Советские планетоходы: Убедительный реванш в проигранной лунной гонке

1
Советский союз первым запустил человека в космос, первый сфотографировал обратную сторону Луны, его космические аппараты первыми мягко прилунились и успешно доставили на Землю образцы реголита. К сожалению, США опередили СССР в лунной гонке, и Нил Армстронг стал на земном спутнике первопроходцем.


Ни советские, ни российские космонавты не высаживались на Луне, однако, двенадцать ее кратеров заслуженно носят имена исследователей, побывавших на ее поверхности дистанционно: «Гена», «Слава», «Николя», «Игорь», «Леня». «Альберт», «Костя», «Витя», «Коля», «Валера», а также «Вася» и «Боря». Этой чести удостоились в 2013 году операторы проектов «Луноход-1» и «Луноход-2» и руководитель научной группы Борис Непоклонов.



В 60-е и 70-е годы основные усилия СССР по изучению Луны были сосредоточены на использовании автоматических космических аппаратов в рамках так называемой Программы «Е». Подвижные исследовательские аппараты с дистанционным управлением были зашифрованы в ней как проект Е8. Советские луноходы стали научным ответом США после того, как в пилотируемом запуске пропал смысл. Поставленная перед разработчиками задача была невероятно сложна. Аппараты должны были работать в экстремальных условиях вакуума, температурных перепадов и лунной пыли. При этом луноход должен был управляться с Земли. Главным требованием Королева была надежность. Слишком много неизвестных параметров могли привести к отказу систем, поэтому изначально никто не рассчитывал на пробег по лунной поверхности более 10 километров.

Взяться за разработку шасси для такого аппарата не решилось ни КБ Кировского завода, ни НАТИ. В итоге коллектив Александра Кемурджиана из ВНИИ-100 под общим руководством Георгия Бабакина стал главным разработчиком. Получившийся у советских ученых уникальный исследовательский аппарат намного опередил свое время. Каждое из восьми его титановых колес было оснащено собственным приводом и системой разблокировки на случай увязания в лунной пыли. На шасси «Лунохода-1» кроме приборного отсека была установлена выдвигающаяся солнечная панель для подзарядки.

Второй задачей была разработка системы эффективного управления аппаратом на расстоянии около 400 000 километров. Сигнал от Земли до Луны идет за 1,3 секунды, технологии того времени не позволяли операторам луноходов получать телевизионную картинку. Вместо этого экипажи на Земле видели черно-белые кадры, сменяющие друг друга с задержкой от 3 до 20 секунд. Именно этим обстоятельством и обусловлена чрезвычайно низкая скорость движения исследовательской машины. Экипаж лунохода насчитывал 5 человек. Для управления аппаратами были в условиях строжайшей секретности отобраны 11 специалистов. В то время о них писали так:

Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек – рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР.


«Луноход-1» выехал на поверхность спутника Земли 17 ноября 1970 года в районе Моря Дождей. Считалось, что аппарат прослужит 3 лунных дня, равняющиеся трем земным месяцам, однако, реально он проработал 11 лунных дней. За это время он передал 25 тысяч кадров и более двух сотен панорам. «Луноход-2» вышел из строя раньше положенного из-за неудачного стечения обстоятельств. Во время преодоления кратера его радиатор охлаждения оказался покрыт вездесущей пылью, из-за чего упал заряд аккумуляторов, и аппарат «уснул».

Два лунохода так и остались на земном спутнике как памятник великой советской науке, значительно опередившей свое время.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    2 декабря 2018 18:25
    Однозначно достижение, но с многократной высадкой человека рядом не стояло...