Почему Белоруссия заинтересована в российском севере

3

8 сентября 2022 года в Минске состоялась встреча губернатора Мурманской области Андрея Чибиса с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Одной из ключевых тем мероприятия стала переориентация части белорусских экспортных грузов, в связи с изменившейся геополитической обстановкой в мире. Именно тогда было принято решение о сотрудничестве в данном направлении с Кольским Заполярьем.

В ходе встречи Александр Лукашенко отметил, что глава Российской Федерации Владимир Путин поддерживает начинания Белоруссии в вопросе реализации совместного проекта двух государств на территории Мурманской области, несмотря на то, что белорусская сторона к тому времени уже принимала активное участие в подобном проекте в Санкт-Петербурге. Речь идет о морском многофункциональном перегрузочном комплексе «Бронка».



Кроме того, зашла речь и о сотрудничестве в сфере, касающейся поставок промышленной техники. Стоит отметить, что Мурманская область обладает довольно высоким природно-ресурсным потенциалом, на территории Кольского Заполярья обнаружено более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, где ведется добыча около 30 видов полезных ископаемых. Разведанные запасы большинства из них имеют общероссийское, а по апатитонефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам – мировое значение. Поэтому горно-обогатительные компании региона испытывают определенную необходимость в технике Белорусского автомобильного завода.

Также обсуждались вопросы поставок техники, которая позволит Мурманской области в решении социальных задач. Например, «МАЗ» специально для северных регионов РФ занялся производством автобусов в северной комплектации, а «Белкоммунмаш» планирует и дальше продолжать поставки в Кольское Заполярье пассажирской техники. «Амкодор» может на заказ выпускать самую широкую гамму продукции, в которой регион будет испытывать необходимость.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис также добавил, что в регионе очень большим спросом пользуется прямой поезд Мурманск-Минск, что говорит о том, что у населения имеется заинтересованность в данном маршруте, поэтому необходимо проработать варианты запуска прямого авиасообщения между городами, которое существовало во времена Советского Союза.

Уже почти год прошел с момента визита делегации Мурманской области в столицу Белоруссии. Многие моменты, которые обсуждались в ходе той встречи находятся в процессе реализации, некоторые уже полностью реализованы. Так, 23 мая 2023 года, спустя 30 лет, в аэропорт Мурманска прибыл первый прямой рейс по маршруту «Минск – Мурманск – Минск». Также в 2022 году мурманское предприятие «Электротранспорт» заключило договоры с АО «МАЗ» на поставку в город пассажирских автобусов и троллейбусов, в текущем году ожидается поступление еще 15 электромашин от компании «Белкоммунмаш». В различные муниципалитеты Кольского Заполярья прибыло 12 единиц техники от предприятия «Амкодор». В сфере горнодобывающей и строительной промышленности в регионе трудятся порядка 300 «БЕЛАЗов».

25 мая 2023 года в Мурманскую область прибыла с ответным визитом белорусская делегация, возглавил ее премьер-министр государства Роман Головченко. В ходе встречи подчеркивалось, что по итогам 2022 года удалось достичь рекордного показателя товарооборота между Белоруссией и Кольским Заполярьем, он составил 286 миллионов долларов, увеличившись по сравнению с 2021 годом почти в три раза. Также уточнялось, что подобная тенденция наблюдается и в первом квартале текущего года, что говорит об установлении прочных кооперационных связей, которые в дальнейшем должны составить основу для интеграционного развития в современных геополитических условиях.

Еще одним важным проектом, решение о реализации которого было принято в ходе встречи, стало строительство фирменного регионального ремонтно-сервисного центра «БЕЛАЗ» в Мурманской области. Помимо ввода в эксплуатацию самого центра, проект включает в себя создание рабочих мест в Апатитах, а также активное развитие сферы обслуживания карьерной техники на территории региона. В настоящее время в Кольском Заполярье уже существует подобный сервис, но он занимается только гарантийным и текущем ремонтом техники, новый объект позволит увеличить глубину ремонта, что в условиях Крайнего Севера, где и люди, и оборудование вынуждены трудиться в максимально экстремальных для себя условиях, является крайне важным.

Не обошли стороной участники мероприятия и ключевой проект в рамках сотрудничества между Белоруссией и Мурманской областью. Речь идет об экспорте части грузов из соседнего государства через Северный морской путь. Предполагается, что для этих целей на территории Кольского Заполярья появится терминал по перевалке калийных удобрений. В настоящее время идет активная работа по мониторингу и анализу перспективных площадок для создания всей необходимой портовой инфраструктуры, белорусской стороной изучаются особенности мореплавания в акватории порта Мурманск. Премьер-министр Белоруссии Андрей Головченко заявил, что белорусская сторона получила ряд предложений от руководства Мурманской области по возможному расположению нового терминала. В самое ближайшее время они будут рассмотрены, с ними ознакомится Александр Лукашенко, после чего будет принято окончательное решение. Логичным итогом должен стать переход к стадии бизнес-планирования и юридической проработки сделки.

Подводя итог, хочется порассуждать о целесообразности выбора белорусской стороной для экспорта части своих грузов именно Мурманска. Насколько известно из сообщений средств массовой информации, Белоруссия рассматривала разные пути решения проблемы, связанной с невозможностью перевалки грузов через прибалтийские порты. Некоторые из них в настоящее время активно реализуются (порт «Бронка» в Санкт-Петербурге). Здесь в выгодном свете предстают конкурентные преимущества портовых мощностей, расположенных именно в Мурманске.

Так, при работе в акватории Балтийского моря белорусские компании всегда могут столкнуться с проблемой свободы движения судов из-за ограничительных мер со стороны недружественных государств. Кроме того, возможности Кольского залива и имеющейся в нем инфраструктуры позволяют работать с судами любых габаритов (длина, ширина, осадка). Не стоит забывать и о том, что Мурманский порт является незамерзающим, здесь находится начало Северного морского пути, что фактически гарантирует товарам свободный выход и в Атлантику, и к восточным странам.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 июня 2023 18:36
    Почему Белоруссия заинтересована в российском севере

    По той же причине, по которой Россия заинтересована в белорусском окне в Европу
  2. +1
    4 июня 2023 23:51
    Надо заниматься интегрированием Белоруссии в РФ. Одно государство Россия, но две политические системы. РФ - капитализм, РБ - социализм. Российские барыги при власти против такого, они хотят приватизации РБ, но народ РБ этого не хочет, глядя на то, что сделали эти барыги с РФ. Вот и приходится РБ самой искать выходы.
  3. +1
    5 июня 2023 07:53
    Хоть одна хорошая новость.