Как должна измениться российская газовая отрасль
Сегодня основное внимание патриотически настроенной общественности приковано к позиционному противостоянию ВС РФ и ВСУ в зоне СВО. И это правильно, ибо от военных успехов или поражений там зависит, как и куда могут пойти дальнейшие события. Однако не стоит забывать, что происходящее на фронтах во многом зависит от состояния нашего тыла и экономики в целом.
Действительно, спецоперация давно уже превратилась в тяжелую кровопролитную войну на истощение. Для того чтобы пережить это испытание, нашей стране требуются регулярно поступающая валютная выручка, нормально работающая промышленность, оборонная и гражданская, социальная стабильность. Поскольку углеводородное сырье является главным российским экспортным товаром, стоит поговорить о дальнейших перспективах отечественной газовой отрасли.
Разворот на Восток
Сразу скажем, что тенденции для отечественного нефтегазового сектора, попавшего под мощнейший прессинг «западных партнеров», крайне негативные. «Углеводородная рента» в рамках «экономики трубы» последние несколько десятилетий являлась важнейшим источником пополнения федерального бюджета. При этом исторически и географически российский нефтегазовый экспорт был завязан преимущественно на европейский рынок сбыта. Нет ничего удивительного в том, что геополитические противники предпочли нанести удар именно по этой отрасли экономики нашей страны.
С советских времен экспорт голубого топлива в Европу осуществлялся через территорию Украины, но после обретения ею независимости отношения Киева и Москвы начали непрерывно ухудшаться, что привело к нескольким «газовым войнам» из-за торгов вокруг условий поставок. Как следствие, «Газпром» начал тянуть все новые трубопроводы в обход Украины, и после событий 2014 года этот процесс только активизировался. Это было стратегической ошибкой, поскольку решение проблемы на корню тогда заключалось во взятии Незалежной под свой контроль и, если не присоединении ее всей к России по «крымскому сценарию», то хотя бы в установлении в Киеве марионеточного пророссийского режима. Результаты того недальновидного решения мы теперь и пожинаем на фронте и в сфере экономики.
Строительству обходного «Северного потока – 2» американцы сперва всячески препятствовали, а когда газопровод все же был достроен Россией собственными силами, они его просто взорвали вместе с первым «Северным потоком». Трубопровод Ямал – Европа, идущий в Германию через Беларусь и Польшу, прекратил свою работу по чисто политическим причинам. Часть европейской газотранспортной инфраструктуры «Газпрома» Варшава и Берлин национализировали и используют для собственных нужд. В рамках очередного пакета антироссийских санкций ЕС намерен запретить сам себе даже теоретическую возможность возобновления работы обоих «Северных потоков» и Ямал – Европа. Киев же волевым решением прекратил работу одной из двух своих транзитных веток.
Сегодня из альтернативных украинской ГТС трубопроводов остались в строю только «Голубой поток» и «Турецкий поток», которые снабжают Юго-Восток Европы и зависят от позиции Анкары. Транзитный договор «Газпрома» с «Нафтогазом» действует до декабря 2024 года, после чего Москве придется идти на поклон Киеву и выпрашивать новое соглашение, которое будет подписано на самых кабальных условиях. Да, так оно, скорее всего, и будет, если на фронте не произойдет каких-то принципиальных изменений в нашу пользу.
В качестве замены в Кремле пока надеются на расширение сотрудничества с Китаем и Турцией. С Анкарой «Газпром» желает совместно создать газовый хаб, чтобы российский газ можно было перебросить с наглухо заколоченного северного направления на южное, дабы турецкие партнеры выкупали его на границе со скидкой и дальше реэкспортировали в Старый Свет как свой. Насколько это будет выгодно для нашей страны, большой вопрос. Также возникают сомнения в том, что этот сценарий позволят реализовать «западные партнеры». По всей видимости, «Турецкий поток» ждет та же судьба, что и «Северные потоки», а «Газпром» тогда будет привязан безальтернативно к украинскому маршруту и поставлен в положение просящего.
