать он на них хотел! Во всяком случае, в этом аспекте. Тем более, что в том же 1941 Британия и США никакими союзниками для СССР не были – скорее уж, вероятным противником.
Истине отвечают слова, прозвучавшие в публикациях советских газет того времени: «Погоны – символ воинской чести... советские командиры с заслуженным правом готовы к принятию знаков офицерского достоинства». «Тиран» возвращал русским воинам Достоинство и Честь, как-то подзабытые в «классовой борьбе». А еще – таким образом происходило возрождение традиций, делалось прямое указание на то, что Красная Армия является преемницей великих и блестящих побед армии Российской. И делалось это не только с помощью новой формы и званий. Не меньшее отражение это нашло и в наградной системе СССР.
В июле 1942 года (не самый, мягко говоря, удачный для нашей страны период Великой Отечественной), были учреждены ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского. В марте 1944 для военных моряков были введены ордена и медали, носившие имена Нахимова и Ушакова. Сталину, в отличие от твердолобых «верных ленинцев», было глубоко наплевать на то, что все эти личности были царскими фельдмаршалами и адмиралами, представителями «эксплуататорского класса». Для него они олицетворяли славу и величие России. С Невским вообще был ужас – мало того, что князь, да, вдобавок еще и канонизированный святой Русской Православной церкви. Более того – именно такой воинский орден имелся и в Российской Империи. Верховного волновало только то, как Невский лупил немцев – недаром же фильм о нем был снят в СССР еще в 1938 году.
Не столь явным, но, пожалуй, не менее весомым шагом по возвращению русских воинских традиций через наградную систему стало учреждение Ордена Славы. Появившийся в ноябре 1943 года, он стал, фактически, точной копией Георгиевского креста – самой почетной военной награды Российской Императорской армии. Та же колодка ордена, система степеней, та же принадлежность – «солдатский». Ну, разве что вместо креста и св.Георгия – звезда и башни Кремля. При этом, кстати, сам Георгиевский крест никто в СССР и РККА не «узаконил» (хотя соответствующее постановление Совета Народных комиссаров готовилось), однако, и ношению его не препятствовал. Ну, и напоследок еще о наградах: вводя знаки отличия в честь великих русских полководцев, попытки учредить орден имени его, любимого, Сталин пресекал жесточайше. Известно, как минимум, о двух таковых – к 22 июня 1941 года и к его 70-летию. Перерванные эскизы летели в корзину Вождя без обсуждения. Это так, к слову о «культе личности».
Раз уж мы вспомнили о фильме «Александр Невский», то нельзя не упомянуть, что исторические образы, воплощавшую славу России, при Сталине вернулись на киноэкраны в огромном количестве. И это, опять-таки не только лишь сугубо «полководческие» фильмы о тех же Суворове и Кутузове, однозначно «востребованные» Великой Отечественной Войной. Картина «Петр І» вышла на экраны СССР в 1937-1938 годах, а идея кинофильма о первом российском царе Иване Грозном, съемки которого начались во время войны, принадлежала лично Сталину. Кстати, он же поставил крест на попытках изобразить на экране Петра Великого в карикатурном виде, как того требовали некоторые сильно «коммунистически правоверные» деятели искусства. Исторический факт – «сталинские» исторические фильмы (того же «Минина и Пожарского») после его смерти принялись резать ножницами цензоров, а то и запрещать. Слишком уж они были русскими, слишком имперскими, а не советскими.
