Экономист оценил возможности создания Россией своего зернового флота
Менее чем за десятилетие Россия из страны-импортера продуктовых товаров превратилась в производителя, переработчика и экспортера агропродукции мирового уровня. Причем перепроизводство сельскохозяйственных культур заставляет задуматься о серьезном расширении внешнеторговых отношений страны по сбыту продовольствия.
Нужно отметить, что в 2022 году урожай зерна в РФ составил 158 млн. тонн. Согласно прогнозам, в ближайшую пятилетку на российской территории будут продолжать собирать 140-160 млн. тонн зерна в год. При этом за прошедший пятилетний период выращивалось в среднем 120-135 млн. тонн зерна в год.
Таким образом, в ближайшие годы РФ будет необходимо экспортировать около 60 млн. тонн зерна ежегодно, так как долго его хранить не получится и оно может испортиться, попросту сгнить. Для удовлетворения экспортного потенциала, РФ потребуется создать за это время собственный флот из судов-зерновозов (балкеров) в количестве не менее 60 единиц. На это обратил внимание российский экономист Константин Двинский, который оценил происходящее у себя в Telegram–канале.
Подобное стало возможным за счет эффективной работы правительства. Предпринимались как экстенсивные меры (ввод в эксплуатацию новых площадей), так и интенсивные (повышение урожайности)
– написал эксперт.
Он пояснил, что Москва столкнулась с такой же ситуацией, как и в нефтяной отрасли. Она вынуждена создавать собственный танкерный флот, чтобы не зависеть от транснациональных корпораций. Поэтому на вывозимое зерно Россия также будет предоставлять дисконт, как сейчас поступает с нефтью. При этом из упомянутого количества судов-зерновозов, 30 единиц должны быть класса Panamax (на 50-60 тыс. тонн), а еще столько же – класса Handymax (на 30-40 тыс. тонн).
Суда класса Handymax мы в состоянии построить на собственных верфях. Необходимо малое – государственная поддержка в виде субсидирования. Ничего страшного здесь нет. Естественно, себестоимость на наших судостроительных мощностях гораздо выше, чем на иностранных. За счет того, что в Китае или же Турции верфи работают нон-стопом, обслуживая заказы по всему миру. Можно было пойти самым простым путём и заказать за рубежом по дешевке. Однако это абсолютно неверное целеполагание. Необходимо вкладывать в собственную экономику и развивать собственные мощности. Рубль господдержки, вложенный в реальный сектор, окупится с лихвой
– уверен эксперт.
Однако суда класса Panamax в РФ не изготавливаются. Поэтому их, вероятней всего, придется покупать за границей. О планах производства в РФ таких судов ему ничего неизвестно. Но это хорошая ниша в судостроении, которую необходимо развивать и возможностью надо воспользоваться.
Ситуация с торговым флотом является ярким примером того, как даже сельское хозяйство, роль которого в экономике страны традиционно недооценена, может быть стимулом развития высокотехнологичных секторов. А транспортное машиностроение к таковым как раз и относится
– считает эксперт.
Информация