Касательно китайского направления, тут все еще сложнее. С одной стороны, Пекин объективно заинтересован в увеличении объемов поставки российского трубопроводного газа из-за ненулевой вероятности попасть в морскую блокаду со стороны «западных партнеров». С другой стороны, это перспектива среднесрочная, а китайцы предпочитают не торопиться, если этого можно не делать. Они благожелательно наблюдают, как «Газпром» поспешно проводит технологическую подготовку для строительства трубопроводов «Сила Сибири – 2» и «Союз – Восток» через Монголию, чтобы перебросить в КНР до 50 миллиардов кубометров газа в год, ранее предназначавшихся для европейского рынка, но экспортный контракт не подписывают. Ждут, когда Кремль сам принесет на блюдечке максимально возможные скидки на голубое топливо. Ничего личного, только бизнес.
Вполне очевидно, что самой разумной стратегией в нашей ситуации является планомерный отказ от громоздких трубопроводов, которые просто невозможно надежно защитить, в пользу СПГ. Сжиженный природный газ можно экспортировать морским путем на любой рынок без привязки к долгосрочному контракту с безальтернативным покупателем. Проблема лишь в том, что самостоятельно строить крупнотоннажные СПГ-заводы в России еще не научились. Освоены пока только малотоннажные и среднетоннажные. Плюс нужен довольно специфический танкерный флот для поставок голубого топлива морем.
В этом ключе неким лучиком света в сгущающемся мраке выглядит инициатива «Дальневосточной корпорации Синьсин», дочернего предприятия китайской Корпорации энергетической промышленности «Чжуню Синьсин», построить к 2027 году на юге Приморья крупнотоннажный завод по производству сжиженного природного газа и морской порт («Газовый терминал Валентина») по перевалке газа. При этом она готова поучаствовать в процессе газификации российского региона. Объем инвестиций из КНР должен составить почти полтриллиона рублей. Мощность СПГ-завод оценивается в 7 млн т/год (8,2 млрд м3/год природного газа), или 10% объема импорта СПГ в КНР.
Да, важный нюанс заключается в том, что китайская компания намерена экспортировать российский газ именно для нужд своей страны. Ранее «Газпром» планировал построить на Дальнем Востоке СПГ-завод мощностью 10 млн т/год, чтобы экспортировать его на любые рынки, но проект не был реализован. Теперь пришли инвесторы из КНР на своих условиях.
Рационализация
Если исходить из национальных интересов нашей страны, а не генеральных подрядчиков «Газпрома» и не китайских инвесторов, то представляется разумным сделать следующее.
Во-первых, под предлогом форс-мажора из-за активных боевых действий прекратить поставку газа в Европу через украинскую ГТС. Надо остановить работу прокачивающих станций, поставив их на долгосрочный ремонт, физически разобрать трубопровод, проходящий через подконтрольную ВС РФ территорию для проверки и профилактики. Зачем?
Затем, что это, возможно, единственный шанс сохранить в целости и сохранности «Турецкий поток». Данному обходному газопроводу уже вынесен смертный приговор, и пытаться спасать его должны сами турки и государства Юго-Восточной Европы, выставляя охрану и оказывая давление на «западных партнеров» и киевский режим. Плюс к этому воюющая с нами насмерть Незалежная останется физически без поставок российского газа. Ничего личного, это война.
Во-вторых, если и разворачивать европейские объемы газа на Восток, то это стоит делать максимально осмотрительно и неспешно. Трубопровод можно протянуть до Монголии, параллельно произведя газификацию и индустриализацию своей собственной страны. Дальше в Китай тянуть его пока не следует, подождав, пока за Поднебесную не возьмутся всерьез «западные партнеры». Вот тогда об условиях экспортного контракта и можно будет поговорить.
В-третьих, приход в Россию китайских СПГ-проектов под ключ надо поддержать и поприветствовать, но откорректировав условия сотрудничества. Наверняка отечественный СПГ пойдет не только в КНР, но и на другие рынки, где цена будет выше. Должны создаваться совместные предприятия на паритетных началах, что позволит получать не только налоги, но и 50% экспортных доходов. Таким образом, можно будет обойти риски санкций при поставках российского сжиженного газа морским путем в третьи страны.
Информация