Вне всякого сомнения, нельзя обойти молчанием и роль Сталина в возрождении Русской Православной церкви. Итогом его историческая встречи с иерархами РПЦ, состоявшейся 3 сентября 1943 года, стало не только к восстановлению ликвидированной после революции Патриархии, но и полное изменение политики Советского государства в отношении Православной церкви. Лично Сталин предложил открыть Духовную академию и дал разрешение на открытие семинарий в том количестве, которое посчитает нужным духовенство. Десятилетие – с этого момента и до смерти Сталина, считается в РПЦ лучшим временем, которое она переживала в СССР. В стране, где религия была, фактически «отменена», а священство – уничтожено физически, открывались сотни новых храмов и даже монастырь – Троице-Сергиева Лавра. Священники и монахи массово освобождались и возвращались из мест заключения. Созданный в 1925 году «Союз воинствующих безбожников» был разогнан к чертям, а нападки на церковь запрещены строжайше.
Ненавистники Сталина и в данном случае пытаются утверждать, что Верховный «использовал Православную церковь, как инструмент для победы в войне». Это в сентябре-то 1943 года?! Учите, в конце концов, историю! На этом этапе наша Победа в Великой Отечественной была уже только вопросом времени. Да и, кстати, первый циркуляр Сталина, требовавший от «пламенных большевиков» умерить свой пыл в гонениях на верующих, датирован 20 годами ранее – 1923 годом! А кощунственную пьеску «великого пролетарского поэта» Демьяна Бедного, глумившуюся над Крещением Руси он же запретил в 1936 году. И знаете, за что конкретно? За «клевету на Россию и русский народ» и «уничижительное отношение» к таковым. Исторический факт – сохранилось письмо Вождя к зарвавшемуся писаке.
Лучше всего сказал об этом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), считавший, что государственная идеология при Сталине изменилась, став «национально-патриотической», причем данный «пересмотр» осуществлялся им «решительно и целенаправленно во всех областях – от культурно-исторической до религиозной». Добавить тут просто нечего. Это уже потом, бесноватый Никитка, стремившийся если не разрушить, так испоганить все, созданное Генералиссимусом, брызгал слюной с партийных трибун, обещая «предъявить советским людям последнего попа». Кишка оказалась тонка, как и во всем остальном...
Казачество в России, которое «пламенные революционеры» не только уничтожали, как класс, но и мечтали стереть саму память о нем, восстановил Иосиф Виссарионович. Можно только представить себе их культурный шок и бессильную ярость, когда в 1936 году в Кремлевском дворце съездов появились казачьи старшины, одетые в роскошную форму времен Империи, с золотыми аксельбантами. Недаром же громче всех по этому поводу из эмиграции злобно шипел Троцкий, совершенно справедливо усмотревший в данном факте «реставрацию порядков и институтов царского режима». Зато как же потом казачьи шашки кромсали гитлеровских захватчиков! Красные казаки Сталина сполна заслужили свое право шагать по Красной площади во время Парада Победы.
Вся деятельность Сталина с определенного периода, чего не коснись, не просто убедительно говорит – кричит о том, что он всеми силами возвращал из мрака небытия и строил не просто Россию, а великую Российскую Империю. Ну, под красным флагом – и что?! Ельцин под «триколором» сделал больше?
Начать тут надо, опять-таки с того, что СССР в сталинском видении был как раз реинкарнацией Империи под другим названием, а не «союзом независимых республик». Знаете, как его за эту позицию обозвал Ленин? «Русским империалистом»! Но и во всем остальном, в деталях, вплоть до, казалось бы, мелочей, в Советском Союзе именно волей и стараниями Сталина шло возвращение имен, традиций, понятий, составляющих коренную суть России. Отказ от «Интернационала» и создание гимна СССР, на музыку которого сегодня исполняется гимн России – это Сталин. Возрождение кадетский корпусов под именем Суворовских и Нахимовских училищ – Сталин.
Возвращение центральным органам власти названия министерств вместо революционных «народных комиссариатов» - снова он же. И, кстати, появившийся на месте Совета Народных комиссаров Совет министров СССР возглавил лично Сталин. Это уже потом Хрущев начал выдумывать Совнархозы, что, понятно, ничем хорошим не кончилось. Введение раздельного, как в Российской Империи, школьного обучения мальчиков и девочек произошло также в его время. Вообще говоря, именно Сталин, по сути дела, восстановил в СССР классическую русскую систему образования, изрядно разрушенную «верными ленинцами», И, кстати, советские кандидаты и доктора наук, профессора и доценты появились тоже при нем.
