Экономист оценил возможности создания Россией своего зернового флота

8

Менее чем за десятилетие Россия из страны-импортера продуктовых товаров превратилась в производителя, переработчика и экспортера агропродукции мирового уровня. Причем перепроизводство сельскохозяйственных культур заставляет задуматься о серьезном расширении внешнеторговых отношений страны по сбыту продовольствия.

Нужно отметить, что в 2022 году урожай зерна в РФ составил 158 млн. тонн. Согласно прогнозам, в ближайшую пятилетку на российской территории будут продолжать собирать 140-160 млн. тонн зерна в год. При этом за прошедший пятилетний период выращивалось в среднем 120-135 млн. тонн зерна в год.



Таким образом, в ближайшие годы РФ будет необходимо экспортировать около 60 млн. тонн зерна ежегодно, так как долго его хранить не получится и оно может испортиться, попросту сгнить. Для удовлетворения экспортного потенциала, РФ потребуется создать за это время собственный флот из судов-зерновозов (балкеров) в количестве не менее 60 единиц. На это обратил внимание российский экономист Константин Двинский, который оценил происходящее у себя в Telegram–канале.

Подобное стало возможным за счет эффективной работы правительства. Предпринимались как экстенсивные меры (ввод в эксплуатацию новых площадей), так и интенсивные (повышение урожайности)

– написал эксперт.

Он пояснил, что Москва столкнулась с такой же ситуацией, как и в нефтяной отрасли. Она вынуждена создавать собственный танкерный флот, чтобы не зависеть от транснациональных корпораций. Поэтому на вывозимое зерно Россия также будет предоставлять дисконт, как сейчас поступает с нефтью. При этом из упомянутого количества судов-зерновозов, 30 единиц должны быть класса Panamax (на 50-60 тыс. тонн), а еще столько же – класса Handymax (на 30-40 тыс. тонн).

Суда класса Handymax мы в состоянии построить на собственных верфях. Необходимо малое – государственная поддержка в виде субсидирования. Ничего страшного здесь нет. Естественно, себестоимость на наших судостроительных мощностях гораздо выше, чем на иностранных. За счет того, что в Китае или же Турции верфи работают нон-стопом, обслуживая заказы по всему миру. Можно было пойти самым простым путём и заказать за рубежом по дешевке. Однако это абсолютно неверное целеполагание. Необходимо вкладывать в собственную экономику и развивать собственные мощности. Рубль господдержки, вложенный в реальный сектор, окупится с лихвой

– уверен эксперт.

Однако суда класса Panamax в РФ не изготавливаются. Поэтому их, вероятней всего, придется покупать за границей. О планах производства в РФ таких судов ему ничего неизвестно. Но это хорошая ниша в судостроении, которую необходимо развивать и возможностью надо воспользоваться.

Ситуация с торговым флотом является ярким примером того, как даже сельское хозяйство, роль которого в экономике страны традиционно недооценена, может быть стимулом развития высокотехнологичных секторов. А транспортное машиностроение к таковым как раз и относится

– считает эксперт.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 мая 2023 19:56
    Правильно! Построили Звезду - надо ещё с десяток таких верфей. Самим всё надо строить - от яхт до супертанкеров.
  2. +1
    21 мая 2023 20:50
    Судостроение - вообще одна из самых быстро развивающихся отраслей.
    Но упирается в двигатели ( в большей степени) , винторулевые колонки и электронику для систем управления.

    Для газовозов Росатом предложил комбинацию газовых котлов + паровых турбин, примерно как на ледоколах.

    Для судов поменьше вроде как продемонстрировали работающий прототип.
    (Румо-535 на 1200квт)

    Для фрегатов гтд м90фр сваяли, на сколько он применим на кораблях - не в курсе.

    Но вообще сколько самых разных движков сейчас в освоении (от легких электро для беспилотников до газовых турбин для электростанций) - это что-то.
  3. 0
    21 мая 2023 20:56
    Наконец-то стало доходить, что свою надо экономику поднимать, а не кормить чужую. Так же нужно перерабатывать и лес, нефть, металлы - всё что можно. А не торговать сырьем.
  4. 0
    21 мая 2023 20:58
    О планах производства в РФ таких судов ему [эксперту] ничего неизвестно

    Вот так эксперт...

    конкретика по судам для с/х экспорта, новость март 2023:

    Росагролизинг заказал в производство проект по строительству 40- и 60-тысячетонников по водоизмещению. Это крупнейшие суда — балкеры океанического типа. Мы рассчитываем, что примерно через полгода будут готовы два проекта, соответственно на 40 и на 60 тысяч тонн водоизмещения. И в течение ближайших 2-3 лет головные корабли будут спущены на воду. И после этого запустится серия. Мы собрали вместе с Минсельхозом спрос на такого рода суда. Он очень большой. На сегодняшний момент то, что мы видим, это 61 судно
  5. +1
    21 мая 2023 20:58
    Лучше продавать продукты переработки зерна, с прибавленной стоимостью, например муку, макароны, другие мучные продукты. Иначе может случится как с нефтью, продаем сырье, а продукты переработки (бензин, мазут, дистилляторы, масла) продают другие. Кое-что даже сами закупаем. Потому нужны и контейнеровозы.
    1. +1
      21 мая 2023 21:05
      Цитата: Pro100
      Лучше продавать продукты переработки зерна, с прибавленной стоимостью, например муку, макароны, другие мучные продукты.

      Основной вариант второго передела для зерна - это вовсе не мука и макароны, а продукция животноводства.
      Ей правда гораздо сложнее торговать. Но РФ вполне наращивает экспорт и мяса то же, благо он и до СВО шел в Азию-Африку.
  6. +1
    21 мая 2023 21:16
    Зерно - самый дешевы вариант продавать. Но может быть попробовать хотя бы мукой? уже не говорю о переходе на продукты из зерновых. А так то да -почти торговля сырьем. Необходимо переходить на перерабобтку и продажу продукции из зерна.
  7. 0
    21 мая 2023 22:20
    Однако, крупнейшая проблема для России в строительстве такого типа судов - это отсутствие собственных двигателей, которые нам страны НАТО точно не поставят. Выход: срочно спроектировать и начать производить, что займет несколько лет или ставить паровые турбины с котельным оборудованием.