Почему «топливный бунт» настиг Францию, но обошел Россию?
Во Франции уже не первый день продолжаются серьезные народные волнения. «Люди в желтых жилетах», как называют активистов протестного движения, вышли на улицы во многих крупных городах страны. Их более пятидесяти тысяч – протестующих против роста цен на топливо. В основном, это водители, которым повышение стоимости топлива крайне не выгодно. Они блокируют дороги, вступают в стычки с полицией, есть даже первые человеческие жертвы.
За последний год стоимость дизельного топлива во Франции выросла на 23%. Сейчас оно стоит в среднем 1,51 евро за литр. Более того, с начала 2019 года планируется увеличить цены на дизельное топливо на 6,5%, на бензин – на 3%. Президент Эммануэль Макрон на многочисленные протесты заявляет, что предпочитает облагать налогом топливо, а не простых работников. Хотя, на самом деле, как раз последние и становятся жертвой революции топливных цен. Впрочем, рост цен на топливо – скорее общеевропейская тенденция, чем решение самого Макрона, хотя, разумеется, в глазах рядовых французов именно с действующим президентом ассоциируются возникшие проблемы.
Между тем, в России цены на топливо тоже растут и это вызывает недовольство водителей. Но ситуация складывается иным образом – до такого накала страстей нашей стране очень далеко. Это связано, в том числе и с тем, что акцизы в РФ составляют где-то 60% от стоимости топлива, а во Франции значительно превышают даже эту немалую отметку. Поэтому, хотя в целом уровень жизни французов выше, рост цен на топливо они ощущают сильнее.
Кроме того, Россия является одним из крупнейших в мире добытчиков нефти, а Франция значительными запасами нефти не обладает и вынуждена импортировать ее из других стран, в том числе из Ирана. Поскольку сейчас США ввели санкции против Ирана, это неизбежно отразилось и на закупках нефти.
Наконец, крупнейшие французские компании, работающие на рынке топлива, не являются, в отличие от России, государственными или тесно связанными с государством. Поэтому французский президент не имеет на них реальных рычагов влияния и, в отличие от России, какие-то соглашения по регулированию цен на топливо, исходящие от государственной власти, здесь невозможны. В России, напротив, государству удалось договориться с крупнейшими компаниями, работающими на топливном рынке, о заморозке цен на бензин и дизельное топливо.
Однако французов может порадовать то, что роста цен на жилищно-коммунальные услуги в связи с инфляцией нефти и топлива не предвидится. Во Франции на серьезном уровне находится атомная энергетика, которая поставляет основную часть электроэнергии в дома французов. Соответственно, жилищно-коммунальная сфера не столь зависима от роста цен на нефть и нефтепродукты.
Что касается народных волнений, то к ним во Франции, как и во многих других европейских странах, давно привыкли. Это, своего рода, национальная традиция – выходить протестовать по любому поводу, хотя понятно, что сколько бы протестующие не бились с полицейскими, по объективным причинам французское правительство вряд ли откажется от повышения налогов на топливо. Ведь Макрон не может регулировать цены на нефть на мировом рынке и давить на французские компании.
За последний год стоимость дизельного топлива во Франции выросла на 23%. Сейчас оно стоит в среднем 1,51 евро за литр. Более того, с начала 2019 года планируется увеличить цены на дизельное топливо на 6,5%, на бензин – на 3%. Президент Эммануэль Макрон на многочисленные протесты заявляет, что предпочитает облагать налогом топливо, а не простых работников. Хотя, на самом деле, как раз последние и становятся жертвой революции топливных цен. Впрочем, рост цен на топливо – скорее общеевропейская тенденция, чем решение самого Макрона, хотя, разумеется, в глазах рядовых французов именно с действующим президентом ассоциируются возникшие проблемы.
Между тем, в России цены на топливо тоже растут и это вызывает недовольство водителей. Но ситуация складывается иным образом – до такого накала страстей нашей стране очень далеко. Это связано, в том числе и с тем, что акцизы в РФ составляют где-то 60% от стоимости топлива, а во Франции значительно превышают даже эту немалую отметку. Поэтому, хотя в целом уровень жизни французов выше, рост цен на топливо они ощущают сильнее.
Кроме того, Россия является одним из крупнейших в мире добытчиков нефти, а Франция значительными запасами нефти не обладает и вынуждена импортировать ее из других стран, в том числе из Ирана. Поскольку сейчас США ввели санкции против Ирана, это неизбежно отразилось и на закупках нефти.
Наконец, крупнейшие французские компании, работающие на рынке топлива, не являются, в отличие от России, государственными или тесно связанными с государством. Поэтому французский президент не имеет на них реальных рычагов влияния и, в отличие от России, какие-то соглашения по регулированию цен на топливо, исходящие от государственной власти, здесь невозможны. В России, напротив, государству удалось договориться с крупнейшими компаниями, работающими на топливном рынке, о заморозке цен на бензин и дизельное топливо.
Однако французов может порадовать то, что роста цен на жилищно-коммунальные услуги в связи с инфляцией нефти и топлива не предвидится. Во Франции на серьезном уровне находится атомная энергетика, которая поставляет основную часть электроэнергии в дома французов. Соответственно, жилищно-коммунальная сфера не столь зависима от роста цен на нефть и нефтепродукты.
Что касается народных волнений, то к ним во Франции, как и во многих других европейских странах, давно привыкли. Это, своего рода, национальная традиция – выходить протестовать по любому поводу, хотя понятно, что сколько бы протестующие не бились с полицейскими, по объективным причинам французское правительство вряд ли откажется от повышения налогов на топливо. Ведь Макрон не может регулировать цены на нефть на мировом рынке и давить на французские компании.
Информация