Да что говорить, если даже наш любимый праздник – Новый Год, вернул советским людям в 1935 году Иосиф Виссарионович! С момента революции таковой находился, фактически, под запретом, как «буржуазный» обычай с «поповским подтекстом». Так что – «Спасибо товарищу Сталину за елку и деда Мороза!»
Ну, а если серьезно, то пора, пожалуй, признать – происходящая в наши дни в России глубокая позитивная переоценка личности Сталина ни в коем случае не является «реваншем большевистской идеологии» или чем-то еще подобным. Это – вполне закономерное и более, чем заслуженное осознание роли человека и лидера, не просто поднимавшего тосты «за великий русский народ», а посвятившего возрождению и укреплению величия России всю свою жизнь.
Упоминания об успехах, достигнутых за время его правления нашей страной в экономике, науке и военном строительстве, перечень блестящих побед русского оружия того времени или перечисление территорий, утерянных после 1917 года и вернувшихся в состав СССР при Сталине, являются, так сказать, общим местом. Поговорим о совершенно конкретных вещах, неоспоримо свидетельствующих о том, что этот Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), по сути, возвращал России Россию.
Когда в 1944 году Красная Армия, неся освобождение от нацизма, вошла на территорию Восточной Европы, некоторые тамошние жители (те, что были постарше), испытали самый настоящий шок. И принялись приставать к красноармейцам с «диким» вопросом: «В России, что, царя вернули?!» Причина была, если не догадались, в красовавшихся на плечах освободителей погонах, не бывших, конечно точной копией тех, что носила Российская Императорская армия, но чрезвычайно на них похожих. Указом президиума Верховного Совета СССР в Красную Армию были возвращены не только «царские» знаки различия, но и сам термин «офицеры», упраздненный в 1917 году. Петлицы со «шпалами», «кубарями» и «ромбами», которые носили товарищи красные командиры, канули в Лету.
Некоторые «умники» по данному поводу берутся утверждать, что Сталин, мол, сделал это «от отчаяния», поскольку «чуть не проиграл войну» - в точности, кстати, повторяя при этом немецкую пропаганду того времени. Данные наветы не выдерживают никакой критики. Маршалы «вернулись» в РККА еще в 1935 году, генералы и адмиралы – в 1940-м. А переход на форму с погонами планировался еще в 1941-м. Ну, понятно, что начиная с 22 июня этого страшного года и до самого Сталинграда и Верховному, и всей армии было как-то не до погон, извините... Не менее абсурдным представляется и предположение, что Сталин устроил реформу в стремлении «унифицировать знаки различия и систему воинских званий с союзниками». Да чхать он на них хотел! Во всяком случае, в этом аспекте. Тем более, что в том же 1941 Британия и США никакими союзниками для СССР не были – скорее уж, вероятным противником.
Истине отвечают слова, прозвучавшие в публикациях советских газет того времени: «Погоны – символ воинской чести... советские командиры с заслуженным правом готовы к принятию знаков офицерского достоинства». «Тиран» возвращал русским воинам Достоинство и Честь, как-то подзабытые в «классовой борьбе». А еще – таким образом происходило возрождение традиций, делалось прямое указание на то, что Красная Армия является преемницей великих и блестящих побед армии Российской. И делалось это не только с помощью новой формы и званий. Не меньшее отражение это нашло и в наградной системе СССР.
