Российский речной транспорт «сел на мель»

15

К речному (внутреннему) транспорту относятся перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям. Данный вид транспорта в российской системе перевозок имеет большой, но в настоящее время неиспользованный потенциал, обладая весьма скромной ролью в национальной экономике. Несмотря на это, он обладает высокими провозными способностями, возможностью транспортирования крупногабаритных грузов, экономичностью и низкими инфраструктурными издержками.

В течение довольно длительного времени речной транспорт играл очень значимую роль в истории нашего государства, именно благодаря ему зачастую происходило освоение и последующее развитие новых территорий. В настоящее время ключевым преимуществом речного транспорта можно считать низкую себестоимость перевозок по сравнению с альтернативными вариантами транспортировки определенных видов грузов. Во многих случаях данный фактор перевешивает возможные негативные последствия при использовании речного транспорта, связанные с низкими скоростями движения и сезонным характером перевозок.



Если исходить из целей перевозок, то весь речной транспорт можно разделить на грузовой и пассажирский. Каждый из этих видов обладает индивидуальными особенностями и характеристиками, поэтому стоит рассматривать их в отдельности, не забывая о том, что именно в совокупности они формируют единую систему внутреннего речного транспорта.

Речные грузоперевозки в России столкнулись с целым комплексом новых проблем в конце прошлого века, связано это было с распадом Советского Союза. Так, в 1989 году объем речных перевозок составил более 580 миллионов тонн. К 2014-му аналогичный показатель сократился в 4,6 раза, опустившись до отметки в 124,8 миллиона тонн. Российская Федерация на порядок отстает от европейских государств по доле водного транспорта в общем объеме перевозок грузов. Например, в Нидерландах, Франции и Германии на водный транспорт приходится более 10%, в РФ же данный показатель на 2016 год составляет менее 1,5%. Стоит также обратить внимание на тот факт, что подобные результаты фиксируются, несмотря на гораздо меньшую плотность автомобильных и железных дорог в нашей стране по сравнению с европейскими государствами. Подобное положение дел говорит о том, что даже в условиях недостатка альтернативных транспортных маршрутов для многих перевозчиков речной транспорт остается непривлекательным.

Из основных факторов, которые определили резкое снижение объемов речных перевозок в России на рубеже столетий, можно выделить следующие:

– снижение экономической конкурентоспособности речных перевозок из-за ухудшения инфраструктуры внутренних водных путей;

– множество речных маршрутов попросту выпали из логистических цепей доставки грузов, которые были сформированы во времена Советского Союза, оказавшись нерентабельными или политически невыгодными в условиях рыночной экономики;

– высокий износ речного транспортного флота и глубокий кризис отечественной судостроительной отрасли.

Аналогичная ситуация сложилась и в пассажирском речном транспорте, но по несколько другим причинам. Так, объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за период с 1980 по 2020 год снизился в 8 раз – со 103 до 11 миллионов человек. В настоящее время практически не используются потенциальные возможности речного транспорта для перевозки пассажиров, например, в крупных агломерациях, имеющих внутренние водные пути, но испытывающих на себе проблемы с автомобильным транспортом, выражающиеся в загруженности дорог, запуск таких маршрутов выглядел бы довольно эффективно. Несмотря на все негативные тенденции, роль внутреннего речного транспорта до сих пор довольно высока в регионах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, где до многих населенных пунктов можно добраться только таким способом. Однако стоит понимать, что функционирование речного транспорта в таких субъектах напрямую зависит от объемов финансирования со стороны региональных властей. У самих компаний, организующих пассажирские перевозки, практически нет возможности быть экономически эффективными без сторонней поддержки.

Немногим лучше обстоят дела и с круизным флотом, который используется для речных перевозок в туристических целях. Так, средний возраст работающих на туристских маршрутах судов составляет 41 год. Главным же преимуществом в условиях довольно сильной изоляции жителей нашей страны от мировой туристической системы может стать переориентация отечественных путешественников с выездных туристских направлений на внутренние, которая в перспективе положительно скажется на круизных компаниях.

Кроме того, пассажирскому речному транспорту в России довольно часто характерно несоответствие маршрутной сети спросу на перевозки и отсутствие синхронизации с другими видами пассажирского транспорта. Не стоит забывать и о плачевном состоянии многих объектов инфраструктуры (пристани, причалы и пирсы), которое в совокупности с высокими ценами на подобный вид туризма зачастую отпугивает многих клиентов.

В феврале 2016 года в стране была принята Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года, которая в 2021-м утратила свою силу в связи с утверждением Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го. Многие положения из первого документа стали составной частью новой стратегии, они направлены на вывод из стагнации, а местами и из кризиса всей системы речного транспорта в РФ. Говорить о ее результатах пока рано, но некоторые ее положения выглядят довольно рационально.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что государство в самые кратчайшие сроки должно принять меры по повышению конкурентоспособности речного транспорта и постараться создать экономически благоприятные условия для разработки и ввода в эксплуатацию инновационных транспортных средств. Многие эксперты отмечают, что у отечественного речного транспорта имеются довольно широкие перспективы, которые в данный момент реализуются далеко не в полной мере. Необходимо четко понимать, что если в ближайшее время в данной отрасли не произойдут кардинальные изменения, то данный вид транспорта может быть безвозвратно потерян, полностью исчезнув из транспортной системы Российской Федерации.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    2 июня 2023 10:31
    Автор не упомянул такой серьезный минус речного транспорта в условиях России как сезонность. В Западной Европе и США просто уже не помнят что реки могут замерзать зимой
    1. +1
      2 июня 2023 11:14
      Во многих случаях данный фактор перевешивает возможные негативные последствия при использовании речного транспорта, связанные с низкими скоростями движения и сезонным характером перевозок.
  2. +2
    2 июня 2023 13:02
    А чему удивляться, экономика перестала быть экономной.
    Гужевой транспорт в России тоже как-то не очень.
    А ведь он очень даже очень.
    В Москве, например, день простоишь и ни одного извозчика, ни одной пролётки.
  3. +2
    2 июня 2023 17:09
    Российский речной транспорт «сел на мель»

