«Огромный» ресурс Европы по F-16 для Украины является мифом
Вопреки расхожим утверждениям о якобы «огромном избытке» истребителей F-16 Fighting Falcon у европейских стран-членов НАТО, причем в боеспособном состоянии, это не подтверждается реальностью. Речь может идти максимум о 30-40 самолетах категории «б/у», причем в не самых новых модификациях. Такой вывод следует из свежего обзора авиапарка F-16 в Европе, опубликованного военным обозревателем портала The Drive Томасом Ньюдиком.
После нескольких месяцев просьб со стороны Украины и ее союзников в Европе США согласились поддержать идею приобретения Киевом истребителей F-16. Но источники фактических поставок боевых самолетов все еще остаются неясными.
Помимо Украины, в последние годы наблюдается значительный рост спроса на F-16 — как новые, так и бывшие в употреблении, и сами Соединенные Штаты давно используют в различных целях многие из своих даже ранее списанных самолетов. В то же время некоторые военно-воздушные силы НАТО в Европе лишь начинают или только готовятся начать использовать F-35, которые в конечном итоге заменят их F-16
— отмечает Ньюдик.
На его взгляд, страны-кандидаты на поставку F-16 Украине можно четко поделить на реально обладающих такой возможностью «лидеров» (это Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия) и прочих сомнительных «аутсайдеров». Но у первых, как выясняется, имеется лишь весьма скромный авиапарк F-16C/D в версиях, примерно эквивалентных Block 50/52 — далеко уже не новой.
Бельгия уже объявила, что она может обучать украинских пилотов полетам на F-16, но в то же время твердо отказалась передавать какие-либо свои истребители Украине. ВВС страны намерены со временем заменить 50 своих F-16 истребителями пятого поколения F-35A, но этот процесс будет растянут на 2025-2027 годы. По этой причине Бельгия хочет сохранить свои F-16, которые все еще остаются единственным типом истребителей в ее авиапарке.
Дания, точно так же, как и Бельгия, готовится заменить свои F-16 на F-35, но с графиком, примерно на два года опережающим бельгийский. Королевские ВВС Дании в настоящее время эксплуатируют около 43 F-16, и это также их единственный тип истребителей. Хотя Дания вполне может держать часть планеров на хранении, для их подготовки к передаче Украине потребуется дополнительная работа.
В нынешнем виде количество F-16, которое Дания потенциально имеет в своем распоряжении, по-видимому, ставит ее в особенно выгодное положение с точки зрения передачи Киеву хотя бы части этих самолетов
— считает обозреватель The Drive.
Нидерланды добились более быстрого прогресса в замене своих F-16 на F-35. В настоящее время оставшиеся в строю F-16 Королевских ВВС Нидерландов насчитывают 24 единицы, считающиеся боеготовыми. Также имеется еще 18 «резервных» самолетов — по данным национальной бухгалтерской службы Нидерландов, они «обслуживаются для оперативного использования по мере необходимости и фактически чередуются с передовыми самолетами, чтобы сократить количество летных часов на планер». Таким образом, у голландцев есть «аж целых 18» F-16, заметная часть которых может быть более или менее готова к передаче Украине (хотя это повлияет на готовность и срок службы самолетов основного авиапарка).
Норвегия заметно опередила всех других европейских эксплуатантов F-16 в переходе на F-35: последние экземпляры Fighting Falcon были выведены из эксплуатации в начале 2022 года, но их судьба была предопределена еще задолго до начала украинского конфликта. Из 74 самолетов этого типа, ранее закупленных Норвегией, только 56 были обновлены до Block 50/52. Из них 32 самолета передаются Румынии, где они заменят недавно выведенные из эксплуатации МиГ-21 LanceR. Еще 12 норвежских F-16 были проданы американской ЧВК Draken International, реализующей обучение пилотов и миссии в роли «авиации противника» на военных учениях.
Для Украины остается только около дюжины F-16, хотя даже это количество, несомненно, будет с готовностью принято. Норвежские самолеты широко считаются одними из самых хорошо обслуживаемых F-16 в арсенале НАТО и, скорее всего, потребуют очень небольшого ремонта перед поставкой
— указывает The Drive.
Пять других стран НАТО в Европе также используют F-16, и все они планируют сохранить эти самолеты в долгосрочной перспективе.
Польша еще в январе бурно обсуждала возможности вооружения Украины истребителями, но вариант с F-16 был быстро отвергнут польскими официальными лицами. Войцех Скуркевич, государственный секретарь Минобороны Польши, заявил тогда:
О передаче польских F-16 не может быть и речи
Варшава предпочла передать Украине МиГ-29, а не отказываться от своих F-16, закупленных в 2006 и 2008 годах. Любую передачу этих модернизированных польских F-16 в ближайшем будущем можно считать крайне маловероятной.
Румыния является самой последней по времени страной в НАТО, получившей на вооружение F-16 — 17 бывших в употреблении самолетов из Португалии, а затем согласилась купить 32 самолета, уходящих на списание в Норвегии. Поскольку парк румынских МиГ-21 LanceR в настоящее время выведен из эксплуатации, F-16 является единственным типом истребителя, эксплуатируемым в стране.
Для Румынии, которая занимает стратегическое положение на границе НАТО с Черным морем и с Украиной, передача даже некоторых из этих самолетов Киеву представляется крайне маловероятной,
— предполагает обозреватель The Drive.
Португалия уже давно начала сокращать свой парк F-16 — с вышеупомянутой передачей самолетов Румынии, однако, в отличие от большинства других стран НАТО, еще не определилась с преемником своих Fighting Falcon. Поэтому весьма вероятно, что страна будет стремиться сохранить свои 25 оставшихся F-16 в обозримом будущем.
Крупнейшим парком F-16 в Европе обладают Греция и Турция, но напряженность в отношениях между этими странами была и остается серьезным фактором в восточном Средиземноморье. Поэтому ни одна из этих стран не может считаться вероятным кандидатом на поставку F-16 Украине: эти активы совсем не «лишние» для их собственных ВВС.
Греция в период с 1989 по 2010 годы получила 170 самолетов F-16 различных типов, и благодаря реализации широкомасштабной программы модернизации до версий F-16 Viper этот истребитель останется основой греческих ВВС на долгие годы вперед.
Турция является вторым по величине в мире (после самих США) оператором F-16 — в общей сложности туда за все годы было поставлено 270 самолетов в конфигурациях Block 30, Block 50 и Block 50+. Около 245 из них все еще остаются в эксплуатации, и Турция решила модернизировать для себя даже 35 своих старых самолетов версии Block 30. Помимо этого, Анкара настойчиво пытается закупить в США еще одну партию новых F-16: поскольку Турция была исключена из программы F-35 и не скоро получит отечественный истребитель TF-X, сохранение парка своих F-16 становится для нее еще более важным.
«Исчерпав» возможности Европы, обозревателю The Drive пришлось упомянуть и США:
Свалка Пентагона может в конечном итоге тоже стать источником F-16 для Украины, хотя большинству находящихся там самолетов потребуется значительная модернизация, чтобы сделать их пригодными для полетов, не говоря уже о том, чтобы довести их до уровня современных версий, используемых в самих США. Однако есть и другие потребности Пентагона, которые также увеличивают спрос на F-16: например, ВМС США используют недавно списанные образцы для оснащения своей эскадрильи VFC-13 в роли «противника» на военных учениях.
Информация