В июле 1942 года (не самый, мягко говоря, удачный для нашей страны период Великой Отечественной), были учреждены ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского. В марте 1944 для военных моряков были введены ордена и медали, носившие имена Нахимова и Ушакова. Сталину, в отличие от твердолобых «верных ленинцев», было глубоко наплевать на то, что все эти личности были царскими фельдмаршалами и адмиралами, представителями «эксплуататорского класса». Для него они олицетворяли славу и величие России. С Невским вообще был ужас – мало того, что князь, да, вдобавок еще и канонизированный святой Русской Православной церкви. Более того – именно такой воинский орден имелся и в Российской Империи. Верховного волновало только то, как Невский лупил немцев – недаром же фильм о нем был снят в СССР еще в 1938 году.
Не столь явным, но, пожалуй, не менее весомым шагом по возвращению русских воинских традиций через наградную систему стало учреждение Ордена Славы. Появившийся в ноябре 1943 года, он стал, фактически, точной копией Георгиевского креста – самой почетной военной награды Российской Императорской армии. Та же колодка ордена, система степеней, та же принадлежность – «солдатский». Ну, разве что вместо креста и св.Георгия – звезда и башни Кремля. При этом, кстати, сам Георгиевский крест никто в СССР и РККА не «узаконил» (хотя соответствующее постановление Совета Народных комиссаров готовилось), однако, и ношению его не препятствовал. Ну, и напоследок еще о наградах: вводя знаки отличия в честь великих русских полководцев, попытки учредить орден имени его, любимого, Сталин пресекал жесточайше. Известно, как минимум, о двух таковых – к 22 июня 1941 года и к его 70-летию. Перерванные эскизы летели в корзину Вождя без обсуждения. Это так, к слову о «культе личности».
Раз уж мы вспомнили о фильме «Александр Невский», то нельзя не упомянуть, что исторические образы, воплощавшую славу России, при Сталине вернулись на киноэкраны в огромном количестве. И это, опять-таки не только лишь сугубо «полководческие» фильмы о тех же Суворове и Кутузове, однозначно «востребованные» Великой Отечественной Войной. Картина «Петр І» вышла на экраны СССР в 1937-1938 годах, а идея кинофильма о первом российском царе Иване Грозном, съемки которого начались во время войны, принадлежала лично Сталину. Кстати, он же поставил крест на попытках изобразить на экране Петра Великого в карикатурном виде, как того требовали некоторые сильно «коммунистически правоверные» деятели искусства. Исторический факт – «сталинские» исторические фильмы (того же «Минина и Пожарского») после его смерти принялись резать ножницами цензоров, а то и запрещать. Слишком уж они были русскими, слишком имперскими, а не советскими.
Вне всякого сомнения, нельзя обойти молчанием и роль Сталина в возрождении Русской Православной церкви. Итогом его историческая встречи с иерархами РПЦ, состоявшейся 3 сентября 1943 года, стало не только к восстановлению ликвидированной после революции Патриархии, но и полное изменение политики Советского государства в отношении Православной церкви. Лично Сталин предложил открыть Духовную академию и дал разрешение на открытие семинарий в том количестве, которое посчитает нужным духовенство. Десятилетие – с этого момента и до смерти Сталина, считается в РПЦ лучшим временем, которое она переживала в СССР. В стране, где религия была, фактически «отменена», а священство – уничтожено физически, открывались сотни новых храмов и даже монастырь – Троице-Сергиева Лавра. Священники и монахи массово освобождались и возвращались из мест заключения. Созданный в 1925 году «Союз воинствующих безбожников» был разогнан к чертям, а нападки на церковь запрещены строжайше.
Ненавистники Сталина и в данном случае пытаются утверждать, что Верховный «использовал Православную церковь, как инструмент для победы в войне». Это в сентябре-то 1943 года?! Учите, в конце концов, историю! На этом этапе наша Победа в Великой Отечественной была уже только вопросом времени. Да и, кстати, первый циркуляр Сталина, требовавший от «пламенных большевиков» умерить свой пыл в гонениях на верующих, датирован 20 годами ранее – 1923 годом! А кощунственную пьеску «великого пролетарского поэта» Демьяна Бедного, глумившуюся над Крещением Руси он же запретил в 1936 году. И знаете, за что конкретно? За «клевету на Россию и русский народ» и «уничижительное отношение» к таковым. Исторический факт – сохранилось письмо Вождя к зарвавшемуся писаке.
