Выживать российским виноделам становится все сложнее
В настоящее время уже более половины рынка вина в России приходится на отечественную продукцию. На фоне геополитических изменений стало очевидно, как сильно данная отрасль зависит от различных поставок из-за границы. На данный момент на российском рынке вина сложилась во многом классическая для большинства отраслей нашей экономики в последнее время ситуация, где, с одной стороны, наблюдается небывалое санкционное давление на отечественных виноделов, а с другой, открываются новые перспективы.
В 2022 году на Первом Российском винодельческом форуме вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, курирующая винодельческую отрасль страны, заявила, что, несмотря на санкции, данному сегменту удается демонстрировать устойчивый рост. Так, производство винограда в 2021-м выросло более чем на 10% к прошлому году (+752 тысячи тонн). В 2023-м ожидается увеличение на 760 тысяч тонн. Кроме того, чиновница отметила, что активными темпами расширяется и география российского виноградарства и виноделия. Например, уже сейчас можно продегустировать первые вина из Самары, в ближайшее время ожидаются первые урожаи виноградников в Воронежской и Саратовской областях.
В 2020 году в Российской Федерации вступил в силу закон о виноградарстве и виноделии. Предполагалось, что новые правила позволят создать все необходимые условия для развития отрасли. Кроме того, изменения в законодательстве должны были обеспечить производство качественной отечественной продукции из винограда и защитить население страны от некачественного вина. Также законопроект устанавливает довольно жесткие требования, что продукция, обозначающаяся как «вино России», должна быть изготовлена исключительно из винограда, который был выращен на территории РФ. Для представителей данной отрасли предусмотрена финансовая, имущественная и административная поддержка.
В Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации отмечают, что площадь виноградников в стране также увеличивается с каждым годом. Не стоит забывать, что в 2014 году подобной тенденции способствовало присоединение Крыма к РФ. По итогам того года суммарная площадь виноградников увеличилась на 23,5 тысячи гектаров. Кроме того, необходимо обратить внимание и на тот факт, что постепенно растут и объемы производства вина, что можно считать результатом поддержки данной отрасли со стороны государства.
Несмотря на все действия, направленные на развитие виноделия и виноградарства в России, в настоящее время отечественная продукция серьезно проигрывает в таком моменте, как сила бренда. Так, если рассмотреть структуру мирового импорта вина, то здесь Российская Федерация занимает 9-е место с долей в 3,9%, а в случае с выходом нашей продукции на мировые рынки показатели РФ гораздо скромнее (0,03% от мирового экспорта и только 56-я позиция в рейтинге). Из этого можно сделать вывод, что российское вино в этом плане заметно проигрывает, обычный покупатель не доверяет отечественной продукции, предпочитая более известные и популярные бренды из стран, являющихся историческими лидерами по производству винных напитков. Ко всему прочему сказывается и санкционная политика в отношении России со стороны недружественных государств. Виноделы нашей страны находятся в активном поиске новых рынков для сбыта своей продукции. Особый интерес в данном вопросе могут представлять Китай, Япония и Гонконг. Кроме того, среди новых направлений сбыта можно рассматривать государства Африканского континента, где спрос на алкогольную продукцию постоянно увеличивается в связи со стремительным ростом численности населения.
Определенные трудности из-за санкций российские производители вина испытали с компонентами и оборудованием, которые необходимы для создания итоговой, а главное – презентабельной продукции. Так, материал для винных пробок в основном импортировался из Франции, Испании и Италии. Этикетки, краски, оборудование для создания проволоки для игристого вина – в большинстве процессов были задействованы зарубежные ресурсы и технологии. Перенастройка логистических цепочек привела к удорожанию продукцию, что также негативно сказалось на показателях спроса.
Ключевые проблемы отечественного виноделия на данный момент лежат в экономической, технологической и ментальной плоскостях. Например, значительный рост величины акциза в последние годы способствует стагнации производственных мощностей и росту банкротств среди малых предприятий. Несовершенство технологической базы серьезно влияет на качество готового продукта, что довольно быстро сказывается на настроениях потенциального потребителя, в результате чего покупатели отдают предпочтение иностранным винам. Стоит также обратить внимание на весьма низкую культуру распития винных напитков в нашей стране, довольно часто жители России выбирают другие виды алкогольной продукции, руководствуясь более доступной ценой и большей крепостью.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что на современном этапе виноградарство и виноделие Российской Федерации имеет существенные проблемы на международном рынке, которые вызваны низкой конкурентоспособностью отечественной продукции и геополитическими условиями, заключающимися в экономической изоляции России. Подобную ситуацию можно видеть и на внутреннем рынке, где наблюдаются проблемы, связанные с несовременным оборудованием, недостатком специалистов с высокими профессиональными навыками и относительно приличным возрастом у многих виноградных насаждений. Комплексный подход к решению существующих проблем позволит исправить ситуацию в виноградно-винодельческом комплексе страны и будет способствовать развитию сельского хозяйства в целом и конкретных регионов, специализирующихся на производстве вина.
В настоящее время данный сектор не может развиваться самостоятельно, не пользуясь поддержкой со стороны государства, что не совсем характерно для рыночной экономики. Только при разработке лояльных мер по регулированию нормативно-правовых условий, которые смогут одновременно удовлетворить желания и властей страны, и представителей рынка, данный комплекс сможет устойчиво развиваться.
Информация