    - не только в переносном, но и в прямом смысле.
    Организованная неоправданная перекачка воды из Дона на Донбасс грозит обмелению Дона и разрушению всей инфраструктуры вдоль его берегов.
    Давно нужно было освобождать от фашистов Днепр, либо перекрыть его в Смоленской области, либо в Белоруссии, оставить киевскую хунту без воды, как они это сделали с Крымом.
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    3 июня 2023 06:34
    Почему так? Да потому что надо осваивать средства по другим направлениям. Сейчас строительство самое доходная часть предпринимателей. Ради этого рушат заводы, и даже нормальные дома. Сейчас с большой помпой хотят углублять Волгу в районе Самары.А ведь раньше это входило в план. Работали землечерпалки. На реке все стало платным. Шлюзование, разгрузка-погрузка. И все потихоньку ветшает. Но плакаты -это незыблемо. С помощь их поднимается настроенье масс. И многое можно увидеть, но не всегда пощупать.
  6. +2
    3 июня 2023 08:12
    Пора заняться речными водными ресурсами России в плотную. В России больше судоходных рек чем в гейропе, и нам нужно развивать наш речной флот.
    1. 0
      3 июня 2023 16:00
      Экономика всё ставит на свои места, невыгодным стал для многих грузов и пассажиров речной транспорт в европейской части РФ, вот и чахнет. Только для больших объёмов и неспешной доставкой может быть рентабельным. Проогулочно-круйзный действует, значит есть спрос. Прежде чем искусственно возрождать речной транспорт, сперва подсчитать, стоит ли овчинка выделки. Вот межгосударственный маршрут "Север-Юг" намечает большой грузооборот, там суда река-море с маршрутом по Каспию и далее по Волге будет явно загружен и развиваем.
  7. 0
    3 июня 2023 21:16
    Хватит врать. В 2018 году (позже не смотрел) на речной и морской транспорт франции приходилось 6,7 % грузоперевозок. Предполагаю, что на морской транспорт значительно больше, чем на речной.
    1. 0
      4 июня 2023 14:55
      Держите ссылку на Стратегию 2016 года и цитату из неё, где говорится о том, что во Франции на внутренний водный транспорт (без учета морского) приходится 10%.

      https://docs.cntd.ru/document/420339372

      В то же время на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится менее 1,5 процента общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, в то время как в Германии - 11 процентов, Нидерландах - 34 процента, Франции - 10 процентов грузооборота при устойчивой тенденции роста речных перевозок, прежде всего грузов в контейнерах.
  8. +2
    4 июня 2023 06:18
    Здесь надо упомянуть о технократии,которая была нам навязана. Если читать что это такое, то видим-

    .. К основным ценностям относятся принципы оптимизации и объективности.

    Про объективность можно просто забыть. Принцип один- уничтожить все, что напоминало бы людям о советском времени. Больше и больнее всего это коснулось здравоохранения. Все, что было в шаговой доступности, было уничтожено. И конечно это все не могло не коснуться промышленности и природы, нас окружающей.
  9. +1
    8 июня 2023 12:38
    оказавшись нерентабельными или политически невыгодными в условиях рыночной экономики

    Хватит капитализм прикрывать "рыночной экономикой"... :)
    И что значит "политически невыгодными" в пределах одной страны?

    высокий износ речного транспортного флота и глубокий кризис отечественной судостроительной отрасли.

    Это как раз и есть капитализм - который стал карго-культом нынешнего тупинизма в стране
    А вот так выглядит, когда думают о стране и народе

    1. 0
      11 июня 2023 10:11
      Хватит капитализм прикрывать "рыночной экономикой"... :)
      И что значит "политически невыгодными" в пределах одной страны?

      Никто и не прикрывает, элементы капитализма существуют в экономических системах всех без исключения государств. Если капитализм в конкретных ситуациях неэффективен, то это проблема не капитализма, как явления, а системы государственного управления, которая не справляется со своей деятельностью.

      После распада Советского Союза появилось 15 суверенных государств, так что единая речная система бывшего СССР оказалась расположена не в пределах одной страны.
      1. 0
        1 августа 2023 15:51
        единая речная система бывшего СССР оказалась расположена не в пределах одной страны.

        Да ладно... :)
        И что, из основных водных артерий, кроме Днепра, оказалось за пределами России?

        элементы капитализма существуют в экономических системах всех без исключения государств

        Какие конкретно были в СССР?
        1. 0
          16 августа 2023 14:23
          А пример того же Днепра в данном случае недостаточен?
          Да и просто можете открыть физическую карту Советского Союза и внимательно изучить. Подскажу, в Казахстане, например, много интересного для себя откроете.

          В Советском Союзе прекрасно работали и некоторые рыночные механизмы. И культ денег, местами, был даже масштабнее, чем в капиталистических системах.
  10. ksa
    0
    11 июня 2023 15:09
    С развитием сети железных дорог мощнейший торговый речной флот на реке Миссисипи практически исчез, не выдержав конкуренции.