Лучше всего сказал об этом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), считавший, что государственная идеология при Сталине изменилась, став «национально-патриотической», причем данный «пересмотр» осуществлялся им «решительно и целенаправленно во всех областях – от культурно-исторической до религиозной». Добавить тут просто нечего. Это уже потом, бесноватый Никитка, стремившийся если не разрушить, так испоганить все, созданное Генералиссимусом, брызгал слюной с партийных трибун, обещая «предъявить советским людям последнего попа». Кишка оказалась тонка, как и во всем остальном...
Казачество в России, которое «пламенные революционеры» не только уничтожали, как класс, но и мечтали стереть саму память о нем, восстановил Иосиф Виссарионович. Можно только представить себе их культурный шок и бессильную ярость, когда в 1936 году в Кремлевском дворце съездов появились казачьи старшины, одетые в роскошную форму времен Империи, с золотыми аксельбантами. Недаром же громче всех по этому поводу из эмиграции злобно шипел Троцкий, совершенно справедливо усмотревший в данном факте «реставрацию порядков и институтов царского режима». Зато как же потом казачьи шашки кромсали гитлеровских захватчиков! Красные казаки Сталина сполна заслужили свое право шагать по Красной площади во время Парада Победы.
Вся деятельность Сталина с определенного периода, чего не коснись, не просто убедительно говорит – кричит о том, что он всеми силами возвращал из мрака небытия и строил не просто Россию, а великую Российскую Империю. Ну, под красным флагом – и что?! Ельцин под «триколором» сделал больше?
Начать тут надо, опять-таки с того, что СССР в сталинском видении был как раз реинкарнацией Империи под другим названием, а не «союзом независимых республик». Знаете, как его за эту позицию обозвал Ленин? «Русским империалистом»! Но и во всем остальном, в деталях, вплоть до, казалось бы, мелочей, в Советском Союзе именно волей и стараниями Сталина шло возвращение имен, традиций, понятий, составляющих коренную суть России. Отказ от «Интернационала» и создание гимна СССР, на музыку которого сегодня исполняется гимн России – это Сталин. Возрождение кадетский корпусов под именем Суворовских и Нахимовских училищ – Сталин.
Возвращение центральным органам власти названия министерств вместо революционных «народных комиссариатов» - снова он же. И, кстати, появившийся на месте Совета Народных комиссаров Совет министров СССР возглавил лично Сталин. Это уже потом Хрущев начал выдумывать Совнархозы, что, понятно, ничем хорошим не кончилось. Введение раздельного, как в Российской Империи, школьного обучения мальчиков и девочек произошло также в его время. Вообще говоря, именно Сталин, по сути дела, восстановил в СССР классическую русскую систему образования, изрядно разрушенную «верными ленинцами», И, кстати, советские кандидаты и доктора наук, профессора и доценты появились тоже при нем.
Да что говорить, если даже наш любимый праздник – Новый Год, вернул советским людям в 1935 году Иосиф Виссарионович! С момента революции таковой находился, фактически, под запретом, как «буржуазный» обычай с «поповским подтекстом». Так что – «Спасибо товарищу Сталину за елку и деда Мороза!»
Ну, а если серьезно, то пора, пожалуй, признать – происходящая в наши дни в России глубокая позитивная переоценка личности Сталина ни в коем случае не является «реваншем большевистской идеологии» или чем-то еще подобным. Это – вполне закономерное и более, чем заслуженное осознание роли человека и лидера, не просто поднимавшего тосты «за великий русский народ», а посвятившего возрождению и укреплению величия России всю свою жизнь.
Информация